Цель урока: систематизация знаний о сложных предложениях.
Задачи урока:
– уметь различать группы сложных предложений;
– уметь расставлять знаки препинания и
объяснять их постановку;
– научиться составлять схемы предложений;
Оборудование:
– электронная презентация “Сложные
предложения” (Приложение 1);
– контрольные тесты для индивидуальной работы (Приложение 2);
– раздаточный материал для работы в группах (Приложение 3);
– кроссворд (Приложение 4).
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учителя. Оформление начала работы в тетрадях учащимися. Объявление темы урока. Постановка цели и задач урока перед учащимися. (Cлайд 3)
2. Проверка домашнего задания.
“Что мы знаем о сложном предложении?” (Опрос проводится в форме отгадывания и заполнения кроссворда одним подготовленным учащимся). (Cлайд 4-5)
По горизонтали:
1)Раздел русского языка, изучающий строение и значение предложений.
3)Вид сложного предложения, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.
5)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопрос какой?
7)Зависимое предложение, подчиненное по смыслу и грамматически.
9)Вид придаточного предложения, которое присоединяется при помощи союзов как, словно, будто, как будто, точно.
11)Вид придаточного предложения, которое отвечает на вопросы косвенных падежей.
По вертикали:
1)Предложение, в котором две и более грамматических основ.
2)Сложное предложение, части которого связаны только по смыслу и интонационно.
4)Вид сложного предложения, в котором одно предложение подчинено другому с помощью подчинительных союзов.
6)Раздел науки о языке, который изучает постановку знаков препинания.
8)Группа придаточных предложений, которые отвечают на вопросы где, когда, куда, зачем, почему и т.д.
3. Работа в группах.
(Cлайд 6-8)От теории к практике…
– Сегодня на уроке вам предлагаются не просто предложения, а высказывания и афоризмы известных людей: художников, писателей, ученых на неустаревающие темы, темы, которые до сегодняшнего дня волнуют всех от мала до велика. Возможно, вас они тоже заинтересуют и вам захочется их обсудить, высказаться и поспорить о том, не устарели ли взгляды на мир, на искусство, на дружбу, записанные много-много лет назад. Итак, давайте прислушаемся к словам великих и приступим к нашей работе.
Задание: проанализировать предложения; дать им характеристику; составить схемы предложений. (Учащиеся работают на компьютерах (в ссылке) и составляют схемы предложений в электронном варианте).
1 группа
-
Люди которым всегда некогда обыкновенно
ничего не делают. (Г.Лихтенберг)
Каждый готов проголосовать за самого
лучшего но он никогда не выставляет свою
кандидатуру. (Фрэнк Хаббард)
Мы хвалим других обычно лишь для того
чтобы услышать похвалу себе. (Франсуа де
Ларошфуко)
2 группа
-
В натуре человеческой есть струны тонкие и
нежные с которыми надобно обращаться бережно
чтобы не сделать человека несчастным.
(В.Г.Белинский)
Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей
которые во всем с нами согласны. (Франсуа де
Ларошфуко)
Железо ржавеет стоячая вода гниет а ум
человека не находя себе применения чахнет.
(Леонардо да Винчи)
3 группа
-
Создает человека природа но развивает и
образует его общество. (В.Г.Белинский)
Люди отказываются верить что другие могут
сделать то чего они сами не могут сделать. (Жан
Франсуа Рец)
О такой дружбе которая не выдерживает
прикосновение голой правды не стоит и жалеть.
(Д.Писарев)
– Беседа с учащимися класса.
– На какие высказывания вы обратили внимание? Почему?
– Какие из высказываний вам показались актуальными на сегодняшний день? Поясните.
– Назовите авторов, имена которых вам знакомы. Что вы о них знаете?
(Выслушиваются ответы ребят)
4. Индивидуальная работа с тестами. Самопроверка
. (Cлайд 9-10)Проверь себя ! (Уч-ся предлагаются предложения, где знаки препинания не расставлены – высказывания великих людей). Самопроверка.
Оценка “ 5 ” – 4 правильных ответа
Оценка “ 4 ” – 3 правильных ответа
Оценка “ 3 ” – 2 правильных ответа
Оценка “ 2 ” – 1 правильный ответ
– Какие результаты у вас получились? Оцените свою работу, пожалуйста.
Вариант 1
1.Найдите сложноподчиненное предложение:
А) Душа любит свет солнца она верит его лучам. (В.Гюго)
Б) Нет такого человеческого существа которое могло бы жить в полной бездеятельности. (Т.Драйзер)
В) Люди будьте человечны ! (Ж. Руссо).
2. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным:
А) Все мы привыкли к тому что у нас в России самый с виду непримечательный и скромный человек может оказаться на поверку человеком очень незаурядным. (К.Г.Паустовский)
Б) Выдать чужой секрет-предательство выдать свой-глупость. (Вольтер)
В) Дружба-самое необходимое для жизни так как никто не пожелает себе жизни без друзей… (Аристотель)
3. Найдите сложносочиненное предложение:
А) Счастье достается тому кто много трудится (Леонардо да Винчи)
Б) Дружба и чай хороши когда они крепки и не очень сладки (Ф.Гладков)
В) Все жалуются на свою память но никто не жалуется на свой ум. (Ф.Ларошфуко)
4. Найдите сложное бессоюзное предложение:
А) Ни один человек не счастлив пока он не считает себя счастливым. (Марк Аврелий)
Б) Я не учу мудрости я исцеляю от невежества. (Пифагор).
В) Никогда счастье не ставило человека на такую высоту чтобы он не нуждался в друге. (Сенека).
Вариант 2
1.Найдите сложное бессоюзное предложение:
А) Душа любит свет солнца она верит его лучам. (В.Гюго)
Б) Нет такого человеческого существа которое могло бы жить в полной бездеятельности. (Т.Драйзер)
В) Люди будьте человечны ! (Ж. Руссо).
2. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным причины:
А) Все мы привыкли к тому что у нас в России самый с виду непримечательный и скромный человек может оказаться на поверку человеком очень незаурядным. (К.Г.Паустовский)
Б) Выдать чужой секрет-предательство выдать свой-глупость. (Вольтер)
В) Дружба-самое необходимое для жизни так как никто не пожелает себе жизни без друзей… (Аристотель)
3. Найдите сложноподчиненное предложение:
А) Счастье достается тому кто много трудится (Леонардо да Винчи)
Б) Я не учу мудрости я исцеляю от невежества. (Пифагор).
В) Все жалуются на свою память но никто не жалуется на свой ум. (Ф.Ларошфуко)
4. Найдите сложносочиненное предложение:
А) Ни один человек не счастлив пока он не считает себя счастливым. (Марк Аврелий)
Б) Не вы говорите о заслугах,а пусть люди о вас говорят. (М.И.Калинин)
В) Никогда счастье не ставило человека на такую высоту чтобы он не нуждался в друге. (Сенека).
Вариант 3
1.Найдите сложное бессоюзное предложение:
А) Душа любит свет солнца она верит его лучам. (В.Гюго)
Б) Нет такого человеческого существа которое могло бы жить в полной бездеятельности. (Т.Драйзер)
В) Люди будьте человечны ! (Ж. Руссо).
2. Найдите сложносочиненное предложение:
А) Сначала произведения дают славу автору а потом уже автор дает славу своим произведениям. (Ш.Монтескье)
Б) Выдать чужой секрет-предательство выдать свой-глупость. (Вольтер)
В) Дружба-самое необходимое для жизни так как никто не пожелает себе жизни без друзей… (Аристотель)
3. Найдите сложное бессоюзное предложение:
А) Счастье достается тому кто много трудится (Леонардо да Винчи)
Б) Я не учу мудрости я исцеляю от невежества. (Пифагор).
В) Все жалуются на свою память но никто не жалуется на свой ум. (Ф.Ларошфуко)
4. Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным:
А) Ни один человек не счастлив пока он не считает себя счастливым. (Марк Аврелий)
Б) Не вы говорите о заслугах а пусть люди о вас говорят. (М.И.Калинин)
В) Никогда счастье не ставило человека на такую высоту чтобы он не нуждался в друге. (Сенека).
5.
– Возможно, некоторые из афоризмов дали вам какое-то начало для написания мини-сочинения, рассуждения на волнующую вас тему. Поэтому для вас необычное задание.
Творческое задание в группах. (Cлайд 11) Задание: составьте связный текст по данным схемам.
1. (Если…), […].
2. (Чтобы…), [...].
3. [Там, (где…), …].
4. […], (как будто…).
5. [… потому], (что…).
6. […], (так что…).
7. […], (хотя…).
6. Подведение итогов урока
. (Cлайд 12)– Выводы уч-ся.
– Умеем различать группы сложных предложений;
– Умеем расставлять знаки препинания и объяснять их постановку;
– Умеем составлять схемы предложений;
– Заканчивая наш урок, хочется надеяться, что каждый из вас что-то возьмет для себя с сегодняшнего урока, из высказываний мудрых людей и не раз вспомнит о них, совершая те или иные поступки. Благодарю всех за урок.
Используемая литература:
- Учебник. Русский язык. 8 класс. Под ред. Разумовской М.М.
- Большая книга афоризмов. Душенко К.В. Изд-во Эксмо М. 2002.
- Мысли и изречения. Сост. С.Х.Карин. Алма-Ата, Казгосиздат, 1963.
- Газета “Русский язык” № 43 2001 год.