Занятие рассчитано на два смежных урока.
На предшествующих уроках изучены следующие особенности имен прилагательных:
1. Лексико-грамматические:
а) разряды:
– качественные: имеют степени
сравнения (исходную, сравнительную и
превосходную, две последние в простой и
составной форме);
употребляются в полной и краткой форме;
могут в своем составе иметь суффиксы оценки;
способны сочетаться с наречиями степени;
– относительные: их возможно заменить на имена существительные, так как чаще всего обозначают материал, из которого сделан предмет, или место расположения предмета;
– притяжательные: обозначают принадлежность предмету, имеют в своем составе определенные суффиксы (-ов, -ин, -ий);
б) грамматические категории рода, числа, падежа, зависящие от определяемого существительного или местоимения.
2. Синтаксические:
а) функция в предложении полных имен прилагательных;
б) функция в предложении кратких имен прилагательных и прилагательных в сравнительной степени.
3. Особенности морфемного состава и словообразования.
4. Орфографические особенности:
а) правописание суффиксов;
б) правописание окончаний.
Цель: уточнить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя прилагательное”, совершенствовать умения и навыки определения лексико-грамматических характеристик изучаемой части речи.
Задачи:
- Учить выявлять отличительные признаки имен прилагательных различных лексико-грамматических разрядов, совершенствовать навыки образования степеней сравнения прилагательных.
- Развивать связную речь учащихся, совершенствовать умение создавать выразительные, яркие произведения речи, вырабатывать орфографическую зоркость, навык морфемного членения слова.
- Воспитывать чувство родного языка, внимательное отношение к слову, интерес к истории языка и к предмету в целом.
Оборудование: мультимедиапроектор, таблица образования степеней сравнения имен прилагательных, карточки с исходным и деформированным текстом (текст составлен автором разработки), карточки для групповой работы.
Ход урока
I. Постановка целей и определение задач урока.
II. Основная часть.
1. Чтение текста с целью выявления роли имен прилагательных в нем. Возможно, как вариант работы, сопоставить данный на экране проектора текст с деформированным (на индивидуальных карточках), в котором нет значительной части имен прилагательных, и таким образом наглядно продемонстрировать их роль: делать текст ярким, образным, выразительным, неповторимым.
Текст для анализа
Исходный:
Засентябрило… Ночи все длиннее, прохладнее. В ожидании рассвета прозрачная речка, озябнув, накрывается по утрам теплым одеялом: тугой, словно вата, туман, расползаясь по пойме, заботливо укрывает еще совсем теплую воду. Целуя золотой песок, у ног плещется сонная река. Еще блестит латунная лунная дорожка, еще синеватые сумерки скрывают береговые очертания, но уже вот-вот начнется громкий птичий гомон, уже скоро запоет первая пичуга, созывая подруг к отлету. Спокойна и тиха безветренная задумчивая осень. Не топай, не иди напролом, человек! Ступай тихо и осторожно, не сломив и тоненькой, самой хрупкой травинки. Наклонись, посмотри, прислушайся: здесь продолжается жизнь и столько всего удивительного!..
Деформированный:
Засентябрило… Ночи все длиннее, прохладнее. В ожидании рассвета речка, озябнув, накрывается по утрам одеялом: словно вата, туман, расползаясь по пойме, заботливо укрывает воду. Целуя песок, у ног плещется река. Еще блестит лунная дорожка, еще сумерки скрывают береговые очертания, но уже вот-вот начнется птичий гомон, уже скоро запоет первая пичуга, созывая подруг к отлету. Спокойна и тиха осень. Не топай, не иди напролом, человек! Ступай тихо и осторожно, не сломив и травинки. Наклонись, посмотри, прислушайся: здесь продолжается жизнь и столько всего!..
Вопросы и задания по тексту:
– Назовите имена прилагательные, встретившиеся в данном тексте.
– Определите их стилистическую роль.
– В каком значении они употребляются: прямом или переносном?
– Какую роль играют прилагательные в тексте?
(Предполагается фронтальная работа).
3. Определение лексико-грамматических разрядов имен прилагательных. На данном этапе урока предполагаются индивидуальные полные ответы учащихся. Вопросы проговариваются учителем и проецируются на экран. Исходный текст роздан на столы в печатном варианте.
– Что необходимо учесть, чтобы определить разряд имен прилагательных?
– Найдите в тексте относительные имена прилагательные. Докажите их отнесенность к этому разряду. (Лунная дорожка – дорожка от луны, береговые очертания – очертания берега).
– Каковы же отличительные особенности относительных имен прилагательных? (Не обозначают признак, проявляющийся в большей или меньшей степени, не образуют краткой формы, их можно заменить именами существительными и др.)
– Найдите в тексте качественные имена прилагательные. Докажите их принадлежность к этому разряду. (Прозрачная речка, теплым одеялом, синеватые сумерки).
– Каковы отличительные особенности качественных имен прилагательных? (Обозначают признак, проявляющийся в большей или меньшей степени, образуют краткую форму, могут иметь суффиксы оценки, сочетаться с наречиями степени и др.: длиннее, прохладнее – имена прилагательные в сравнительной степени в простой форме, совсем теплую – имя прилагательное сочетается с наречием степени, спокойна и тиха – имена прилагательные употреблены в краткой форме, тоненькой – имя прилагательное имеет в своем составе уменьшительно-ласкательный суффикс, самой хрупкой – имя прилагательное в превосходной степени в составной форме).
В ходе этой работы можно уточнить, как образуются сравнительная и превосходная степени, краткая форма, от некоторых прилагательных в исходной форме образовать степени сравнения, краткую форму, употребить их с наречиями степени и суффиксами оценки, а также сообщить о том, что в современном языке полные формы прилагательных – исходные, хотя исторически исходными были краткие формы.
Синхронно ответам учащихся на экран проецируется следующая таблица:
Сравнительная степень |
|
Простая форма |
Сложная (аналитическая) форма |
Образуется при помощи суффикса -ее (-ей): красивый — красивее; при помощи суффикса -е: высокий — выше, дорогой — дороже; при помощи суффикса -ше: тонкий — тоньше; от других основ: хороший — лучше |
Образуется путем прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее четкий |
Превосходная степень |
|
Простая форма |
Сложная (аналитическая) форма |
Образуется при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: красивейший, высочайший; при помощи суффикса -ш-: высший, низший; иногда к названным суффиксам добавляется приставка наи-: наикрасивейший, наивысший; от других основ: хороший — лучший |
Образуется прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный, наименее высокий; прибавлением к простой сравнительной степени прилагательных слов всех, всего: всех милее, всего красивее |
– Является ли неподвижной граница между качественными и относительными именами прилагательными? Докажите это на примере имен прилагательных из текста. (Золотой песок – качественное, золотое кольцо – относительное; латунная дорожка – качественное, латунная посуда – относительное).
– Сделайте вывод о том, в каком значении употребляются имена прилагательные, перешедшие из разряда относительных в разряд качественных. (Только в переносном. Эта особенность прилагательных используется для образования тропов).
– Найдите в тексте притяжательные (-ое) имена (имя) прилагательные (-ое). Докажите принадлежность к этому разряду. (Птичий гомон – обозначает принадлежность и имеет в своем составе соответствующий суффикс).
– Каковы же отличительные особенности притяжательных имен прилагательных?
– В чем отличие морфемного состава имен прилагательных ‘громкий’ и ‘птичий’. Проанализируйте и дайте ответ. (Прилагательное ‘громкий’ – качественное, а значит, -ий является окончанием, что обнаруживается при сопоставлении падежных форм; прилагательное ‘птичий’ – притяжательное, а значит, -ий является суффиксом, что обнаруживается в ходе аналогичной работы по сопоставлению падежных форм).
– Не используя текст, над которым мы работаем на сегодняшнем уроке, приведите пример имен прилагательных, которые могут менять свой разряд в зависимости от контекста. (Лисья нора – притяжательное, лисий воротник – относительное, лисий взгляд – качественное; медвежья берлога – притяжательное, медвежья шуба – относительное, медвежья походка – качественное). Таким образом, имена прилагательные способны переходить из разряда в разряд, поэтому вопрос о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных является открытым в современной науке о языке.
– Каких же имен прилагательных больше всего в тексте? (Качественных). Это еще раз подтверждает, что качественные имена прилагательные являются центральной группой.
3. Определение морфологических и синтаксических свойств имен прилагательных, выявление их взаимосвязи. На данном этапе урока предполагается самостоятельная работа с последующим фронтальным анализом.
– Выпишите из текста три-четыре словосочетания структуры “имя существительное + полное имя прилагательное”. Продемонстрируйте взаимосвязь их компонентов. (Прозрачная речка, золотой песок, теплым одеялом, береговые очертания и др. – имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже).
– Какую функцию выполняют все эти прилагательные в предложениях? (Являются согласованными определениями).
– Выпишите из текста предложение (-я), в котором (-ых) есть краткие имена прилагательные. Подчеркните грамматическую основу. (Спокойна и тиха безветренная задумчивая осень). Как они согласуются с именем существительным? (Только в роде и числе, так как по падежам не изменяются и являются сказуемым в предложении, хотя в древнерусском языке краткие имена прилагательные склонялись, доказательством этому служат устойчивые выражения, сохранившиеся в современном языке: средь бела дня, на босу ногу, от мала до велика, что доказывает: язык – явление развивающееся).
– В какой форме имена прилагательные тоже всегда являются сказуемыми? Докажите, выписав необходимый пример из текста. (Ночи все длиннее, прохладнее – имена прилагательные в простой сравнительной степени являются частью составного именного сказуемого).
– Итак, что же объединяет имена прилагательные в краткой форме и сравнительной степени? (Они входят в состав сказуемого).
– Что отличает краткие имена прилагательные и имена прилагательные в простой сравнительной степени? (Краткие имена прилагательные могут изменяться по родам и числам, а имена прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются).
4. Орфографические особенности имен прилагательных. Предполагается самостоятельная работа в парах с последующим анализом выполненного.
– Какой прием нужно использовать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного? (Установить связь между определяемым словом и именем прилагательным с помощью вопроса: речка (какая?) прозрачная, травинки (какой?) хрупкой). Сделать вывод о правописании окончаний прилагательных.
– Какие орфографические нормы написания суффиксов имен прилагательных можно продемонстрировать на примере данного текста? (Сонная река – сон + н, безветренная осень – слово-исключение, но с приставкой, задумчивая – суффиксы -чив-, -лив- всегда пишутся с буквой -и-, тоненькой – уменьшительно-ласкательный суффикс –еньк- пишется после мягкого согласного, синеватые – суффикс -еват-, обозначающий оттенок цвета, пишется с буквой –е- после мягкого согласного, спокойна – в суффиксах кратких имен прилагательных пишется столько же -н-, сколько и в полных).
5. Творческая работа. Предполагается в группах по четыре человека. На столы раздаются карточки для работы в группах.
– Распространить данные предложения именами прилагательными разных разрядов (возможно использование предложений из произведений художественной литературы с пропущенными именами прилагательными).
– Сравнить полученные предложения с авторскими, сделать вывод о роли имен прилагательных и эстетических свойствах авторских и собственных предложений.
III. Итог урока
.– Что нового и интересного вы открыли для себя об имени прилагательном?
– Что было самым трудным в этой теме?
Заключительное слово учителя о месте изучаемой части речи в системе русского национального литературного языка.
Анализ работы класса, комментированное выставление оценок.
IV. Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра с использованием имен прилагательных различных разрядов и форм на темы “Эти удивительные имена прилагательные”, “Предзимье” (по выбору учащихся).