Имя прилагательное. Лексико-грамматические свойства

Разделы: Русский язык


Занятие рассчитано на два смежных урока.

На предшествующих уроках изучены следующие особенности имен прилагательных:

1. Лексико-грамматические:

а) разряды:

– качественные: имеют степени сравнения (исходную, сравнительную и превосходную, две последние в простой и составной форме);
употребляются в полной и краткой форме;
могут в своем составе иметь суффиксы оценки;
способны сочетаться с наречиями степени;

– относительные: их возможно заменить на имена существительные, так как чаще всего обозначают материал, из которого сделан предмет, или место расположения предмета;

– притяжательные: обозначают принадлежность предмету, имеют в своем составе определенные суффиксы (-ов, -ин, -ий);

б) грамматические категории рода, числа, падежа, зависящие от определяемого существительного или местоимения.

2. Синтаксические:

а) функция в предложении полных имен прилагательных;

б) функция в предложении кратких имен прилагательных и прилагательных в сравнительной степени.

3. Особенности морфемного состава и словообразования.

4. Орфографические особенности:

а) правописание суффиксов;

б) правописание окончаний.

Цель: уточнить, обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя прилагательное”, совершенствовать умения и навыки определения лексико-грамматических характеристик изучаемой части речи.

Задачи:

  1. Учить выявлять отличительные признаки имен прилагательных различных лексико-грамматических разрядов, совершенствовать навыки образования степеней сравнения прилагательных.
  2. Развивать связную речь учащихся, совершенствовать умение создавать выразительные, яркие произведения речи, вырабатывать орфографическую зоркость, навык морфемного членения слова.
  3. Воспитывать чувство родного языка, внимательное отношение к слову, интерес к истории языка и к предмету в целом.

Оборудование: мультимедиапроектор, таблица образования степеней сравнения имен прилагательных, карточки с исходным и деформированным текстом (текст составлен автором разработки), карточки для групповой работы.

Ход урока

I. Постановка целей и определение задач урока.

II. Основная часть.

1. Чтение текста с целью выявления роли имен прилагательных в нем. Возможно, как вариант работы, сопоставить данный на экране проектора текст с деформированным (на индивидуальных карточках), в котором нет значительной части имен прилагательных, и таким образом наглядно продемонстрировать их роль: делать текст ярким, образным, выразительным, неповторимым.

Текст для анализа

Исходный:

Засентябрило… Ночи все длиннее, прохладнее. В ожидании рассвета прозрачная речка, озябнув, накрывается по утрам теплым одеялом: тугой, словно вата, туман, расползаясь по пойме, заботливо укрывает еще совсем теплую воду. Целуя золотой песок, у ног плещется сонная река. Еще блестит латунная лунная дорожка, еще синеватые сумерки скрывают береговые очертания, но уже вот-вот начнется громкий птичий гомон, уже скоро запоет первая пичуга, созывая подруг к отлету. Спокойна и тиха безветренная задумчивая осень. Не топай, не иди напролом, человек! Ступай тихо и осторожно, не сломив и тоненькой, самой хрупкой травинки. Наклонись, посмотри, прислушайся: здесь продолжается жизнь и столько всего удивительного!..

Деформированный:

Засентябрило… Ночи все длиннее, прохладнее. В ожидании рассвета речка, озябнув, накрывается по утрам одеялом: словно вата, туман, расползаясь по пойме, заботливо укрывает воду. Целуя песок, у ног плещется река. Еще блестит лунная дорожка, еще сумерки скрывают береговые очертания, но уже вот-вот начнется птичий гомон, уже скоро запоет первая пичуга, созывая подруг к отлету. Спокойна и тиха осень. Не топай, не иди напролом, человек! Ступай тихо и осторожно, не сломив и травинки. Наклонись, посмотри, прислушайся: здесь продолжается жизнь и столько всего!..

Вопросы и задания по тексту:

– Назовите имена прилагательные, встретившиеся в данном тексте.

– Определите их стилистическую роль.

– В каком значении они употребляются: прямом или переносном?

– Какую роль играют прилагательные в тексте?

(Предполагается фронтальная работа).

3. Определение лексико-грамматических разрядов имен прилагательных. На данном этапе урока предполагаются индивидуальные полные ответы учащихся. Вопросы проговариваются учителем и проецируются на экран. Исходный текст роздан на столы в печатном варианте.

– Что необходимо учесть, чтобы определить разряд имен прилагательных?

– Найдите в тексте относительные имена прилагательные. Докажите их отнесенность к этому разряду. (Лунная дорожка – дорожка от луны, береговые очертания – очертания берега).

– Каковы же отличительные особенности относительных имен прилагательных? (Не обозначают признак, проявляющийся в большей или меньшей степени, не образуют краткой формы, их можно заменить именами существительными и др.)

– Найдите в тексте качественные имена прилагательные. Докажите их принадлежность к этому разряду. (Прозрачная речка, теплым одеялом, синеватые сумерки).

– Каковы отличительные особенности качественных имен прилагательных? (Обозначают признак, проявляющийся в большей или меньшей степени, образуют краткую форму, могут иметь суффиксы оценки, сочетаться с наречиями степени и др.: длиннее, прохладнее – имена прилагательные в сравнительной степени в простой форме, совсем теплую – имя прилагательное сочетается с наречием степени, спокойна и тиха – имена прилагательные употреблены в краткой форме, тоненькой – имя прилагательное имеет в своем составе уменьшительно-ласкательный суффикс, самой хрупкой – имя прилагательное в превосходной степени в составной форме).

В ходе этой работы можно уточнить, как образуются сравнительная и превосходная степени, краткая форма, от некоторых прилагательных в исходной форме образовать степени сравнения, краткую форму, употребить их с наречиями степени и суффиксами оценки, а также сообщить о том, что в современном языке полные формы прилагательных – исходные, хотя исторически исходными были краткие формы.

Синхронно ответам учащихся на экран проецируется следующая таблица:

Сравнительная степень

Простая форма

Сложная (аналитическая) форма

Образуется
при помощи суффикса -ее (-ей): красивый — красивее;
при помощи суффикса :
высокий — выше, дорогой — дороже;
при помощи суффикса -ше: тонкий — тоньше;
от других основ: хороший — лучше
Образуется
путем прибавления к прилагательному слов более или менее: более сильный, более красивый, менее значительный, менее четкий

 

Превосходная степень

Простая форма

Сложная (аналитическая) форма

Образуется
при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: красивейший, высочайший;
при помощи суффикса -ш-: высший, низший;
иногда к названным суффиксам добавляется приставка наи-: наикрасивейший, наивысший;
от других основ: хороший — лучший
Образуется
прибавлением к прилагательному слов самый, наиболее, наименее: самый красивый, наиболее сильный, наименее высокий;
прибавлением к простой сравнительной степени прилагательных слов всех, всего: всех милее, всего красивее

– Является ли неподвижной граница между качественными и относительными именами прилагательными? Докажите это на примере имен прилагательных из текста. (Золотой песок – качественное, золотое кольцо – относительное; латунная дорожка – качественное, латунная посуда – относительное).

– Сделайте вывод о том, в каком значении употребляются имена прилагательные, перешедшие из разряда относительных в разряд качественных. (Только в переносном. Эта особенность прилагательных используется для образования тропов).

– Найдите в тексте притяжательные (-ое) имена (имя) прилагательные (-ое). Докажите принадлежность к этому разряду. (Птичий гомон – обозначает принадлежность и имеет в своем составе соответствующий суффикс).

– Каковы же отличительные особенности притяжательных имен прилагательных?

– В чем отличие морфемного состава имен прилагательных ‘громкий’ и ‘птичий’. Проанализируйте и дайте ответ. (Прилагательное ‘громкий’ – качественное, а значит, -ий является окончанием, что обнаруживается при сопоставлении падежных форм; прилагательное ‘птичий’ – притяжательное, а значит, -ий является суффиксом, что обнаруживается в ходе аналогичной работы по сопоставлению падежных форм).

– Не используя текст, над которым мы работаем на сегодняшнем уроке, приведите пример имен прилагательных, которые могут менять свой разряд в зависимости от контекста. (Лисья нора – притяжательное, лисий воротник – относительное, лисий взгляд – качественное; медвежья берлога – притяжательное, медвежья шуба – относительное, медвежья походка – качественное). Таким образом, имена прилагательные способны переходить из разряда в разряд, поэтому вопрос о лексико-грамматических разрядах имен прилагательных является открытым в современной науке о языке.

– Каких же имен прилагательных больше всего в тексте? (Качественных). Это еще раз подтверждает, что качественные имена прилагательные являются центральной группой.

3. Определение морфологических и синтаксических свойств имен прилагательных, выявление их взаимосвязи. На данном этапе урока предполагается самостоятельная работа с последующим фронтальным анализом.

– Выпишите из текста три-четыре словосочетания структуры “имя существительное + полное имя прилагательное”. Продемонстрируйте взаимосвязь их компонентов. (Прозрачная речка, золотой песок, теплым одеялом, береговые очертания и др. – имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе, падеже).

– Какую функцию выполняют все эти прилагательные в предложениях? (Являются согласованными определениями).

– Выпишите из текста предложение (-я), в котором (-ых) есть краткие имена прилагательные. Подчеркните грамматическую основу. (Спокойна и тиха безветренная задумчивая осень). Как они согласуются с именем существительным? (Только в роде и числе, так как по падежам не изменяются и являются сказуемым в предложении, хотя в древнерусском языке краткие имена прилагательные склонялись, доказательством этому служат устойчивые выражения, сохранившиеся в современном языке: средь бела дня, на босу ногу, от мала до велика, что доказывает: язык – явление развивающееся).

– В какой форме имена прилагательные тоже всегда являются сказуемыми? Докажите, выписав необходимый пример из текста. (Ночи все длиннее, прохладнее – имена прилагательные в простой сравнительной степени являются частью составного именного сказуемого).

– Итак, что же объединяет имена прилагательные в краткой форме и сравнительной степени? (Они входят в состав сказуемого).

– Что отличает краткие имена прилагательные и имена прилагательные в простой сравнительной степени? (Краткие имена прилагательные могут изменяться по родам и числам, а имена прилагательные в простой сравнительной степени не изменяются).

4. Орфографические особенности имен прилагательных. Предполагается самостоятельная работа в парах с последующим анализом выполненного.

– Какой прием нужно использовать, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного? (Установить связь между определяемым словом и именем прилагательным с помощью вопроса: речка (какая?) прозрачная, травинки (какой?) хрупкой). Сделать вывод о правописании окончаний прилагательных.

– Какие орфографические нормы написания суффиксов имен прилагательных можно продемонстрировать на примере данного текста? (Сонная река – сон + н, безветренная осень – слово-исключение, но с приставкой, задумчивая – суффиксы -чив-, -лив- всегда пишутся с буквой -и-, тоненькой – уменьшительно-ласкательный суффикс –еньк- пишется после мягкого согласного, синеватые – суффикс -еват-, обозначающий оттенок цвета, пишется с буквой –е- после мягкого согласного, спокойна – в суффиксах кратких имен прилагательных пишется столько же -н-, сколько и в полных).

5. Творческая работа. Предполагается в группах по четыре человека. На столы раздаются карточки для работы в группах.

– Распространить данные предложения именами прилагательными разных разрядов (возможно использование предложений из произведений художественной литературы с пропущенными именами прилагательными).

– Сравнить полученные предложения с авторскими, сделать вывод о роли имен прилагательных и эстетических свойствах авторских и собственных предложений.

III. Итог урока.

– Что нового и интересного вы открыли для себя об имени прилагательном?

– Что было самым трудным в этой теме?

Заключительное слово учителя о месте изучаемой части речи в системе русского национального литературного языка.

Анализ работы класса, комментированное выставление оценок.

IV. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра с использованием имен прилагательных различных разрядов и форм на темы “Эти удивительные имена прилагательные”, “Предзимье” (по выбору учащихся).