Интегрированный урок (литература + русский язык) "Признаковая лексика как средство создания образа Родины в лирике С.А. Есенина"

Разделы: Русский язык, Литература


Цель:

  • Создание условий для формирования навыка лингвистического анализа текста с целью обучения созданию текстов-описаний или текстов-рассуждений, посвященных природным образам, родному краю.
  • Развивать умение анализировать лирическое произведение, расширять словарный запас, кругозор.
  • Создавать условия для воспитания чувства прекрасного, возбуждать желание попробовать свои силы в самостоятельном творчестве.

Оборудование: портрет Есенина, видеоряд - пейзажные иллюстрации к стихам Есенина.

Подготовительная работа: на предыдущем уроке учащиеся, подготовили материал по стихотворениям Есенина: подобрали примеры изобразительных эпитетов, метафор, глаголов, обозначающих зрительное восприятие мира; примеры изобразительных языковых средств, обозначающих восприятие мира с помощью обоняния; "слуховые" эпитеты и метафоры; "осязательные"; описание природных явлений, животных. Подготовили выразительное чтение понравившихся стихотворений С. Есенина.

Ход урока

Этап урока Содержание работы Примечания
1. Вводное слово учителя.

"Константиново, родное село поэта, привольно раскинулось по правому высокому холмистому берегу реки Оки. Взору открываются необъятный простор заливных лугов, убегающие вдаль перелески, а у самого горизонта - дымка лесов Мещеры:

С Константиновских, а особенно Федякинских холмов просматриваются такие неоглядные дали и видится такой бездонный голубой небесный купол, что на какое-то мгновение ты чувствуешь себя не на земле, а как бы во Вселенной, в центре мироздания", - пишет один из исследователей творчества Есенина Юрий Прокушев. В детстве Сережа Есенин хорошо лазал по деревьям, плавал, знал каждый уголок в родном селе. Может быть, уже в эту пору в чувствах и сознании мальчишки закладывалось представление о нерасторжимой близости человека и природы. Не случайно слова природа и Родина так близки по значению. Природный мир проник в крестьянскую избу.

В семье заботились о развитии добрых нравственных качеств в ребенке. Бабушка Наталья Евтеевна была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Восхищение красотой природы усиливалось в час богослужения. Каждый предмет здесь имел особый смысл, навсегда оставался в памяти.

Отсюда, из детства, берут начало многие природные образы, с которыми мы встречаемся в лирике Есенина. Природные явления часто имеют деревенский, крестьянский облик, уподоблены предметам крестьянского быта и животным. Деревенский облик имеет вся Вселенная, где "отелившееся небо лижет красного телка". Кроме того, природа для Есенина - храм. ":Я молюсь на алы зори, причащаюсь у ручья", - говорит он в одном из стихотворений.

Сегодня нам предстоит попытаться самим описать этот поэтичный мир, окружающий нас, анализируя признаковую лексику есенинской лирики, что поможет нам научиться передавать всю красоту, многоцветье, многоголосье природного мира, нашего родного края.

 

Пейзажи - с. Константиново (рассказ учителя на фоне изображений)

2. Лингвистический анализ стихотворений Есенина.

- Как, в первую очередь, мы воспринимаем мир?

(Зрительно)

- А какие части речи, в основном помогают передать мир во всех его красках и звуках? (Прилагательные - описывают статичные признаки и глаголы - дают динамическую характеристику окружающим нас предметам и явлениям).

- Найдите в текстах стихотворений С.Есенина прилагательные и глаголы, описывающие зрительное восприятие природы и представьте исследованный материал в таблице.

- Какие цвета чаще всего в стихах Есенина мы встречаем? (Разнообразные оттенки красного: малиновый, розовый, алый, багряный; оттенки желтого приобретают "металлическое звучание" - золотой, медный; очень много зеленого, синего и голубого. Есть белый, серый и черный цвета, но они встречаются гораздо реже, чаще мир Есенина окрашен в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.) Это изобразительные эпитеты, метафоры, олицетворения, обозначающие природную цветовую гамму. Назовите глаголы (Залюбуюсь; Загляжусь; Вижу; Смотрел; Гляжу;

Увидал (увидел); Смотрю; (не) увижу; (не) замечу; Гляну; Снится)

- Зачитайте строки, в которых встречаются прилагательные, глаголы, характеризующие восприятие природы с помощью слуха.

(Веселый (пляс); В тихой (дреме) ; Тихий (час); Тихим (светом); Немая (млечность),(радость); Легкий (звон); Перезвонная (волна); Звонкая; Среброзвонный (колокольчик) );

(Поет, аукает; звенит (прозвенит, вызванивают, взвенивает); баюкает; слухают(ракиты); смеется;

говорит; шепчет (шепчут); кличет (кликнул);

стучит; плачет(заплачет); кричали; лают (брешут);

Духовитые дубровы кличут ветками к реке)

- Читая стихи Есенина можно даже ощутить запахи. Какие?

(Пахучий мякиш тишины; Закурился пахучий туман; Духовитые дубровы кличут ветками к реке;

Душистая (черемуха);

(Пахнет рыхлыми драченами;

Запах ладана от рощи ели льют;

Я одурманен весной;

Пахнет яблоком и медом;

Суховатой липой пахнет от колес;

Вдыхаю мягкость хлеба)

- Читая лирику Есенина, мы представляем себе мир таким, каким его ощущал поэт, буквально кожей, телом ощущал. Можно ощутить домашнее тепло, шероховатый ствол дерева, нежность волны, шелк волос и т.д.

(Деревянный; Мокрый; Железный; Кудрявый;

Холодный; Теплый; обветренная (кожа);

хлесткий (ветер);

Прядь волос нежней кудели;

Нежнопенная волна; Никнут шелковые травы;

шелковы купыри);

(:с хрупом мысленно кусаю огурцы;

Видно слишком привыкло тело ощущать эту стужу и дрожь;

Тянусь к теплу;

Родился я с песнями в травном одеяле, зори меня вешние в радугу свивали;

Я стою у дороги, прислонившись к иве)

- А вы заметили, какие природные явления, природные образы чаще всего встречаются в его стихах?

(Чаще всего в стихах описываются месяц, радуга, заря, река, ветер, дождь, снег, поля, луга, деревья - береза, клен, черемуха. Есенин изображает в своих произведениях как мир людей, так и растительный и животный мир. Образ девушки у Есенина соотносится с образом тонкой березки, образ лирического героя - с кленом, образ души - с весенним цветением.)

- Какое из стихотворений больше всего вам понравилось, в каком из них автору удалось создать наиболее яркую картину окружающей природы, Родины? Воссоздайте целостную картину природы, которую наблюдал С.Есенин, когда рождались эти поэтичные образы.

(Учащиеся выразительно читают 1 - 2 стих-я)

 

 

 

 

Отвечают учащиеся.

По ходу обсуждения учащимися заполняется таблица

(см. Приложение)

 

 

Вписываем в таблицу

 

 

 

 

 

 

Вписываем в таблицу

 

 

 

 

 

 

Вписываем в таблицу

 

 

Вписываем в таблицу

 

 

 

 

 

 

 

Вписываем в таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

Вписываем в таблицу

Презентация. Слайды

Выразительное чтение.

3. Задание на дом:

Мы рассмотрели лишь малую часть стихотворений Есенина и затронули одну из сторон его лирики, посвященной природе - изобразительное мастерство автора в создании образа природы, образа Родины. Теперь, опираясь на материалы ваших исследований, подключив своё воображение, создайте сочинение-миниатюру, в которой опишете лес, родные места, кто-то представит себя на летней поляне, кто-то - в зимнем бору.

- Опишите природу нашей местности так, чтобы можно было увидеть и даже услышать все то, что вы себе представили. В работе можно использовать те имена прилагательные и глаголы, с которыми мы с вами работали, а, может быть, вы создадите свои, особенные прилагательные, так называемые окказионализмы.

 

 

 

 

Д/з: написать сочинение-миниатюру на тему "Мои родные места"

4. Подведение итога.

- Подводя итог нашему исследованию, хочу сказать, что вы проделали замечательную работу. Молодцы! Вы не просто искали слова определенных частей речи, но, самое главное, обратили внимание на красоту языка, стиля автора при описании природы, создании образа лирического героя, образа Родины. Нельзя не вспомнить слова Б.Л. Пастернака, который говорил о Есенине, что "самое драгоценное в нём - образ родной природы, лесной, среднерусской, переданной с ошеломляющей свежестью, как она далась ему в детстве". Мы ещё раз убеждаемся, что мир, окружающий нас, любая область человеческого знания полны поэзии, а впечатления, которыми наполнена жизнь человека с детства, остаются с ним на всю жизнь.

 

 

Выставление оценок за урок.

Урок рассчитан на 45 мин.