Качество образования, как основной результат учебно-педагогической деятельности, включает в себя четыре основных компонента: обученность, воспитанность, развитие, здоровье.
В представляемом опыте акцент сделан на процесс обучения. Изменения коснулись таких сторон, как структура деятельности в процессе обучения, логика учебного процесса, система представления требований к учебным умениям и навыкам, система практических методов формирования учебно-языковых и правописных умений.
Структура процесса усвоения знаний зависит от логики учебного процесса. В логике учебного процесса получают обоснованное решение вопросы о том, как поставить познавательную задачу перед обучающимися, чтобы она была принята ими, какой фактический материал, в каком плане и в каком объеме нужно подать, какие вопросы поставить, какие задания для наблюдения и освоения способов деятельности организовать и какие самостоятельные работы предложить, чтобы учебный процесс был оптимально эффективным как в отношении усвоения знаний, так и в отношении развития обучающихся.
Другими словами, кого учить? чему учить? как? с помощью чего? как проверить эффективность процесса обучения?
Зная, что память – основа психической деятельности, формирующая поведение, мышление, сознание, подсознание, я изучала основные процессы памяти, этапы формирования умственных действий по П.Я.Гальперину, структурировала материал по русскому языку блоками, разрабатывала памятки для изучения учебной информации с определением умений и навыков в каждом блоке, переводила словесные формулировки в графические, поскольку самая прочная и оперативная память – зрительная.
Эту методику я апробировала в течение 10 лет с 5-го по 9-й классы, разработав 3 блока-модуля: “Морфология”, “Синтаксис простого предложения”, “Синтаксис сложного предложения”.
В 5-7-х классах деление учебного материала на блоки просматривается чётче, так как на изучение темы отводится большее количество часов по учебному плану.
В разделе “Морфология” модулем является каждая часть речи. Модуль-тема состоит из 6 блоков: 1. Информационный блок. 2. Тестово – информационный блок. 3. Коррекционно – информационный блок. 4. Блок применения. 5. Блок проверки. 6. Коррекционно – практический блок.
1. Информационный блок.
Информационный блок включает в себя организационный этап, на котором озвучиваются целевые установки, каждому ученику выдаются памятки по работе в модуле с определением конкретных знаний и умений, с указанием последовательности прохождения материала и страниц учебных пособий, содержащих теоретические сведения (Приложение № 1).
В теории П.Я. Гальперина информационный блок называется вводно-мотивационным. На этом этапе действие еще не выполняется, оно только подготавливается. Обучаемый знакомится с действием и условиями его выполнения. Он осмысливает цель действия, его объект, систему ориентиров и знания, на которые необходимо опираться, выполняя действие.
На первом уроке по теме блока в разделе “Морфология” обучающимся представляется системная таблица (Приложение № 2) и “три кита”, на которых строится классификация частей речи в русском языке (материал из учебника “Теория” по программе Бабайцевой): общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Однако этот теоретический материал подаётся в игровой форме: на доске появляются рисунки китов. Остаётся поставить цифры около каждого рисунка – и порядок морфологического разбора готов. С этими “китятами” мы не расстанемся до конца 7-го класса.
Единая система разбора позволяет запоминать сложный лингвистический материал не на уровне теоретического, сухого знания, а на уровне образного, эмоционального восприятия.
Системная таблица представляется и на первом уроке в блоке “Синтаксис простого предложения” (Приложение № 3).
1 этап “Усвоение новых знаний и навыков”.
Рассмотрим этот этап на примере темы “Имя существительное”. Учитель работает с иллюстрацией и просит назвать имена существительные. Далее определяются признаки, на основе которых ученики называют имена существительные.
В результате аналитической работы и на базе материала начальной школы на доске появляется схема (записи сделаны заранее на листах бумаги), представляющая и новый материал, с которым ученикам предстоит познакомиться в 5-м классе.
2. Тестово-информационный блок.
Осуществляется первичная проверка понимания изученного (различного вида тесты, имеющие целью проверку теоретических знаний – см. “Первичная проверка. Тест”, “СПП. Тест”, упражнение № 1, 2).
Освоение теоретических знаний тесно связано с так называемой “первой пробой” (выполнением первых пробных упражнений на изученное правило, соединением на практике знаний и умений).
“Первичная проверка. Тест”
1. По каким главным признакам отличается имя существительное от других частей речи?
2. Назовите постоянные признаки у имени существительного.
3. Нарицательные существительные являются названиями ___________________________
4. Распутайте цепочку слов, в которой спрятано 10 имен собственных – названий географических объектов России. Какими именами нарицательными называются эти объекты?
УРАЛЕНАРХАНГЕЛЬСКОСТРОМАНГАРАЛДАНОВГОРОДОНОРИЛЬСКРАСНОЯРСК
Имена собственные:___________________________________________________________
Имена нарицательные__________________________________________________________
5. Определите род существительных и зачеркните “третье лишнее”:
1) король, моль, пароль ___; 2)дедушка, девушка, дядюшка ___ ; 3) мать, память, путь __;
4) солнце, знамя, земля ____.
“СПП. Тест”.
1.СПП называется такое СП, части которого...............................................................
2.Части СПП соединены при помощи....................................................................................
3.СПП имеет ... части, одна из которых называется.......................... , другая – .........................
4.Придаточная часть может находится .............................................................................
5.Подчиинительные союзы находятся в .............части и ...................членами предложения.
6.Союзные слова ...................................................................членами предложения.
7.В главном предложении иногда употребляются ............................................................., которые указывают на то, что имеется ...............................................
8.По значению и строению СПП делятся на .....основные группы: .............................................
Суворова Наталья Владимировна. Идентификатор:228-105-710
9.Придаточные определительные отвечают на вопросы ......................................... и поясняют .................................... в главной части.
11. Главное предложение обозначается в схеме ........................, придаточное предложение обозначается в схеме …………………..
Упражнение №1
Проверьте свои знания.
Имя прилагательное – это……….., которая обозначает…….., отвечает на вопросы……., в предложении бывает ... Начальная форма имени прилагательного……
Упражнение №2
1.Допишите фразы.
Имя прилагательное обозначает……… Нач. форма прилаг. -……… Прилаг. изменяются по……. По значению прилагательные делятся на … разряда:……………….
2.Определите разряды прилагательных:
Особенно продуктивной формой работы на этом этапе можно считать карточку с контрольным талоном ответов (целлофановый пакетик или прорези на талоне). Карточка позволяет каждому ученику самостоятельно определить уровень знаний, характер ошибки и возможность устранения недочетов. Для быстрой проверки знаний используются карточки-форточки (Приложение № 4), в которых необходимо вставить только буквы на изученную орфограмму; орфографические квадраты (Приложение № 5).
Карточки с контрольным талоном ответов используются на самых трудных темах. Например, знаки препинания при причастном обороте (Приложение № 6), в предложениях с прямой речью (Приложение № 7). Вначале обучающиеся переписывают с карточки предложения, расставляют знаки препинания, составляют схему, а затем проверяют себя по контрольному талону (возможна взаимопроверка, если в паре разные задания).
Образцы заданий, упражнений 2 блока (тестово-информационного)
1. Объяснение правила у доски с дополнительными вопросами по теме (вопросы задают ученики). 2. Составление вопросов, заданий на изученное правило. 3. Работа с иллюстрацией. 4. Нахождение соответствий. 5. Восстановление цепочки. 6. Способы запоминания правила.
Применение мнемотехники даёт возможность продуктивного переключения, своеобразного “отвлечения” от научного стиля изложения на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Так известное всем стихотворение о вопросах, на которые отвечает обстоятельство, мои ученики дополнили весёлой фразой:
Где? Куда? Когда? Откуда? Как? Зачем ? и Почему
? Сколько денег,мама, дашь мне на барана?Образная информация запоминается хорошо. Психологи отмечают, что мозг “настроен” на образы, оперирует образами и запоминает образы “автоматически”.
3. Коррекционно-информационный блок.
Все виды работы определяются только по результатам диагностики. С учётом полученных результатов проводятся уроки коррекции теоретических знаний. Особое внимание уделяется способам запоминания учебного материала.
4. Блок применения.
Блок применения – это самый объемный блок, предусматривающий организацию системы упражнений (домашних и классных), обеспечивающий постепенное нарастание сложности материала, применение знаний в разнообразных ситуациях. Используется методика групповых заданий, творческих работ. Продумывается система нестандартных уроков (семинары, интегрированные уроки, уроки-практикумы, ролевые игры, дидактический театр и т.д.).
Образцы заданий 4 блока (блок применения)
1.Определите… 2.Укажите… 3.Образуйте… 4.Расставьте… 5.Раскройте скобки… 6.Вставьте… 7.Сделайте разбор… 8.Графически объясните… 9.Обозначьте… 10.Составьте по схеме… 11.Составьте по рисунку… 12.Восстановите … 13.Найдите… 14.Отметьте… 15.Включите… 16.Распределите… 17.Зачеркните… 18.Отгадайте… 19.Заполните… 20.Соотнесите… 21.Выделите… 22.Придумайте… 21.Выберите… 22.Составьте вопросы, задания по теме (теоретический и практический блок). 23.Напишите лингвистическую миниатюру.
5. Блок проверки.
Блок проверки включает в себя проверку теоретических знаний, практических навыков с использованием тестовых, контрольных разноуровневых работ с правом выбора обучающегося: либо это упражнение в учебнике, либо творческое задание.
В 8-х и 9-х классах для контрольных работ используюся тексты обобщающего характера по материалам уроков литературы:
1. “Алые паруса” поэма утверждающая силу человеческого духа просвеченная насквозь как утренним солнцем любовью к жизни к душевной юности и верой в то что человек в порыве к счастью способен своими руками совершать чудеса.
2. Александр Грин писатель солнечный и несмотря на трудную судьбу счастливый потому что через все его произведения победно проходит глубокая и светлая вера в человека в добрые начала человеческой души вера в любовь дружбу верность и осуществимость мечты. (Полный текст задания см. в Приложении № 8).
Образцы заданий 5 блока (блок проверки)
1. Комплексные тесты (теория и практика). 2. Система контрольных домашних и классных работ. 3. Карточки-форточки. 4. Диктанты различных видов (словарные, выборочные, контрольные). 5. Комплексное грамматическое задание (не менее 3 видов разбора).
6. Разноуровневые тестовые работы. 7. Проверочные работы с правом выбора сложности грамматического задания. 8. Работа у доски по цепочке. 9. Взаимопроверка. 10. Творческие работы (лингвистические сказки, турниры знатоков, эстафеты грамотеев, составление памяток и т.д.).
Обязательное условие блока – оценивание каждого вида работы и выставление оценки за теорию и практику, составление диагностической таблицы успешности усвоения изученного материала и выявление пробелов для коррекционной работы в следующем блоке. На этом этапе выдается образец стандартной контрольной работы (см. образец) с образцами всех разборов (опорные схемы, таблицы, памятки выдаются на разных этапах модуля).
Образец контрольной работы
Задание: 1) вставить пропущенные буквы, 2) раскрыть скобки, 3)графически объяснить орфограммы; 4) расставить знаки препинания.
Детство и юность (П,п)ришвина пр..шли в средн..й полосе (Р,р)оссии. Его семья жила в уса..ьбе около деревн(и,е). (З,С)десь от деревн(и,е) к деревн(и,е) тяну(т,ть)ся л..са п..ля и огороды сады с ч..дес(т)ными р..стениями. Вечерняя тиш(ь) оз..ряе(т,ть)ся ярким плам..н..м к..стра когда мес(т)ные мальчишки-(не)поседы отправляю(т,ть)ся в ноч(ь)ное.
Еще мальчиком он научился всматрива(т,ть)ся и вслушива(т,ть)ся в природу. Его ч..ткое ухо слышал(о,а) ш..рох листьев и ш..пот ветра а зоркий гла(з,с) видел каждый р..сточ(е,и)к травинку камеш(е,и)к на дне прозрач(ь)ного ручейка.
С охотничьим руж(ь,ъ)ем и записной книжиц(е,и,о)й побывал (П,п)ришвин на У,у)рал(и,е) в (С,с)ибир(е,и) (в (К,к)арели(и,е). Он был великолепным ра(с,сс)каз(чик,щик)ом открыл в природ(и,е) много тайн и подарил их своим читателям.
А вы ребята читали его книги? (107 слов).
Образцы разборов
1.Синтаксический разбор предложения.
пр. прил. сущ. с. прил. сущ. гл. сущ. пр. сущ. пр. сущ.
С охотничьим ружьем и записной книжицей побывал Пришвин на Урале, в Сибири.
О и О О, О . (Пов., невоскл., простое, распр., двусост., полное, осл. однор. доп. и обст.).
Попробуй сам (знаки не расставлены).
Он был великолепным рассказчиком открыл в природе много тайн и подарил их читателям.
- рассказчику, о рассказчике
- рассказ, сказ, рассказывать
- рассмотреть, распилить
- переводчик, переносчик
- рассказчик <– рассказывать (суффиксальный).
4. Словообразовательная цепочка.
рассказчик <– рассказывать <– сказывать.
Его семья жила в усадьбе около
деревни. I.(В) усадьбе – сущ., сам. ч р.(где? в чем?), обозначает предмет. II.Н.ф. – усадьба (что?), нариц., неодуш., ж.р.,1 скл.; в ед.ч., в пр.п. III.(В) усадьбе. |
Попробуй сам I.(Около) деревни – ________________ _______________________________ II. _______________________________ ________________________________ III._______________________________ |
6. Коррекционно-практический блок.
Все виды работы в этом блоке определяются только по результатам диагностики. С учетом полученных результатов простраивается система уроков повторения, попутного повторения и индивидуальных консультаций. Но если логика учебного процесса соответствует уровню подготовки обучающихся, если сам процесс обучения и познания воспринят ими как процесс саморазвития, то коррекционно-практический блок не вызывает затруднений. Ведь ему предшествует кропотливая и системная работа. Например, структура пошаговой отработки правописания Н-НН в полных прилагательных строится следующим образом.
- Лингвистический эксперимент.
- Чтение правила в учебнике.
- Запись кодированного правила.
- Подбор примеров.
- Проговаривание правила про себя.
- Объяснение правила у доски с помощью опорной записи.
- Образец рассуждения в учебнике (как применять правило на практике).
- Анализ слов без пропуска (работа со словами, СС).
- Образование прилагательных (с записью словообразовательной цепочки) – работа у доски.
- Выборочное списывание по вариантам (с последующей проверкой).
- Словарный диктант (с работой у доски для проверки).
- Выборочный диктант (с работой у доски для проверки).
- Карточка – форточка.
- Правило у доски (выученное).
- Восстановление правила, алгоритма действия.
- Орфографический квадрат.
- Работа с отдельными предложениями.
- Работа со связным текстом (письменно и устно).
- Составление карточек – заданий (по аналогии).
- Творческие задания (сказки, стихи-рифмовки, дидактический театр и т. д.).
Образцы заданий 6 блока (коррекционно-практический)
1. Спишите, проверьте себя по контрольному талону. 2. Диктант с последующей самопроверкой по тексту. 3. Диктант с последующим комментированием. 4. Выполнение заданий по цепочке. 5. Работа у доски с последующей проверкой другим учеником. 6. Работа с помощью памятки. 7. Индивидуальное задание. 8. Работа над ошибками. 9. Работа с карточками контрольных ответов.10. Работа в парах, в группах. 11. Исправьте ошибки. 12. Восстановите правило. 13. Выберите слова. 14. Распределите по группам. 15. Зачеркните лишнее. 16. Образуйте ...17. Работа с помощью орфографического словаря. 18. Обозначьте орфограммы.
Диагностика
Выделяя зону ближайшего развития обучающихся, провожу диагностику и мониторинг учебной деятельности, уровня учебной мотивации.
Работа по этой методике предполагает отслеживание результатов обученности.
ФИ | грам. знач. | морфологические признаки |
синтакс. роль |
образ. |
правописание |
||||||||||
собств. нариц. | одуш. неод. | род | скл. | число | падеж | ||||||||||
5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 4 | 4 |
Развивая творческие способности обучающихся, их мышление, воспитывая самостоятельность, следует уделить особое внимание творческим заданиям, которые свидетельствуют об уровне подготовленности обучающегося, усвоения им теоретического и практического материала, возможности применения знаний в нестандартных ситуациях.
По итогам полугодия и года проводится анкетирование, где обучающимся предлагается ответить на вопросы: мои успехи? в чём я затрудняюсь? кто может помочь?
В начале 5-го класса ответы на эти вопросы выглядят следующим образом:
Мои успехи |
В чём затрудняюсь? Кто может помочь? |
У меня всё нормально | Пишу не очень аккуратно. Или: у меня всё хорошо. |
В конце учебного года:
Мои успехи |
В чём затрудняюсь? Кто может помочь? |
Я хорошо делаю синтаксический разбор предложения и т.д. | Делаю ошибки в разборе слова по составу.
Невнимательно читаю инструкцию и т.д. Помочь должен сам. Пользуюсь памятками. |
Результаты обучения, наблюдения в практической деятельности, анкетирования показывают, что обучающиеся владеют информацией о требованиях к объёму усвоенных ими знаний, способами деятельности с этой информацией, что свидетельствует о качественных изменениях самоконтроля и самооценки.