Данный урок разработан на материале произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (с привлечением изобразительного искусства).
Цели урока:
- Обобщить сведения о составном глагольном сказуемом;
- Закрепить знания по теме "Словосочетание", "Осложненное простое предложение";
- Обнаруживать и анализировать языковые явления в представленных текстах (подготовка к ГИА-9);
- Продемонстрировать особенности функционирования СГС в произведении "Капитанская дочка;
- Привить любовь к родному слову.
1. Организационный момент. Запись темы, знакомство с планом урока (СЛАЙД 1, 2).
2. Обобщение знаний об изученном понятии:
Учитель задает вопрос классу:
- Что называется составным глагольным сказуемым? (Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: вспомогательного слова и инфинитива).
Учащимся предлагается выполнить синтаксический разбор словосочетания капитанская дочка. Один из учеников демонстрирует разбор на доске, остальные записывают материал в рабочую тетрадь: 1. Именное; 2. Вид связи - согласование; 3. Определительные отношения; 4. Зависимое слово связано с главным по смыслу и грамматически (при помощи окончания зависимого слова).
Далее учитель предлагает учащимся изменить вид связи в словосочетании капитанская дочка:
- Замените словосочетание капитанская дочка, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (дочка капитана).
Работа с презентацией:
- Ребята, перед вами портрет Маши Мироновой, посмотрите внимательно и ответьте на следующий вопрос: так вы представляли себе эту героиню? (учащиеся высказывают свое мнение).
- Зачитаем фрагмент из произведения "Капитанская дочка" и понаблюдаем, соответствует ли данный портрет образу Маши Мироновой, представленному А.С. Пушкиным в "историческом романе в мемуарной форме" [Критарова, 2011, 74] "Капитанская дочка"? (СЛАЙД 3).
Ученик выразительно читает отрывок (СЛАЙД 4):
Тут вошла девушка лет осемнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё так и горели [Пушкин, 2006: 121].
- Определите стиль и тип речи (художественный стиль, тип речи - описание).
- Какие средства выразительности использует А.С. Пушкин, описывая Машу Миронову?
Учащиеся отвечают и одновременно делают записи в тетради (эпитеты: круглолицая, румяная, светло-русыми; метафора: волосами: и горели). Также ребята обнаруживают и стилистическую фигуру - инверсию: : вошла девушка лет осемнадцати.
- Выпишите слово с чередующейся гласной в корне (горели).
- Найдите страдательное причастие прошедшего времени, суффикс которого зависит от наличия приставки в слове (зачесанными). Выполните морфемный разбор данной единицы.
- Работа со слайдом № 5. Ученики переписывают предложения, выделяя грамматическую основу и определяя тип сказуемого.
- 1 предложение: односоставное безличное, оно представлено составным глагольным сказуемым.
- 2 предложение: я хотел последовать (составное глагольное сказуемое)
- 3 предложение: Савельич крякнул (простое глагольное сказуемое) и стал объясняться (составное глагольное сказуемое)
- 4 предложение: Я должен ехать (составное глагольное сказуемое), я не могу не ехать (составное глагольное сказуемое).
- 5 предложение: ты решился ехать (составное глагольное сказуемое), я пойду (простое глагольное сказуемое).
Далее проводится работа, направленная на развитие устной и письменной речи учащихся:
- В чем заключается особенность употребления составного глагольного сказуемого в следующем контексте? (СЛАЙД 6)
1. Они относятся к личному местоимению я (мужской субъект)
2. Характеризуют внутренний мир Петруши Гринева. Петруша Гринев на протяжении всего произведения мы наблюдаем становление Петра Гринева как личности.
В первом и втором предложении наблюдаем неловкость, неуверенность Петруши Гринева.
Во втором и третьем предложении репрезентирована настойчивость героя, заинтересованность его в чем-либо.
Работа со слайдом № 6.
- Ребята, посмотрите на картину. Кто на ней изображен? (Емельян Пугачев и Петруша Гринев).
- Вспомните, какой фрагмент произведения запечатлен на полотне? (Петр Гринев обращается за помощью к Пугачеву)
- Составьте 2 предложения с составным глагольным сказуемым.
Ученики могут составить следующие предложения: Петр Гринев не мог ни прийти к Пугачеву. Емельян Пугачев должен ему помочь и др. Проверка осуществляется по цепочке.
3. Самостоятельная работа учащихся:
Учитель раздает карточку с текстом каждому ученику. На каждой карточке - отрывки из произведения "Капитанская дочка" со следующими заданиями: вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, указать тип сказуемого (время на выполнение - 7 минут).
Примеры:
КАРТОЧКА 1.
Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания:
Площадь опустела. Я все стоял на одном месте и не мог привести в порядок мысли смущенные столь ужасными впечатлениями. Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила [Пушкин, 2004, 155].
КАРТОЧКА 2.
Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания:
В эту ночь я не спал и не раздевался. Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать и там проститься с нею в последний раз. Я чувствовал в себе великую перемену: [Пушкин, 2004, 149].
КАРТОЧКА 3.
Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания:
В эту ночь я приехал в Симбирск. Я должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей. Я остановился в трактире. Савельич с утра отправился по лавкам. Соскуча глядеть из окна на грязный переулок я пошёл бродить по всем комнатам [Пушкин, 2004, 104].
Языковой разбор
Синтаксический разбор предложения: Я не мог не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.
- В каком значении употреблено слово грамота (письмо).
- Выполните морфологический разбор имени существительного старика.
5. Итоги урока
Материал для сопоставления:
- Запишите следующие предложения под диктовку: Маша рыдала, прильнув к моей груди. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке.
- Выделите грамматическую основу в каждом предложении. В скобках укажите, чем осложнены данные предложения (учащиеся выделяют подлежащее и сказуемое: 1 предложение: Маша рыдала; 2 - Я оглянулся и увидел. Первое предложение осложнено деепричастным оборотом, второе - причастным оборотом и однородными сказуемыми).
- Чем отличается простое глагольное сказуемое от составного глагольного? Сделайте вывод, просмотрев всю классную работу (Простое глагольное сказуемое выражается одной формой глагола какого-либо наклонения. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова и инфинитива).
6. Домашнее задание соответствует теме урока. Упражнение 137 (учебник С.Г. Бархударова) состоит из 7 предложений, отобранных авторами учебника из произведения "Капитанская дочка" А.С. Пушкина.
Учащиеся читают задание к упражнению. Учитель выясняет, всем ли понятно задание.