Сочинение на лингвистическую тему в 9-м классе сегодня для учителя является одной из «ключевых» методических проблем. Прежде всего учителю необходимо хорошо изучить специфику подобного жанра, представлять, какие знания и навыки учащийся должен продемонстрировать в сочинении на лингвистическую тему. Эти нормативно – методические требования определены действующими программами по русскому языку, стандартами образования.
Какие же умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?
- Умение рассуждать на лингвистическую тему.
- Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения.
- Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
- Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
- Умение пользоваться лингвистической терминологией.
- Практическую грамотность.
Учащиеся 9-го класса должны иметь представление о следующих лингвистических единицах. В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.
Так, фонетика и графика изучают «воспринимаемую» (слухом или зрением) сторону языковых знаков
Лексикология изучает индивидуальные свойства отдельных языковых знаков, а грамматика — общие правила их комбинации, употребления и понимания.
Внутри грамматики принято выделять такие разделы, как морфология (наука о грамматических свойствах слова) и синтаксис (наука о грамматических свойствах предложения и словосочетания). Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание и предложение
Из опыта работы по обучению сочинению на лингвистическую тему.
На начальном этапе обучения сочинению учащимся можно предложить «речевые формулы», которые помогут составить представление о требованиях к высказыванию на любую лингвистическую тему. На наш взгляд, эти речевые структуры обогатят речь учащегося, покажут образец ответа и дадут возможность творчески подойти к самостоятельной работе.
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»
Знак препинания |
Смыслоразличительная функция знака препинания |
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) |
|
Запятая |
|
Точка |
|
Вопросительный знак в конце предложения |
|
Восклицательный знак в конце предложения |
|
Двоеточие |
|
Тире |
|
Кавычки |
|
Скобки |
|
Точка с запятой |
|
Многоточие |
|
Литература:
- Будагов Р.А. Введение в науку о языке. 3-е изд. М.: Добросвет — 2000, 2003.
- Лингвистика в задачах. М., Индрик, 1995.
- Поливанова А. К. Лингвистические задачи. М.: Просвещение, 1983.
- http://www.openclass.ru/wiki-pages/190006