Организация исследовательской деятельности обучающихся по русскому языку во внеурочное время в условиях общеобразовательной школы

Разделы: Русский язык


Происходящие в настоящее время изменения в обществе требуют от человека новых качеств: способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Поэтому на данный момент акцент в обучении переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, до­бывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые ре­шения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедре­ния в образовательный процесс альтернативных форм и способов ве­дения образовательной деятельности.

Одной из таких форм является хорошо организованная и систематизированная иссле­довательская работа учащихся. В современных условиях значение термина «исследовательская деятель­ность учащихся» приобретает несколько иное значение: в нем возрастает содержание, свя­занное с пониманием исследовательской деятельности как инстру­мента повышения качества образования в целом и возможность соз­дания условий для увлечения учащихся интеллектуальной исследовательской деятельностью.

Исследование, по мнению А.С. Обухова, можно рассматривать как творческий процесс познания мира, себя и бытия себя в мире. Как «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» определяет исследовательскую деятельность и Л. С. Выготский.

Н.И. Дереклеева в монографии «Мастер – класс по развитию творческих способностей учащихся» отмечает, что сегодня «под исследовательской деятельностью учащихся понима­ется такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследова­тельской задачи с заранее неизвестным им результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования».

Исследовательская работа - средство формирования познавательной самостоятельности школьников, которое позволяет каждому подростку испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований.

Тем не менее, многие исследователи и педагоги говорят о разграничении типов ученической исследовательской деятельности: научно-исследовательской и учебно-исследовательской.

С точки зрения М. Н. Арцева, научно-исследовательская деятельность подразумевает под собой вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Такой вид деятельности подходит далеко не для всех обучающихся общеобразовательной школы, он более направлен на внеклассную работу с отдельной творческой группой школьников.

В отличие от научно-исследовательской учебно-исследовательская деятельность своей целью имеет образовательный результат и направлена она на обучение детей, развитие у них исследовательского типа мышления. Последний вид деятельности возможен как во внеурочное время, так и при урочном изучении дисциплин.

Учебно-исследовательская деятельность школьников — это возможность решения исследовательских задач, которые личностно значимы для ребенка и при этом способствуют формированию новых знаний.

Таким образом, в современной педагогике исследовательская деятельность обучающихся может быть организована как во время урока, так и во внеурочное время.

На уроках используются познавательные и лингвистические задачи, задания творческого характера, исследовательские задания. Но включая ребят в активную учебно-исследовательскую деятельность на таких уроках, необходимо учитывать способности учащихся, их умение решать проблемные ситуации.

Мы остановимся на формировании научно- исследовательской деятельности обучающихся во внеурочное время в нашей школе, которое осуществляется через

  • работу секции «Гуманитарные науки» школьного НОУ «Юный исследователь»,
  • участие школьников в городских конкурсах творческих работ «Люби и знай родной Кузбасс», «Корнями дерево сильно», в городских, областных, всероссийских научно – практических конференциях «Интеллектуал», «Юниор», «Шаг в будущее», «Живи, земля Кузнецкая!», «Первые шаги в науке», в международных интеллектуальных конкурсах-играх «Русский медвежонок – языкознание для всех», «Золотое руно»,
  • олимпиады по русскому языку и литературе,
  • Дни науки в школе,
  • проведение элективных курсов «Журналистика и русский язык», «Условия успешной коммуникации», «Деловой русский язык», «Слово – образ - смысл: филологический анализ литературного произведения»,
  • работу летней профильной школы «Эрудит».

Мы рассмотрим две из представленных формы работы по формированию навыков исследовательской деятельности.

Первая форма - работа секции «Гуманитарные науки» школьного НОУ «Юный исследователь». Все ребята сначала проходят обучение в Школе юного исследователя, где получают первые сведения и навыки работы над темой исследования, с источниками информации, развивают умения сбора и обработки информации. Свои исследовательские работы ученики представляют на ежегодной школьной научно – практической конференции «Интеллектуал».

В последние годы большое внимание уделяется интегрированным исследовательским работам, например, в течение двух лет ученицы 11 класса работали над темой «Спектральный цвет лирических стихотворений С. Есенина». Целью исследования являлось определение физическими и фоносемантическими методами спектрального цвета стихотворений Сергея Есенина. Данная работа на стыке лингвистики и физики получила высокую оценку на городской научно - практической конференции школьников «Интеллектуал».

Вторая форма - работа летней профильной школы «Эрудит».

Летняя профильная школа «Эрудит» проводится в нашем образовательном учреждении с 2007 года, она яв­ляется частью воспитательно-образовательного процес­са и обеспечивает закрепление и углубление знаний, полученных школьниками в процессе обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта исследовательской и практической работы по предполагаемому профилю, обращение к наукам, смежным с предметом их выбора.

Задачи летней профильной школы «Эрудит» -

  • формирование компетентностей в различных сферах деятельности подростков,
  • реализация образовательных программ филологического направления;
  • развитие у обучающихся умения социального взаимодействия, предполагающего свободное выражение своего мнения, умения аргументировать свои взгляды, а также навыков научно-исследовательской деятельности.

Программа летней школы лингвистического направления предполагает выполнение лингвистического проекта на заданную тему. В ходе работы двух последних летних школ были созданы лингвистические проекты «Неофициальные наименования в речи жителей Кировского района» и «Употребление жаргонизмов в речи жителей Кировского района». Наиболее сложной частью данных проектов является формирование источниковой базы исследования, так как она создается путем опроса респондентов по самостоятельно составленным ребятами анкетам. Поэтому в ходе работы над проектом ученики еще повышают и культуру взаимоотношений, ориентации в современной информационной среде, приобретают навыки социального общения.

Для учеников летняя школа «Эрудит» становится одной из возможностей для начала получения профессиональных и исследовательских навыков, погружения в исследовательскую деятельность. Она много дает с точки зрения площадки для начала жизненного и профессионального пути:

  • прежде всего - уверенность в себе;
  • умение работать в коллективе;
  • умение работать с полученными в ходе исследования материалами, составлять план своего исследования;
  • умение анализировать и обобщать факты и явления;
  • приобрести навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, обосновывать свое отношение к изложенным в них оценкам;
  • умение составлять конспект, готовить реферат;
  • возможность разобраться в теме исследования и выбрать годовую тему.

В целом исследовательская деятельность обучающихся способствует развитию интереса к предмету, интеллектуальной инициативы учеников в процессе освоения образовательных про­грамм, обучению информационным технологиям и работе со средства­ми коммуникации; профессиональному самоопределению детей. Следовательно, она формирует информационную, ценностно-смысловые, языковую, лингвистическую, коммуникативную и другие компетенции.