Обучающая цель:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Словообразование".
- Закрепить умения и навыки учащихся по данной теме.
- Формировать практические навыки словообразовательного разбора.
Развивающая цель:
- Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, языковое чутье.
- Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
- Учить осознанно использовать в речи словообразовательные возможности языка.
Воспитательная цель:
- Воспитывать у учащихся способность понимать и воспринимать слово как модель.
- Содействовать развитию умения общаться между собой.
- Формировать навыки коллективного творчества.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя, сообщение темы и цели урока.
- Слово. Оно велико и многогранно. Оно первооснова нашей речи. Слово как основной кирпичик здания. И насколько правильно будет построено слово, настолько крепким будет всё здание. Слово - это модель. Вот и мы сегодня на нашем уроке - игре будем моделировать слова.
2. Представление команд, членов жюри.
3. Приветствие команд.
4. Разминка.
- Перечислите значимые морфемы слова
- Назовите изменяемые части слова
- Какие части слова (морфемы) служат для образования новых слов? (приставка, суффикс)
- Образует ли новое слово окончание? (нет)
- Назовите неизменяемые части речи
- Назовите известные вам постфиксы (ся, сь)
- Какие частицы участвуют в образовании
- 1 команда - условного наклонения
- 2 команда - повелительного наклонения
- Образуйте от глагола лечь
- 1 команда - глагол в повелительном наклонении
- 2 команда - глагол в условном наклонении
5. Конкурс капитанов.
Сочинение-миниатюра "Души прекрасные порывы"
6. Конкурс "Знатоки".
а) Приведите примеры слов (3-5)
- с нулевым окончанием
- без окончания
- с двумя окончаниями
- окончание не является последней морфемой
- сложных слов
- аббревиатур (составьте с ними предложения)
- образованных неморфологическим путём
б) Определите разницу в образовании слов
самолёт - самолётный
пешеход - пешеходный
близорукий - близорукость(сложение - сложение с прибавлением суффикса)
7. Конкурс "Задушевный разговор".
Команды задают друг другу по 3 вопроса на тему "Словообразование"
Вопросы команды "Жёсткие знаки"
1. Испания - испанский - испанец - испанка - испанцы
Япония - японский - японец - японка - японцы
Америка - американский - американец - американка - американцы
НО
Германия - немецкий - немец - немка - немцы
Почему?
(Селились по реке Неман)
2. Какой диалект лежит в основе старославянского алфавита?
(Солунский)
3. Выбрать слова петровской эпохи: бухгалтер, рольдмейстер, президент, аренда, сквозь, удочка, вестник, рапорт, палеография, окружность, келья.
(бухгалтер, рольдмейстер, президент, аренда, рапорт).
Вопросы команды "Знатоки"
1.Являются ли родственными слова баба и бабочка?
(Слово бабочка образовано от существительного баба при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса. В языческой Руси некоторые животные и насекомые считались колдунами или ведьмами).
2. Что такое субстанция? Какая она бывает?
(Переход слова в существительное. Субстанция бывает полная и неполная).
3. Какие местоимения являются неизменяемыми?
(Притяжательные местоимения его, её, их).
8. Конкурс " Домашнее задание".
Команды представляют список слов с корнем "благо" с разными пометами
- Вспомните поговорки со словами этого корня.
Общеупотребительные | Книжные, высокие | Разговорные |
Благо | благоволение | благоверная |
Благодарность | благовоние | благовременные |
Благодарить | благовоспитанный | благой |
Благодаря | благоговеть | благоденствовать |
Благодать | благодатный | благодать |
Благополучие | благодарственный | |
Благопристойный | благодеяние | |
Благоприятный | благожелательный | |
Благоразумный | благосклонный | |
Благородный | благотворный | |
Благородство | благоухать | |
Благословение | благонадёжный | |
Благотворительный | ||
Благоустроить | ||
Благочестивый | ||
Блаженство | ||
блаженный |
Ни за какие блага, во благо, покорно благодарю, благим матом, все блага жизни, благие порывы, судьба благоволит, земная благодать, чёрная неблагодарность, блажен, кто верует и др.
9. Подведение итогов, награждение.