Цель урока: систематизация знаний о сложных предложениях.
Задачи урока:
– уметь различать группы сложных предложений;
– уметь расставлять знаки препинания и
объяснять их постановку;
– научиться составлять схемы предложений;
Оборудование:
– электронная презентация “Сложные
предложения” (Приложение 1);
– контрольные тесты для индивидуальной работы (Приложение 2);
– раздаточный материал для работы в группах (Приложение 3);
– кроссворд (Приложение 4).
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя. Оформление начала работы в тетрадях учащимися. Объявление темы урока. Постановка цели и задач урока перед учащимися. (Cлайд 3)
2. Проверка домашнего задания.
“Что мы знаем о сложном предложении?” (Опрос проводится в форме отгадывания и заполнения кроссворда одним подготовленным учащимся). (Cлайд 4-5)
По горизонтали:
1)Раздел русского языка, изучающий строение и значение предложений.
3)Вид сложного предложения, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.
5)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопрос какой?
7)Зависимое предложение, подчиненное по смыслу и грамматически.
9)Вид придаточного предложения, которое присоединяется при помощи союзов как, словно, будто, как будто, точно.
11)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопросы косвенных падежей.
По вертикали:
1)Предложение, в котором две и более грамматических основ.
2)Сложное предложение, части которого связаны только по смыслу и интонационно.
4)Вид сложного предложения, в котором одно предложение подчинено другому с помощью подчинительных союзов.
6)Раздел науки о языке, который изучает постановку знаков препинания.
8)Группа придаточных предложений, которые отвечают на вопросы где, когда, куда, зачем, почему и т.д.
3. Работа в группах. (Cлайд 6-8)
От теории к практике…
– Сегодня на уроке вам предлагаются не просто предложения, а высказывания и афоризмы известных людей: художников, писателей, ученых на неустаревающие темы, темы, которые до сегодняшнего дня волнуют всех от мала до велика. Возможно, вас они тоже заинтересуют и вам захочется их обсудить, высказаться и поспорить о том, не устарели ли взгляды на мир, на искусство, на дружбу, записанные много-много лет назад. Итак, давайте прислушаемся к словам великих и приступим к нашей работе.
Задание: проанализировать предложения; дать им характеристику; составить схемы предложений. (Учащиеся работают на компьютерах (в ссылке) и составляют схемы предложений в электронном варианте).
1 группа
- Люди которым всегда некогда обыкновенно ничего не делают. (Г.Лихтенберг)
- Каждый готов проголосовать за самого лучшего но он никогда не выставляет свою кандидатуру. (Фрэнк Хаббард)
- Мы хвалим других обычно лишь для того чтобы услышать похвалу себе. (Франсуа де Ларошфуко)
2 группа
- В натуре человеческой есть струны тонкие и нежные с которыми надобно обращаться бережно чтобы не сделать человека несчастным. (В.Г.Белинский)
- Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей которые во всем с нами согласны. (Франсуа де Ларошфуко)
- Железо ржавеет стоячая вода гниет а ум человека не находя себе применения чахнет. (Леонардо да Винчи)
3 группа
- Создает человека природа но развивает и образует его общество. (В.Г.Белинский)
- Люди отказываются верить что другие могут сделать то чего они сами не могут сделать. (Жан Франсуа Рец)
- О такой дружбе которая не выдерживает прикосновение голой правды не стоит и жалеть. (Д.Писарев)
– Беседа с учащимися класса.
– На какие высказывания вы обратили внимание? Почему?
– Какие из высказываний вам показались актуальными на сегодняшний день? Поясните.
– Назовите авторов, имена которых вам знакомы. Что вы о них знаете?
(Выслушиваются ответы ребят)
4. Индивидуальная работа с тестами. Самопроверка. (Cлайд 9-10)
Проверь себя ! (Уч-ся предлагаются предложения, где знаки препинания не расставлены – высказывания великих людей). Самопроверка.
Оценка “ 5 ” – 4 правильных ответа
Оценка “ 4 ” – 3 правильных ответа
Оценка “ 3 ” – 2 правильных ответа
Оценка “ 2 ” – 1 правильный ответ
– Какие результаты у вас получились? Оцените свою работу, пожалуйста.
Вариант 1
1.Найдите сложноподчиненное предложение:
А) Душа любит свет солнца она верит его лучам. (В.Гюго)
Б) Нет такого человеческого существа которое могло бы жить в полной бездеятельности. (Т.Драйзер)
В) Люди будьте человечны ! (Ж. Руссо).
2. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:
А) Все мы привыкли к тому что у нас в России самый с виду непримечательный и скромный человек может оказаться на поверку человеком очень незаурядным. (К.Г.Паустовский)
Б) Выдать чужой секрет-предательство выдать свой-глупость. (Вольтер)
В) Дружба-самое необходимое для жизни так как никто не пожелает себе жизни без друзей… (Аристотель)
3. Найдите сложносочиненное предложение:
А) Счастье достается тому кто много трудится (Леонардо да Винчи)
Б) Дружба и чай хороши когда они крепки и не очень сладки (Ф.Гладков)
В) Все жалуются на свою память но никто не жалуется на свой ум. (Ф.Ларошфуко)
4. Найдите сложное бессоюзное предложение:
А) Ни один человек не счастлив пока он не считает себя счастливым. (Марк Аврелий)
Б) Я не учу мудрости я исцеляю от невежества. (Пифагор).
В) Никогда счастье не ставило человека на такую высоту чтобы он не нуждался в друге. (Сенека).
Вариант 2
1.Найдите сложное бессоюзное предложение:
А) Душа любит свет солнца она верит его лучам. (В.Гюго)
Б) Нет такого человеческого существа которое могло бы жить в полной бездеятельности. (Т.Драйзер)
В) Люди будьте человечны ! (Ж. Руссо).
2. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным причины:
А) Все мы привыкли к тому что у нас в России самый с виду непримечательный и скромный человек может оказаться на поверку человеком очень незаурядным. (К.Г.Паустовский)
Б) Выдать чужой секрет-предательство выдать свой-глупость. (Вольтер)
В) Дружба-самое необходимое для жизни так как никто не пожелает себе жизни без друзей… (Аристотель)
3. Найдите сложноподчиненное предложение:
А) Счастье достается тому кто много трудится (Леонардо да Винчи)
Б) Я не учу мудрости я исцеляю от невежества. (Пифагор).
В) Все жалуются на свою память но никто не жалуется на свой ум. (Ф.Ларошфуко)
4. Найдите сложносочиненное предложение:
А) Ни один человек не счастлив пока он не считает себя счастливым. (Марк Аврелий)
Б) Не вы говорите о заслугах,а пусть люди о вас говорят. (М.И.Калинин)
В) Никогда счастье не ставило человека на такую высоту чтобы он не нуждался в друге. (Сенека).
Вариант 3
1.Найдите сложное бессоюзное предложение:
А) Душа любит свет солнца она верит его лучам. (В.Гюго)
Б) Нет такого человеческого существа которое могло бы жить в полной бездеятельности. (Т.Драйзер)
В) Люди будьте человечны ! (Ж. Руссо).
2. Найдите сложносочиненное предложение:
А) Сначала произведения дают славу автору а потом уже автор дает славу своим произведениям. (Ш.Монтескье)
Б) Выдать чужой секрет-предательство выдать свой-глупость. (Вольтер)
В) Дружба-самое необходимое для жизни так как никто не пожелает себе жизни без друзей… (Аристотель)
3. Найдите сложное бессоюзное предложение:
А) Счастье достается тому кто много трудится (Леонардо да Винчи)
Б) Я не учу мудрости я исцеляю от невежества. (Пифагор).
В) Все жалуются на свою память но никто не жалуется на свой ум. (Ф.Ларошфуко)
4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
А) Ни один человек не счастлив пока он не считает себя счастливым. (Марк Аврелий)
Б) Не вы говорите о заслугах а пусть люди о вас говорят. (М.И.Калинин)
В) Никогда счастье не ставило человека на такую высоту чтобы он не нуждался в друге. (Сенека).
5.
– Возможно, некоторые из афоризмов дали вам какое-то начало для написания мини-сочинения, рассуждения на волнующую вас тему. Поэтому для вас необычное задание.
Творческое задание в группах. (Cлайд 11) Задание: составьте связный текст по данным схемам.
1. (Если…), […].
2. (Чтобы…), [...].
3. [Там, (где…), …].
4. […], (как будто…).
5. [… потому], (что…).
6. […], (так что…).
7. […], (хотя…).
6. Подведение итогов урока. (Cлайд 12)
– Выводы уч-ся.
– Умеем различать группы сложных предложений;
– Умеем расставлять знаки препинания и объяснять их постановку;
– Умеем составлять схемы предложений;
– Заканчивая наш урок, хочется надеяться, что каждый из вас что-то возьмет для себя с сегодняшнего урока, из высказываний мудрых людей и не раз вспомнит о них, совершая те или иные поступки. Благодарю всех за урок.
Используемая литература:
- Учебник. Русский язык. 8 класс. Под ред. Разумовской М.М.
- Большая книга афоризмов. Душенко К.В. Изд-во Эксмо М. 2002.
- Мысли и изречения. Сост. С.Х.Карин. Алма-Ата, Казгосиздат, 1963.
- Газета “Русский язык” № 43 2001 год.