Оптимизация процесса обучения русскому языку на основе теории поэтапного усвоения знаний

Разделы: Русский язык


Качество образования, как основной результат учебно-педагогической деятельности, включает в себя четыре основных компонента: обученность, воспитанность, развитие, здоровье.

В представляемом опыте акцент сделан на процесс обучения. Изменения коснулись таких сторон, как структура деятельности в процессе обучения, логика учебного процесса, система представления требований к учебным умениям и навыкам, система практических методов формирования учебно-языковых и правописных умений.

Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учебного процесса. В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы о том, как поставить познавательную задачу перед обучающимися, чтобы она была принята ими, какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать, какие вопросы поставить, какие задания для наблюдения и освоения способов деятельности организовать и какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития обучающихся.

Другими словами, кого учить? чему учить? как? с помощью чего? как проверить эффективность процесса обучения?

Зная, что память – основа психической деятельности, формирующая поведение, мышление, сознание, подсознание, я изучала основные процессы памяти, этапы формирования умственных действий по П.Я.Гальперину, структурировала материал по русскому языку блоками, разрабатывала памятки для изучения учебной информации с определением умений и навыков в каждом блоке, переводила словесные формулировки в графические, поскольку самая прочная и оперативная память – зрительная.

Эту методику я апробировала в течение 10 лет с 5-го по 9-й классы, разработав 3 блока-модуля: “Морфология”, “Синтаксис простого предложения”, “Синтаксис сложного предложения”.

В 5-7-х классах деление учебного материала на блоки просматривается чётче, так как на изучение темы отводится большее количество часов по учебному плану.

В разделе “Морфология” модулем является каждая часть речи. Модуль-тема состоит из 6 блоков: 1. Информационный блок. 2. Тестово – информационный блок. 3. Коррекционно – информационный блок. 4. Блок применения. 5. Блок проверки. 6. Коррекционно – практический блок.

1. Информационный блок.

Информационный блок включает в себя организационный этап, на котором озвучиваются целевые установки, каждому ученику выдаются памятки по работе в модуле с определением конкретных знаний и умений, с указанием последовательности прохождения материала и страниц учебных пособий, содержащих теоретические сведения (Приложение № 1).

В теории П.Я. Гальперина информационный блок называется вводно-мотивационным. На этом этапе действие еще не выполняется, оно только подготавливается. Обучаемый знакомится с действием и условиями его выполнения. Он осмысливает цель действия, его объект, систему ориентиров и знания, на которые необходимо опираться, выполняя действие.

На первом уроке по теме блока в разделе “Морфология” обучающимся представляется системная таблица (Приложение № 2) и “три кита”, на которых строится классификация частей речи в русском языке (материал из учебника “Теория” по программе Бабайцевой): общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Однако этот теоретический материал подаётся в игровой форме: на доске появляются рисунки китов. Остаётся поставить цифры около каждого рисунка – и порядок морфологического разбора готов. С этими “китятами” мы не расстанемся до конца 7-го класса.

Единая система разбора позволяет запоминать сложный лингвистический материал не на уровне теоретического, сухого знания, а на уровне образного, эмоционального восприятия.

Системная таблица представляется и на первом уроке в блоке “Синтаксис простого предложения” (Приложение № 3).

1 этап “Усвоение новых знаний и навыков”.

Рассмотрим этот этап на примере темы “Имя существительное”. Учитель работает с иллюстрацией и просит назвать имена существительные. Далее определяются признаки, на основе которых ученики называют имена существительные.

В результате аналитической работы и на базе материала начальной школы на доске появляется схема (записи сделаны заранее на листах бумаги), представляющая и новый материал, с которым ученикам предстоит познакомиться в 5-м классе.

2. Тестово-информационный блок.

Осуществляется первичная проверка понимания изученного (различного вида тесты, имеющие целью проверку теоретических знаний – см. Первичная проверка. Тест”, “СПП. Тест”, упражнение № 1, 2).

Освоение теоретических знаний тесно связано с так называемой “первой пробой” (выполнением первых пробных упражнений на изученное правило, соединением на практике знаний и умений).

“Первичная проверка. Тест”

1. По каким главным признакам отличается имя существительное от других частей речи?

2. Назовите постоянные признаки у имени существительного.

3. Нарицательные существительные являются названиями ___________________________

4. Распутайте цепочку слов, в которой спрятано 10 имен собственных – названий географических объектов России. Какими именами нарицательными называются эти объекты?

УРАЛЕНАРХАНГЕЛЬСКОСТРОМАНГАРАЛДАНОВГОРОДОНОРИЛЬСКРАСНОЯРСК

Имена собственные:___________________________________________________________

Имена нарицательные__________________________________________________________

5. Определите род существительных и зачеркните “третье лишнее”:

1) король, моль, пароль ___; 2)дедушка, девушка, дядюшка ___ ; 3) мать, память, путь __;

4) солнце, знамя, земля ____.

“СПП. Тест”.

1.СПП называется такое СП, части которого...............................................................

2.Части СПП соединены при помощи....................................................................................

3.СПП имеет ... части, одна из которых называется.......................... , другая – .........................

4.Придаточная часть может находится .............................................................................

5.Подчиинительные союзы находятся в .............части и ...................членами предложения.

6.Союзные слова ...................................................................членами предложения.

7.В главном предложении иногда употребляются ............................................................., которые указывают на то, что имеется ...............................................

8.По значению и строению СПП делятся на .....основные группы: .............................................

Суворова Наталья Владимировна. Идентификатор:228-105-710

9.Придаточные определительные отвечают на вопросы ......................................... и поясняют .................................... в главной части.

11. Главное предложение обозначается в схеме ........................, придаточное предложение обозначается в схеме …………………..

Упражнение №1

Проверьте свои знания.

Имя прилагательное – это……….., которая обозначает…….., отвечает на вопросы……., в предложении бывает ... Начальная форма имени прилагательного……

Упражнение №2

1.Допишите фразы.

Имя прилагательное обозначает……… Нач. форма прилаг. -……… Прилаг. изменяются по……. По значению прилагательные делятся на … разряда:……………….

2.Определите разряды прилагательных:

Особенно продуктивной формой работы на этом этапе можно считать карточку с контрольным талоном ответов (целлофановый пакетик или прорези на талоне). Карточка позволяет каждому ученику самостоятельно определить уровень знаний, характер ошибки и возможность устранения недочетов. Для быстрой проверки знаний используются карточки-форточки (Приложение № 4), в которых необходимо вставить только буквы на изученную орфограмму; орфографические квадраты (Приложение № 5).

Карточки с контрольным талоном ответов используются на самых трудных темах. Например, знаки препинания при причастном обороте (Приложение № 6), в предложениях с прямой речью (Приложение № 7). Вначале обучающиеся переписывают с карточки предложения, расставляют знаки препинания, составляют схему, а затем проверяют себя по контрольному талону (возможна взаимопроверка, если в паре разные задания).

Образцы заданий, упражнений 2 блока (тестово-информационного)

1. Объяснение правила у доски с дополнительными вопросами по теме (вопросы задают ученики). 2. Составление вопросов, заданий на изученное правило. 3. Работа с иллюстрацией. 4. Нахождение соответствий. 5. Восстановление цепочки. 6. Способы запоминания правила.

Применение мнемотехники даёт возможность продуктивного переключения, своеобразного “отвлечения” от научного стиля изложения на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Так известное всем стихотворение о вопросах, на которые отвечает обстоятельство, мои ученики дополнили весёлой фразой:

Где? Куда? Когда? Откуда? Как? Зачем ? и Почему? Сколько денег,мама, дашь мне на барана?

Образная информация запоминается хорошо. Психологи отмечают, что мозг “настроен” на образы, оперирует образами и запоминает образы “автоматически”.

3. Коррекционно-информационный блок.

Все виды работы определяются только по результатам диагностики. С учётом полученных результатов проводятся уроки коррекции теоретических знаний. Особое внимание уделяется способам запоминания учебного материала.

4. Блок применения.

Блок применения – это самый объемный блок, предусматривающий организацию системы упражнений (домашних и классных), обеспечивающий постепенное нарастание сложности материала, применение знаний в разнообразных ситуациях. Используется методика групповых заданий, творческих работ. Продумывается система нестандартных уроков (семинары, интегрированные уроки, уроки-практикумы, ролевые игры, дидактический театр и т.д.).

Образцы заданий 4 блока (блок применения)

1.Определите… 2.Укажите… 3.Образуйте… 4.Расставьте… 5.Раскройте скобки… 6.Вставьте… 7.Сделайте разбор… 8.Графически объясните… 9.Обозначьте… 10.Составьте по схеме… 11.Составьте по рисунку… 12.Восстановите … 13.Найдите… 14.Отметьте… 15.Включите… 16.Распределите… 17.Зачеркните… 18.Отгадайте… 19.Заполните… 20.Соотнесите… 21.Выделите… 22.Придумайте… 21.Выберите… 22.Составьте вопросы, задания по теме (теоретический и практический блок). 23.Напишите лингвистическую миниатюру.

5. Блок проверки.

Блок проверки включает в себя проверку теоретических знаний, практических навыков с использованием тестовых, контрольных разноуровневых работ с правом выбора обучающегося: либо это упражнение в учебнике, либо творческое задание.

В 8-х и 9-х классах для контрольных работ используюся тексты обобщающего характера по материалам уроков литературы:

1. “Алые паруса” поэма утверждающая силу человеческого духа просвеченная насквозь как утренним солнцем любовью к жизни к душевной юности и верой в то что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.

2. Александр Грин писатель солнечный и несмотря на трудную судьбу счастливый потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека в добрые начала человеческой души вера в любовь дружбу верность и осуществимость мечты. (Полный текст задания см. в Приложении № 8).

Образцы заданий 5 блока (блок проверки)

1. Комплексные тесты (теория и практика). 2. Система контрольных домашних и классных работ. 3. Карточки-форточки. 4. Диктанты различных видов (словарные, выборочные, контрольные). 5. Комплексное грамматическое задание (не менее 3 видов разбора).

6. Разноуровневые тестовые работы. 7. Проверочные работы с правом выбора сложности грамматического задания. 8. Работа у доски по цепочке. 9. Взаимопроверка. 10. Творческие работы (лингвистические сказки, турниры знатоков, эстафеты грамотеев, составление памяток и т.д.).

Обязательное условие блока – оценивание каждого вида работы и выставление оценки за теорию и практику, составление диагностической таблицы успешности усвоения изученного материала и выявление пробелов для коррекционной работы в следующем блоке. На этом этапе выдается образец стандартной контрольной работы (см. образец) с образцами всех разборов (опорные схемы, таблицы, памятки выдаются на разных этапах модуля).

Образец контрольной работы

Задание: 1) вставить пропущенные буквы, 2) раскрыть скобки, 3)графически объяснить орфограммы; 4) расставить знаки препинания.

Детство и юность (П,п)ришвина пр..шли в средн..й полосе (Р,р)оссии. Его семья жила в уса..ьбе около деревн(и,е). (З,С)десь от деревн(и,е) к деревн(и,е) тяну(т,ть)ся л..са п..ля и огороды сады с ч..дес(т)ными р..стениями. Вечерняя тиш(ь) оз..ряе(т,ть)ся ярким плам..н..м к..стра когда мес(т)ные мальчишки-(не)поседы отправляю(т,ть)ся в ноч(ь)ное.

Еще мальчиком он научился всматрива(т,ть)ся и вслушива(т,ть)ся в природу. Его ч..ткое ухо слышал(о,а) ш..рох листьев и ш..пот ветра а зоркий гла(з,с) видел каждый р..сточ(е,и)к травинку камеш(е,и)к на дне прозрач(ь)ного ручейка.

С охотничьим руж(ь,ъ)ем и записной книжиц(е,и,о)й побывал (П,п)ришвин на У,у)рал(и,е) в (С,с)ибир(е,и) (в (К,к)арели(и,е). Он был великолепным ра(с,сс)каз(чик,щик)ом открыл в природ(и,е) много тайн и подарил их своим читателям.

А вы ребята читали его книги? (107 слов).

Образцы разборов

1.Синтаксический разбор предложения.

пр. прил. сущ. с. прил. сущ. гл. сущ. пр. сущ. пр. сущ.

С охотничьим ружьем и записной книжицей побывал Пришвин на Урале, в Сибири.

О и О О, О . (Пов., невоскл., простое, распр., двусост., полное, осл. однор. доп. и обст.).

Попробуй сам (знаки не расставлены).

Он был великолепным рассказчиком открыл в природе много тайн и подарил их читателям.

img3.gif (4419 bytes)

  • рассказчику, о рассказчике
  • рассказ, сказ, рассказывать
  • рассмотреть, распилить
  • переводчик, переносчик
  • рассказчик <– рассказывать (суффиксальный).

4. Словообразовательная цепочка.

рассказчик <– рассказывать <– сказывать.

Его семья жила в усадьбе около деревни.

I.(В) усадьбе – сущ., сам. ч р.(где? в чем?), обозначает предмет.

II.Н.ф. – усадьба (что?), нариц., неодуш., ж.р.,1 скл.; в ед.ч., в пр.п.

III.(В) усадьбе.

Попробуй сам

I.(Около) деревни – ________________

_______________________________

II. _______________________________

________________________________

III._______________________________

6. Коррекционно-практический блок.

Все виды работы в этом блоке определяются только по результатам диагностики. С учетом полученных результатов простраивается система уроков повторения, попутного повторения и индивидуальных консультаций. Но если логика учебного процесса соответствует уровню подготовки обучающихся, если сам процесс обучения и познания воспринят ими как процесс саморазвития, то коррекционно-практический блок не вызывает затруднений. Ведь ему предшествует кропотливая и системная работа. Например, структура пошаговой отработки правописания Н-НН в полных прилагательных строится следующим образом.

  1. Лингвистический эксперимент.
  2. Чтение правила в учебнике.
  3. Запись кодированного правила.
  4. Подбор примеров.
  5. Проговаривание правила про себя.
  6. Объяснение правила у доски с помощью опорной записи.
  7. Образец рассуждения в учебнике (как применять правило на практике).
  8. Анализ слов без пропуска (работа со словами, СС).
  9. Образование прилагательных (с записью словообразовательной цепочки) – работа у доски.
  10. Выборочное списывание по вариантам (с последующей проверкой).
  11. Словарный диктант (с работой у доски для проверки).
  12. Выборочный диктант (с работой у доски для проверки).
  13. Карточка – форточка.
  14. Правило у доски (выученное).
  15. Восстановление правила, алгоритма действия.
  16. Орфографический квадрат.
  17. Работа с отдельными предложениями.
  18. Работа со связным текстом (письменно и устно).
  19. Составление карточек – заданий (по аналогии).
  20. Творческие задания (сказки, стихи-рифмовки, дидактический театр и т. д.).

Образцы заданий 6 блока (коррекционно-практический)

1. Спишите, проверьте себя по контрольному талону. 2. Диктант с последующей самопроверкой по тексту. 3. Диктант с последующим комментированием. 4. Выполнение заданий по цепочке. 5. Работа у доски с последующей проверкой другим учеником. 6. Работа с помощью памятки. 7. Индивидуальное задание. 8. Работа над ошибками. 9. Работа с карточками контрольных ответов.10. Работа в парах, в группах. 11. Исправьте ошибки. 12. Восстановите правило. 13. Выберите слова. 14. Распределите по группам. 15. Зачеркните лишнее. 16. Образуйте ...17. Работа с помощью орфографического словаря. 18. Обозначьте орфограммы.

Диагностика

Выделяя зону ближайшего развития обучающихся, провожу диагностику и мониторинг учебной деятельности, уровня учебной мотивации.

Работа по этой методике предполагает отслеживание результатов обученности.

ФИ грам. знач.

морфологические признаки

синтакс. роль

образ.

правописание

    собств. нариц. одуш. неод. род скл. число падеж                
  5 5 5 5 5 5 4 4 4 3 4 4 5 4 4

Развивая творческие способности обучающихся, их мышление, воспитывая самостоятельность, следует уделить особое внимание творческим заданиям, которые свидетельствуют об уровне подготовленности обучающегося, усвоения им теоретического и практического материала, возможности применения знаний в нестандартных ситуациях.

По итогам полугодия и года проводится анкетирование, где обучающимся предлагается ответить на вопросы: мои успехи? в чём я затрудняюсь? кто может помочь?

В начале 5-го класса ответы на эти вопросы выглядят следующим образом:

Мои успехи

В чём затрудняюсь? Кто может помочь?

У меня всё нормально Пишу не очень аккуратно. Или: у меня всё хорошо.

В конце учебного года:

Мои успехи

В чём затрудняюсь? Кто может помочь?

Я хорошо делаю синтаксический  разбор предложения и т.д. Делаю ошибки в разборе слова по составу.
Невнимательно читаю инструкцию и т.д.
Помочь должен сам. Пользуюсь памятками.

Результаты обучения, наблюдения в практической деятельности, анкетирования показывают, что обучающиеся владеют информацией о требованиях к объёму усвоенных ими знаний, способами деятельности с этой информацией, что свидетельствует о качественных изменениях самоконтроля и самооценки.