Сложные предложения. 8-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цель урока: систематизация знаний о сложных предложениях.

Задачи урока:

– уметь различать группы сложных предложений;
– уметь расставлять знаки препинания и объяснять их постановку;
– научиться составлять схемы предложений;

Оборудование:

– электронная презентация “Сложные предложения” (Приложение 1);
– контрольные тесты для индивидуальной работы (Приложение 2);
– раздаточный материал для работы в группах (Приложение 3);
– кроссворд (Приложение 4).

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие учителя. Оформление начала работы в тетрадях учащимися. Объявление темы урока. Постановка цели и задач урока перед учащимися. (Cлайд 3)

2. Проверка домашнего задания.

“Что мы знаем о сложном предложении?” (Опрос проводится в форме отгадывания и заполнения кроссворда одним подготовленным учащимся). (Cлайд 4-5)

По горизонтали:

1)Раздел русского языка, изучающий строение и значение предложений.

3)Вид сложного предложения, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.

5)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопрос какой?

7)Зависимое предложение, подчиненное по смыслу и грамматически.

9)Вид придаточного предложения, которое присоединяется при помощи союзов как, словно, будто, как будто, точно.

11)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопросы косвенных падежей.

По вертикали:

1)Предложение, в котором две и более грамматических основ.

2)Сложное предложение, части которого связаны только по смыслу и интонационно.

4)Вид сложного предложения, в котором одно предложение подчинено другому с помощью подчинительных союзов.

6)Раздел науки о языке, который изучает постановку знаков препинания.

8)Группа придаточных предложений, которые отвечают на вопросы где, когда, куда, зачем, почему и т.д.

3. Работа в группах. (Cлайд 6-8)

От теории к практике…

– Сегодня на уроке вам предлагаются не просто предложения, а высказывания и афоризмы известных людей: художников, писателей, ученых на неустаревающие темы, темы, которые до сегодняшнего дня волнуют всех от мала до велика. Возможно, вас они тоже заинтересуют и вам захочется их обсудить, высказаться и поспорить о том, не устарели ли взгляды на мир, на искусство, на дружбу, записанные много-много лет назад. Итак, давайте прислушаемся к словам великих и приступим к нашей работе.

Задание: проанализировать предложения; дать им характеристику; составить схемы предложений. (Учащиеся работают на компьютерах (в ссылке) и составляют схемы предложений в электронном варианте).

1 группа

  • Люди которым всегда некогда обыкновенно ничего не делают. (Г.Лихтенберг)
  • Каждый готов проголосовать за самого лучшего но он никогда не выставляет свою кандидатуру. (Фрэнк Хаббард)
  • Мы хвалим других обычно лишь для того чтобы услышать похвалу себе. (Франсуа де Ларошфуко)

2 группа

  • В натуре человеческой есть струны тонкие и нежные с которыми надобно обращаться бережно чтобы не сделать человека несчастным. (В.Г.Белинский)
  • Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей которые во всем с нами согласны. (Франсуа де Ларошфуко)
  • Железо ржавеет стоячая вода гниет а ум человека не находя себе применения чахнет. (Леонардо да Винчи)

3 группа

  • Создает человека природа но развивает и образует его общество. (В.Г.Белинский)
  • Люди отказываются верить что другие могут сделать то чего они сами не могут сделать. (Жан Франсуа Рец)
  • О такой дружбе которая не выдерживает прикосновение голой правды не стоит и жалеть. (Д.Писарев)

– Беседа с учащимися класса.

На какие высказывания вы обратили внимание? Почему?

– Какие из высказываний вам показались актуальными на сегодняшний день? Поясните.

– Назовите авторов, имена которых вам знакомы. Что вы о них знаете?

(Выслушиваются ответы ребят)

4. Индивидуальная работа с тестами. Самопроверка. (Cлайд 9-10)

Проверь себя ! (Уч-ся предлагаются предложения, где знаки препинания не расставлены – высказывания великих людей). Самопроверка.

Оценка “ 5 ” – 4 правильных ответа

Оценка “ 4 ” – 3 правильных ответа

Оценка “ 3 ” – 2 правильных ответа

Оценка “ 2 ” – 1 правильный ответ

Какие результаты у вас получились? Оцените свою работу, пожалуйста.

Вариант 1

1.Найдите сложноподчиненное предложение:

А) Душа любит свет солнца она верит его лучам. (В.Гюго)

Б) Нет такого человеческого существа которое могло бы жить в полной бездеятельности. (Т.Драйзер)

В) Люди будьте человечны ! (Ж. Руссо).

2. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:

А) Все мы привыкли к тому что у нас в России самый с виду непримечательный и скромный человек может оказаться на поверку человеком очень незаурядным. (К.Г.Паустовский)

Б) Выдать чужой секрет-предательство выдать свой-глупость. (Вольтер)

В) Дружба-самое необходимое для жизни так как никто не пожелает себе жизни без друзей… (Аристотель)

3. Найдите сложносочиненное предложение:

А) Счастье достается тому кто много трудится (Леонардо да Винчи)

Б) Дружба и чай хороши когда они крепки и не очень сладки (Ф.Гладков)

В) Все жалуются на свою память но никто не жалуется на свой ум. (Ф.Ларошфуко)

4. Найдите сложное бессоюзное предложение:

А) Ни один человек не счастлив пока он не считает себя счастливым. (Марк Аврелий)

Б) Я не учу мудрости я исцеляю от невежества. (Пифагор).

В) Никогда счастье не ставило человека на такую высоту чтобы он не нуждался в друге. (Сенека).

Вариант 2

1.Найдите сложное бессоюзное предложение:

А) Душа любит свет солнца она верит его лучам. (В.Гюго)

Б) Нет такого человеческого существа которое могло бы жить в полной бездеятельности. (Т.Драйзер)

В) Люди будьте человечны ! (Ж. Руссо).

2. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным причины:

А) Все мы привыкли к тому что у нас в России самый с виду непримечательный и скромный человек может оказаться на поверку человеком очень незаурядным. (К.Г.Паустовский)

Б) Выдать чужой секрет-предательство выдать свой-глупость. (Вольтер)

В) Дружба-самое необходимое для жизни так как никто не пожелает себе жизни без друзей… (Аристотель)

3. Найдите сложноподчиненное предложение:

А) Счастье достается тому кто много трудится (Леонардо да Винчи)

Б) Я не учу мудрости я исцеляю от невежества. (Пифагор).

В) Все жалуются на свою память но никто не жалуется на свой ум. (Ф.Ларошфуко)

4. Найдите сложносочиненное предложение:

А) Ни один человек не счастлив пока он не считает себя счастливым. (Марк Аврелий)

Б) Не вы говорите о заслугах,а пусть люди о вас говорят. (М.И.Калинин)

В) Никогда счастье не ставило человека на такую высоту чтобы он не нуждался в друге. (Сенека).

Вариант 3

1.Найдите сложное бессоюзное предложение:

А) Душа любит свет солнца она верит его лучам. (В.Гюго)

Б) Нет такого человеческого существа которое могло бы жить в полной бездеятельности. (Т.Драйзер)

В) Люди будьте человечны ! (Ж. Руссо).

2. Найдите сложносочиненное предложение:

А) Сначала произведения дают славу автору а потом уже автор дает славу своим произведениям. (Ш.Монтескье)

Б) Выдать чужой секрет-предательство выдать свой-глупость. (Вольтер)

В) Дружба-самое необходимое для жизни так как никто не пожелает себе жизни без друзей… (Аристотель)

3. Найдите сложное бессоюзное предложение:

А) Счастье достается тому кто много трудится (Леонардо да Винчи)

Б) Я не учу мудрости я исцеляю от невежества. (Пифагор).

В) Все жалуются на свою память но никто не жалуется на свой ум. (Ф.Ларошфуко)

4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:

А) Ни один человек не счастлив пока он не считает себя счастливым. (Марк Аврелий)

Б) Не вы говорите о заслугах а пусть люди о вас говорят. (М.И.Калинин)

В) Никогда счастье не ставило человека на такую высоту чтобы он не нуждался в друге. (Сенека).

5.

Возможно, некоторые из афоризмов дали вам какое-то начало для написания мини-сочинения, рассуждения на волнующую вас тему. Поэтому для вас необычное задание.

Творческое задание в группах. (Cлайд 11) Задание: составьте связный текст по данным схемам.

1. (Если…), […].

2. (Чтобы…), [...].

3. [Там, (где…), …].

4. […], (как будто…).

5. [… потому], (что…).

6. […], (так что…).

7. […], (хотя…).

6. Подведение итогов урока. (Cлайд 12)

– Выводы уч-ся.

– Умеем различать группы сложных предложений;

– Умеем расставлять знаки препинания и объяснять их постановку;

– Умеем составлять схемы предложений;

– Заканчивая наш урок, хочется надеяться, что каждый из вас что-то возьмет для себя с сегодняшнего урока, из высказываний мудрых людей и не раз вспомнит о них, совершая те или иные поступки. Благодарю всех за урок.

Используемая литература:

  1. Учебник. Русский язык. 8 класс. Под ред. Разумовской М.М.
  2. Большая книга афоризмов. Душенко К.В. Изд-во Эксмо М. 2002.
  3. Мысли и изречения. Сост. С.Х.Карин. Алма-Ата, Казгосиздат, 1963.
  4. Газета “Русский язык” № 43 2001 год.