Сочинение на лингвистическую тему в 9-м классе
сегодня для учителя является одной из «ключевых»
методических проблем. Прежде всего учителю
необходимо хорошо изучить специфику подобного
жанра, представлять, какие знания и навыки
учащийся должен продемонстрировать в сочинении
на лингвистическую тему. Эти нормативно –
методические требования определены
действующими программами по русскому языку,
стандартами образования.
Какие же умения должен обнаружить учащийся 9-го
класса в сочинении на лингвистическую тему?
- Умение рассуждать на лингвистическую тему.
- Умение создавать высказывание, соответствующее
структуре сочинения-рассуждения.
- Умение аргументировать свою точку зрения,
используя предложенный лингвистический
материал.
- Умение и навыки точно, логично выражать свои
мысли в письменном высказывании.
- Умение пользоваться лингвистической
терминологией.
- Практическую грамотность.
Учащиеся 9-го класса должны иметь
представление о следующих лингвистических
единицах. В составе лингвистики
выделяют разделы в соответствии с разными
сторонами её предмета.
Так, фонетика и графика
изучают «воспринимаемую» (слухом или зрением)
сторону языковых знаков
Лексикология изучает
индивидуальные свойства отдельных языковых
знаков, а грамматика — общие
правила их комбинации, употребления и понимания.
Внутри грамматики принято выделять такие
разделы, как морфология (наука о
грамматических свойствах слова) и синтаксис
(наука о грамматических свойствах предложения и
словосочетания). Единицами синтаксиса
принято считать структуру таких конструируемых
единиц языка, как свободное словосочетание и
предложение
Из опыта работы по обучению сочинению на
лингвистическую тему.
На начальном этапе обучения сочинению учащимся
можно предложить «речевые формулы», которые
помогут составить представление о требованиях к
высказыванию на любую лингвистическую тему. На
наш взгляд, эти речевые структуры обогатят речь
учащегося, покажут образец ответа и дадут
возможность творчески подойти к самостоятельной
работе.
Речевые «формулы» для обучения
сочинению на тему «Роль знаков препинания»
Знак препинания |
Смыслоразличительная
функция знака препинания |
Общие замечания о роли знаков
препинания (возможны и как тезис
вступления к работе о роли знаков препинания, и
как вывод в сочинении на лингвистическую тему) |
- Знаки препинания функционально значимы: они
имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
- Передают логику предложения, связь между
частями предложения.
- Вносят дополнительную информацию, которую
нельзя выражать словами.
- Передают на письме оттенки смысла.
- Могут быть средством выражения состояния
пишущего.
- Основное назначение пунктуации — передавать
логику предложения, связь между его частями.
- Знаки препинания отмечают начало или конец
синтаксической единицы.
- Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют
поток письменной речи на высказывания, другие
помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи
делят высказывания на простые предложения,
четвёртые выделяют в составе высказывания
специфические конструкции.
|
Запятая |
- Указывает на следование объектов и событий друг
за другом.
- Информирует о наличии в предложении структурно
равноправных элементов.
|
Точка |
- Указывает на законченность предложения с точки
зрения пишущего.
- Указывает на завершённость высказывания.
- Указывает на законченность мысли.
|
Вопросительный знак в конце
предложения |
- Указывает не только на членение речи, но и на
вопросительный характер предложения, на особый
его тип по цели высказывания, требует ответа.
- Указывает на ожидание ответа.
|
Восклицательный знак в конце
предложения |
- Показывает, насколько сильно автора волнует
содержание его собственного высказывания.
- Указывает на эмоциональную напряжённость
|
Двоеточие |
- Ставят, когда хотят показать, что далее следует
пояснение сделанного сообщения (перед рядом
однородных членов, в бессоюзном сложном
предложении, перед прямой речью)
- Указывает на разъяснение предыдущей части
высказывания.
|
Тире |
- Хотят указать, что в предложении есть пропуск
каких-либо слов.
- Указывает на следование событий друг за другом.
- Указывает на временной интервал.
- В обозначении чередования: хотят сказать, что в
диалоге сменился автор или от прямой речи
перешли к обычному тексту.
- Указывает на варианты названия.
- Значение противоположности (Я мрачен — ты
весел).
- Указывает на значение следования — одно
событие следует за другим — внезапно, вопреки
ожиданиям (Отступил — и вдруг споткнулся).
- Указывают, что событие происходит т
закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь
есть — работай вместе со всеми).
|
Кавычки |
- Хотят указать, что заключенное в них сообщение
принадлежит не автору.
- Обозначают границы прямой речи или цитаты.
- Заключают в кавычки сообщение, от которого
пишущий хочет «откреститься».
|
Скобки |
- Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт
не основную, а дополнительную информацию.
- Указывают на вспомогательный характер
информации.
|
Точка с запятой |
- Указывает на то, что именно здесь граница
основной части сообщения, но далее есть другая
информация — для размышления читателя.
|
Многоточие |
- Передаёт недосказанность, недоговорённость.
- Отражает эмоциональную окраску речи — передаёт
прерванность мысли, вызванную общим
эмоциональным напряжением.
- Указывает на неполноту информации.
- Может передавать многозначительность
сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.
|
Литература:
- Будагов Р.А. Введение в науку о языке. 3-е
изд. М.: Добросвет — 2000, 2003.
- Лингвистика в задачах. М., Индрик, 1995.
- Поливанова А. К. Лингвистические задачи. М.:
Просвещение, 1983.
- http://www.openclass.ru/wiki-pages/190006