Цели урока:
- научиться производить комплексный анализ текста;
- развивать коммуникативную компетенцию и творческие способности;
- воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята.
Чародейкою зимою околдован лес стоит:
Зима - чудесное время года, особенно располагающее к творчеству. Ее ледяная красота очаровывает и вызывает восхищение. Многие творческие люди обращались к изображению зимы в своих произведениях. Поэты и писатели описывали ее в стихах и рассказах. Композиторы посвящали зиме свои музыкальные композиции. Так, например, Георгий Свиридов чувствовал метель: (музыка).
- Итак, тема нашего урока: "Красота зимнего пейзажа в рассказе С.Т.Аксакова "Буран". Сегодня мы выясним, как С.Т. Аксаков изображает зиму в своих произведениях.
-Знакомы ли вы с творчеством С.Т.Аксакова? (Знакомились на уроке литературы)
-А что вы знаете о жизни писателя? (Рассказ ученика)
- Очерк "Буран" был опубликован впервые в журнале "Денница" в 1834 году. В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской области, известное Аксакову со слов очевидцев. Это очерк о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи.
С.Т. Аксаков писал: "Хотя прошло уже 6 лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена, вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе и написал "Буран".
- Ребята, а в чем же особенность природы в Оренбургской области? (Рассказ ученика)
Чтение отрывка из произведения С. Т. Аксакова "Буран".
Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно...
Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца - уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах... Она, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь... Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес... Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха. Он слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.
Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет... и вот причина гибели многих несчастных жертв.
Анализ текста.
- О чем идет речь в тексте (тема)?
- Какова основная мысль текста? (Так ужасен вид возмущения зимней природы).
- Определите стиль текста. (Поскольку основной целью текста является изображение зимней бури, ее описание, и автор для этой цели использует слова в переносном значении (бриллиантовой корою, алмазный блеск), то стиль художественный).
- Определите тип речи (описание, повествование или рассуждение)?
Описание окружающей среды.
- Встретились ли в тексте непонятные слова? Выясните лексическое значение непонятных слов.
- Буран -
- Убор-
- Обелиски-
- Прах-
- Приволье -
- Пучина -
- Найдите в тексте второго абзаца олицетворения.
Сначала определим это понятие.
Олицетворение - это художественное средство, при котором осуществляется перенос признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.
- Облако поднималось и росло
- Лучи скрылись
- Туча обтянула и посыпала
- Ветер разыгрался, взрыл, вскинул
- Мрак одел
Снежный прах слепил, ревел, свистал, выл, стонал, душил.
- Представили эту картину. С помощью олицетворений явления природы оживают в нашем сознании, и мы становимся свидетелями страшного явления - снежной бури. Мы видим, что постепенно великолепие природы скрывается мраком, а главным героем становится "снежный прах", который не просто играет, как ветер, а "слепит, ревет, свищет, воет, стонет, душит".
- Найти в тексте сравнения.
Сравнение - художественный прием, который заключается в уподоблении какого-либо явления другому.
- Туча, как небо;
- Снеговые степи, как пух лебяжий;
- Белый мрак, как мрак осенней ночи;
- Снежный прах, как змей.
Итак, сравнение помогает автору более точно описать явление путем сопоставления с чем-то известным.
- Вспомните, ребята, из курса славянской мифологии и русского фольклора, что символизирует образ змея? (Вспоминают сказочных персонажей Змея Горыныча, Тугарина Змия, Лукавого, которые, по народному представлению, представляют вражескую силу и демоническое начало).
- Таким, образом, при всей своей красоте и великолепии, некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы.
Но, несмотря ни на что, природа прекрасна. Найдите в тексте первого абзаца питеты.
Эпитет - художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
- Бриллиантовой корою
- Изуродованная роща
- Ледяной убор
- Чудные обелиски
- Алмазный блеск
Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.
- Найдите в тексте второго абзаца причастия с определяемыми словами и определите их морфологические признаки.
- Закатившегося солнца
- Кипящего праха
- Что такое причастие?
- Как отличать причастие от прилагательного?
Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне?
- Росло
- Зари
- Поднималось
- Погорелой
Вспомним правила правописания корней с чередующимися гласными в корне.
Спишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.
Снежный прах слепил глаза занимал дыхание ревел свистал выл стонал бил трепал вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Запятые разделяют однородные сказуемые. Их 11:.)
- А как вы думаете, для чего автор в одном предложении употребляет так много однородных сказуемых? (Он хочет более точно показать, что происходило во время бурана и как стремительно развивались действия).
- Ребята, в гениальном произведении, а мы видим, что текст Аксакова именно такой, любая деталь раскрывает идею или индивидуальный стиль автора. Обратите внимание на звучание слов:
Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Наблюдается повторение согласных [р],[с], [х], [ш]).
- Произнесем повторяющиеся согласные звуки [р] ,[с], [х], [ш] вместе. Как называется этот прием?
Звукопись - прием, помогающий автору создать образ путем повторения звуков.
Вот мы и познакомились с поистине гениальным описанием зимней бури С.Т.Аксакова. Нужно отметить, что данный очерк "Буран" был отмечен и современниками, и есть сведения о том, что это описание бурана было использовано как образец при изображении зимней бури А.С.Пушкиным в "Капитанской дочке" и Л.Н.Толстым в "Метели".
Нашего Сашу тоже вдохновило это произведение, и он нарисовал "Буран". Посмотрите.
Денисов Динар увидел похожее описания бурана в стихотворении "Бесы" Пушкина. Слушаем.
А как бы вы изобразили зимнюю природу?
Домашнее задание. Написать сочинение на тему "Зимняя природа".