Уроки русского языка (как и любого другого предмета) призваны решать задачи обучения, определённые государственной программой, и задачи воспитания личности в неразрывном единстве.
Решение задач обучения преследует цель «подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова», задачи воспитательного плана вытекают из этого же требования и состоят в необходимости воспитать личность с активной жизненной позицией, творчески мыслящую и действующую в интересах общества.
Школа призвана привить ученику любовь к родному языку как национальному достоянию и как средству, обеспечивающему процесс развития личности.
Звучащее слово – это тот «материал», свободному владению которым должны научить уроки русского языка.
Решение проблемы единства обучения и
воспитания на уроке зависит от умения учителя
слить в единый процесс воспитания и обучения на
каждом уроке.
И если при обучении русскому языку руководством
для учителя являются программа и учебник, то
решение воспитательных задач открывает
необозримое поле деятельности для творчески
работающего учителя. Ведь характер этой работы
меняется в зависимости от подбора учащихся в
классе, возраста учеников, их индивидуальных
особенностей, специфики семейных условий и др.
Поэтому на уроках русского языка проблему комплексного решения задач обучения и воспитания помогает решать, во-первых, текстовой материал, во-вторых, отбор наиболее эффективных приёмов и методов работы (с учётом возможностей оборудования урока техническими средствами обучения, наглядностью).
Перед нами стал вопрос о принципах отбора текстового материала для уроков русского языка (его содержании, объёме, композиционной расстановке, составлении), особенно для уроков синтаксиса, где дидактический материал должен обеспечить не только процесс усвоения структуры словосочетаний и предложений, но и сопутствующее повторение лексики, словообразования, фонетики, орфографии в спланированном учителем порядке. Первый вывод , к которому мы пришли, сводился к следующему: текстовой материал, отобранный для урока, не должен нарушать систему тренировочных упражнений, предлагаемую учебником, но и призван дополнить её и подчинить воспитательным целям урока. В силу этого он должен в плане грамматики отвечать теме урока (содержать необходимые орфо- и пунктограммы, материал для наблюдений учащихся за жизнью слова в словосочетании и предложении – в различных стилях речи и т.д.), при условии, что текст подбирается на определённую тему – это требование воспитательной цели урока.
Именно воспитательные задачи обязывают отобрать для каждого урока тот текстовой материал, содержание которого поможет ему в формировании гражданственности, личных качеств школьника. Дидактический материал должен обратить внимание учащихся на современные достижения, на новые открытия в науке и технике, на факты жизни выдающихся людей, на процессы воспитания воли, трудолюбия, на высокие нравственные качества.
Подбирая материал к уроку, необходимо следующее: при малом объёме текст должен 1) быть максимально насыщен необходимым грамматическим материалом (и для повторения правил орфографии, и для работы с соответствующими синтаксическими конструкциями); 2) помочь ученику в развитии воображения, создании зрительного образа; 3) отвечать требованиям перспективы в обучении (разнообразие стилей речи, возможность наблюдения за экспрессией речи); 4) помогать в организации сопутствующего повторения; 5) расширить словарный запас учащихся.
Практика показывает, что урок, на котором грамматика изучается на содержательном текстовом материале, обеспечивающем воспитательную функцию урока, оставляет в памяти учащихся более глубокий след, а навыки правописания, сформированные на нем, бывают обычно осознаннее и стабильнее, а значит – прочнее.
Например, к уроку «Двоеточие в бессоюзном сложном и простом предложениях» подобран материал на тему «Руки трудовые».
1. Записать под диктовку с последующей проверкой постановки знаков препинания при характеристике предложений.
Встречается сутулый человек, и думаешь:
В труде он прожил век.
А, может, стал таким не оттого:
Поклоны спину сгорбили его?
Кто в том виной: подхалимаж иль труд?
Взгляни на руки: руки не соврут.
(М.Сазонов)
2. Конструирование предложений по заданной ситуации (используется иллюстративный материал).
Руки в труде – прекрасные руки: они у людей, не знающих покоя и самонадеянности, добрых и щедрых.
Всё под силу рабочим рукам: дом построить, хлеба вырастить, космос освоить, недруга сокрушить.
3. Для чтения и анализа (упражнение на распознавание простого и сложного предложений с двоеточием). Текст воспроизводится с помощью мультимедийной установки.
Руки труженика – характеристика его нравственной силы, неустанного стремления вперёд. Золотыми народ называет руки искусных: сталевара и скульптора, агронома и исследователя, строителя и воспитателя.
4. Для грамматического разбора:
Кто хочет сделаться глупцом,
Тому мы предлагаем:
Пускай пренебрежёт трудом
И жизнь начнёт лентяем.
Когда придёт упадок сил,
Хандра наступит злая,
Верь: ни единый пёс не выл
Тоскливее лентяя.(Некрасов)
5. Пословицы для выборочного диктанта.
Не лень, а труд возвышает человека. Лентяй всем ненавистен. Можно быть скромным, не будучи мудрым, не обладая скромностью. Некогда позёвывать, когда дело есть. У кого два дела в виду – ни одного не исполнит.
На разных этапах урока и с разными целями использовались эти тексты, но кроме того, что закрепляется навык постановки двоеточия в бессоюзном сложном и простом предложениях, осуществлялось ещё и сопутствующее повторение правил правописания не с разными частями речи. К уроку были подготовлены яркие иллюстрации «Руки человека»: памятник строителям Магнитогорска – глыбы руды на широкой человеческой ладони; памятник на могиле хирурга Бакулева – руки, держащие пульсирующее сердце; фрагмент на Мамаевом кургане – рука, поднявшая зажженный факел; и другие.
Используя ситуацию, подсказанную этими материалами, учащиеся пишут сочинения-миниатюры.
Исходя из сказанного, следует определять и требования к содержанию тематически подобранного текстового материала. Подбирая текст, следует иметь в виду его информативную сторону (о чём интересном, полезном и важном он несет сообщение), идейную направленность, способ выражения мыслей (в плане синтаксических особенностей, экспрессии, сообщаемой тексту подбором художественных средств языка, лексики), стилистическую окраску, доступность для учащихся данного возраста.
Значит,текстовой материал может иметь своим источником поэзию и художественную прозу, газету и документ, пословицы и поговорки – т.е. самые разнообразные формы речи.
Каким же должен быть объём текстового материала? В определении объёма нужно идти от следующего требования: ученик на уроке, чтобы усвоить материал, сформировать и закрепить навык правописания и постановки знаков препинания. Должен видеть, слышать, читать, писать. Иными словами, дидактический материал к уроку синтаксиса должен наглядно демонстрировать изучаемую конструкцию речи, способствовать развитию речевого слуха, давать возможность её анализировать и, наконец, упражняться в синонимических заменах и правописании.
От того, как предполагает учитель работать в каждом из этих направлений, и зависит объём используемого на уроке дидактического материала. Так, компьютерные технологии позволяют обеспечить урок материалом, который учащиеся не пишут на доске, но который они видят, анализируют, могут читать, проиллюстрировать примерами, дать справочный материал, ввести различные приёмы контроля.
И особенно строго надо подойти к отбору текстового материала, который учащиеся будут записывать, выполняя различные тренировочные упражнения.
Тематический подбор текстов к урокам русского языка – процесс длительный. Требующий постоянного поиска. Определённую помощь оказывает интернет, поурочные разработки с тематической подборкой текстов, художественная литература.
В любом случае не следует при этом забывать главное – внимание к тексту со стороны его «грамматической оснащённости». Отбирая тексты, учитель прежде всего руководствуется тем, чтобы в нём в должном объёме были представлены изучаемые орфограммы и пунктограммы, позволяющие создать и закрепить навык осознанного, грамотного письма; но и воспитательную сторону этого процесса нельзя назвать второстепенной, поэтому они и должны выступать в органическом единстве, а чтобы это единство осуществить, учителю надо творчески подходить к каждому уроку.
В.Сухомлинский писал: «Подлинный мастер-словесник добивается того, что его воспитанник чувствует, переживает красоту в самом себе, ему хочется стать лучше, чем он есть…»