1. Для того, чтобы попасть в Страну прилагательного, нужно получить Визу. А для этого нужно выполнить 3 задания.
А) Отгадайте, кто я. Какие слова помогли найти вам отгадку?
1) Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.(Арбуз)
2) Сижу на дереве, круглая, как шар, красная, как кровь, сладкая, как мед. (Вишня)
3) Черный Ивашка, красная рубашка, где пройдет, там след останется. (Карандаш)
Б) Как мы называем человека,
– который работает спустя рукава? (лентяй)
– который работает, засучив рукава? (труженик)
– у которого душа нараспашку? (добродушный человек)
– у которого в одно ухо влетает, в другое – вылетает? (зевака)
В) Угадайте, что это:
- Круглый, резиновый, синий. (мяч)
- Деревянный, квадратный, письменный. (стол)
- Снежная, суровая, холодная. (зима)
- Яркое, теплое, оранжевое. (солнце)
- Хрустальная, большая, красивая. (ваза)
1 этап
– Итак, вы выполнили задание и въехали в страну. Что вы узнали о прилагательном?
(Учащиеся рассказывают о значении и грамматических признаках прилагательного.)
Жители города, к которому вы подъезжаете, предлагают вам выполнить тестовые задания.
1. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
А) Кто? Что?
Б) Что делать?
В) Как? Каким образом?
Г) Какой?(-ая, -ое, -ие)? Чей? (чье, чья, чьи)?
2. Части речи. Найдите соответствия:
А) Глагол
Б) Прилагательное
В) Существительное1) чтение, письмо
2) писать, читать
3) стеклянный, голубой
4) двое, трое
5) по-русски, по-украински
3. Прилагательными являются:
А) белизна, побелка
Б) белить, побелить
В) белый, белее
Г) белея, побелев
4. В данных группах слов найдите лишнее:
1.
Сладкий
Злой
Сладость –
Хороший2.
Доброта
добрый –
добро
добряк3.
Красивый
умный
голубое – (ср.р.)
зеленый
2 этап
– Вы въезжаете в небольшой город, в котором всего 3 района: Качественный, Относительный и Притяжательный.
Жители этого города предлагают вам выполнить ряд заданий.
1. Разряды прилагательных.
А) Качественные
Б) Относительные
В) Притяжательные1. разговорчивый, терпеливый
2. отцовский, заячий
3. железный, золотой
2. Разряды прилагательных.
А. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.
Б. Белая скатерть все поле накрыло.
В. Железная птица по небу летит.
1) качественное
2) относительное
3) притяжательное
3. Вы прошли по городу и увидели, что дома здесь построены из разного материала: из камня, дерева, кирпича, панелей, глины.
– Скажи, какие это дома.
Дом из камня – каменный дом;
Дерева –
Кирпича –
Панелей –
Глины –
4. В городе живут разные люди: старые и молодые, высокого роста и …., полные и …., умные и …. , красивые и …., добрые и …., храбрые и ….. .
3 этап
1. Люди этого города любят, когда его хвалят. Расскажите о них и их городе, употребляя, где это возможно, формы превосходной степени.
… Это (красивый город). Улицы здесь (широкие) и (прямые), площади (просторные). В городе (прекрасные) фонтаны, (богатые) библиотеки, (интересные) музеи, (замечательные) стадионы. Люди здесь (гостеприимные), (добрые), (веселые), (сердечные).
2. Восстановите пословицы, используя прилагательные в сравнительной степени:
Старый друг (лучше) новых двух.
Любовь к родине (сильнее) смерти.
На чужой стороне родина (милей) вдвойне.
Для справок: лучше, милее, сильнее.
4 этап
1. Восстановите пословицы, употребляя, где это возможно, краткую форму прилагательных.
Мир без песен (не интересен).
Не будь (тороплив), а будь (памятлив).
Не дорог подарок, а (дорого) внимание.
Для справок: неитересный, торопливый,
памятливый, дорогой.
2. Вы познакомились с девушкой, о которой можно сказать стихами А.С. Пушкина. Попробуйте восстановить текст четверостишия, образовав от прилагательных в скобках краткую форму.
(Высокий), (стройный), (белый),
И умом и всем взяла;
Но зато (гордый), (ломливый),
(своенравный) и (ревнивый).
5 этап
Ваше путешествие продолжается. Вы в старинном городе, где старое уживается с новым, где есть древние сооружения и современные здания, красивейшие сады и фонтаны, театры и музеи.
Представьте, что вы летите над этим городом вместе с героем картины В. Васнецова “Ковер-самолет” и должны описать увиденное с высоты птичьего полета. Чтобы ваш рассказ получился интересным и связным, вы должны употреблять падежные формы имен прилагательных.
1. В каком падеже употреблены имена прилагательные?
А. Васнецов очень любил народную (В.п.) сказку.
Б. Перед нами известная (И.п.) картина Васнецова “ковер-самолет”.
В. В мощном (П.п.) полете несется огромный ковер – самолет.
Г. Герой летит с прекрасной (Т.п.) огненной Жар – птицей.
Д. Жар – птица в руках бесстрашного (Р.п.) мужественного героя.
Е. Талантливому (Д.п.) художнику удалось передать место человека в счастье.
(Подведение итогов).