"Сочинение? На 5!" Из опыта работы по подготовке к ГИА

Разделы: Русский язык


Сочинение на лингвистическую тему в 9-м классе сегодня для учителя является одной из «ключевых» методических проблем. Прежде всего учителю необходимо хорошо изучить специфику подобного жанра, представлять, какие знания и навыки учащийся должен продемонстрировать в сочинении на лингвистическую тему. Эти нормативно – методические требования определены действующими программами по русскому языку, стандартами образования.

Какие же умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?

  • Умение рассуждать на лингвистическую тему.
  • Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения.
  • Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
  • Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
  • Умение пользоваться лингвистической терминологией.
  • Практическую грамотность.

Учащиеся 9-го класса должны иметь представление о следующих лингвистических единицах. В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.

Так, фонетика и графика изучают «воспринимаемую» (слухом или зрением) сторону языковых знаков

Лексикология изучает индивидуальные свойства отдельных языковых знаков, а грамматика — общие правила их комбинации, употребления и понимания.

Внутри грамматики принято выделять такие разделы, как морфология (наука о грамматических свойствах слова) и синтаксис (наука о грамматических свойствах предложения и словосочетания). Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание и предложение

Из опыта работы по обучению сочинению на лингвистическую тему.

На начальном этапе обучения сочинению учащимся можно предложить «речевые формулы», которые помогут составить представление о требованиях к высказыванию на любую лингвистическую тему. На наш взгляд, эти речевые структуры обогатят речь учащегося, покажут образец ответа и дадут возможность творчески подойти к самостоятельной работе.

Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»

Знак препинания

Смыслоразличительная функция знака препинания

Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)
  • Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.
  • Передают логику предложения, связь между частями предложения.
  • Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.
  • Передают на письме оттенки смысла.
  • Могут быть средством выражения состояния пишущего.
  • Основное назначение пунктуации — передавать логику предложения, связь между его частями.
  • Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.
  • Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.
Запятая
  • Указывает на следование объектов и событий друг за другом.
  • Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.
Точка
  • Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.
  • Указывает на завершённость высказывания.
  • Указывает на законченность мысли.
Вопросительный знак в конце предложения
  • Указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.
  • Указывает на ожидание ответа.
Восклицательный знак в конце предложения
  • Показывает, насколько сильно автора волнует содержание его собственного высказывания.
  • Указывает на эмоциональную напряжённость
Двоеточие
  • Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном сложном предложении, перед прямой речью)
  • Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.
Тире
  • Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.
  • Указывает на следование событий друг за другом.
  • Указывает на временной интервал.
  • В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.
  • Указывает на варианты названия.
  • Значение противоположности (Я мрачен — ты весел).
  • Указывает на значение следования — одно событие следует за другим — внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил — и вдруг споткнулся).
  • Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть — работай вместе со всеми).
Кавычки
  • Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.
  • Обозначают границы прямой речи или цитаты.
  • Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».
Скобки
  • Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.
  • Указывают на вспомогательный характер информации.
Точка с запятой
  • Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация — для размышления читателя.
Многоточие
  • Передаёт недосказанность, недоговорённость.
  • Отражает эмоциональную окраску речи — передаёт прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.
  • Указывает на неполноту информации.
  • Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

Литература:

  1. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. 3-е изд. М.: Добросвет — 2000, 2003.
  2. Лингвистика в задачах. М., Индрик, 1995.
  3. Поливанова А. К. Лингвистические задачи. М.: Просвещение, 1983.
  4. http://www.openclass.ru/wiki-pages/190006