Тема урока "Составное глагольное сказуемое" (на материале произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка")

Разделы: Русский язык


Данный урок разработан на материале произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (с привлечением изобразительного искусства).

Цели урока:

  • Обобщить сведения о составном глагольном сказуемом;
  • Закрепить знания по теме "Словосочетание", "Осложненное простое предложение";
  • Обнаруживать и анализировать языковые явления в представленных текстах (подготовка к ГИА-9);
  • Продемонстрировать особенности функционирования СГС в произведении "Капитанская дочка;
  • Привить любовь к родному слову.

1. Организационный момент. Запись темы, знакомство с планом урока (СЛАЙД 1, 2).

Презентация.

2. Обобщение знаний об изученном понятии:

Учитель задает вопрос классу:

- Что называется составным глагольным сказуемым? (Составное глагольное сказуемое состоит из двух частей: вспомогательного слова и инфинитива).

Учащимся предлагается выполнить синтаксический разбор словосочетания капитанская дочка. Один из учеников демонстрирует разбор на доске, остальные записывают материал в рабочую тетрадь: 1. Именное; 2. Вид связи - согласование; 3. Определительные отношения; 4. Зависимое слово связано с главным по смыслу и грамматически (при помощи окончания зависимого слова).

Далее учитель предлагает учащимся изменить вид связи в словосочетании капитанская дочка:

- Замените словосочетание капитанская дочка, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление (дочка капитана).

Работа с презентацией:

- Ребята, перед вами портрет Маши Мироновой, посмотрите внимательно и ответьте на следующий вопрос: так вы представляли себе эту героиню? (учащиеся высказывают свое мнение).

- Зачитаем фрагмент из произведения "Капитанская дочка" и понаблюдаем, соответствует ли данный портрет образу Маши Мироновой, представленному А.С. Пушкиным в "историческом романе в мемуарной форме" [Критарова, 2011, 74] "Капитанская дочка"? (СЛАЙД 3).

Ученик выразительно читает отрывок (СЛАЙД 4):

Тут вошла девушка лет осемнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у неё так и горели [Пушкин, 2006: 121].

- Определите стиль и тип речи (художественный стиль, тип речи - описание).

- Какие средства выразительности использует А.С. Пушкин, описывая Машу Миронову?

Учащиеся отвечают и одновременно делают записи в тетради (эпитеты: круглолицая, румяная, светло-русыми; метафора: волосами: и горели). Также ребята обнаруживают и стилистическую фигуру - инверсию: : вошла девушка лет осемнадцати.

- Выпишите слово с чередующейся гласной в корне (горели).

- Найдите страдательное причастие прошедшего времени, суффикс которого зависит от наличия приставки в слове (зачесанными). Выполните морфемный разбор данной единицы.

- Работа со слайдом № 5. Ученики переписывают предложения, выделяя грамматическую основу и определяя тип сказуемого.

  • 1 предложение: односоставное безличное, оно представлено составным глагольным сказуемым.
  • 2 предложение: я хотел последовать (составное глагольное сказуемое)
  • 3 предложение: Савельич крякнул (простое глагольное сказуемое) и стал объясняться (составное глагольное сказуемое)
  • 4 предложение: Я должен ехать (составное глагольное сказуемое), я не могу не ехать (составное глагольное сказуемое).
  • 5 предложение: ты решился ехать (составное глагольное сказуемое), я пойду (простое глагольное сказуемое).

Далее проводится работа, направленная на развитие устной и письменной речи учащихся:

- В чем заключается особенность употребления составного глагольного сказуемого в следующем контексте? (СЛАЙД 6)

1. Они относятся к личному местоимению я (мужской субъект)

2. Характеризуют внутренний мир Петруши Гринева. Петруша Гринев на протяжении всего произведения мы наблюдаем становление Петра Гринева как личности.

В первом и втором предложении наблюдаем неловкость, неуверенность Петруши Гринева.

Во втором и третьем предложении репрезентирована настойчивость героя, заинтересованность его в чем-либо.

Работа со слайдом № 6.

- Ребята, посмотрите на картину. Кто на ней изображен? (Емельян Пугачев и Петруша Гринев).

- Вспомните, какой фрагмент произведения запечатлен на полотне? (Петр Гринев обращается за помощью к Пугачеву)

- Составьте 2 предложения с составным глагольным сказуемым.

Ученики могут составить следующие предложения: Петр Гринев не мог ни прийти к Пугачеву. Емельян Пугачев должен ему помочь и др. Проверка осуществляется по цепочке.

3. Самостоятельная работа учащихся:

Учитель раздает карточку с текстом каждому ученику. На каждой карточке - отрывки из произведения "Капитанская дочка" со следующими заданиями: вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, указать тип сказуемого (время на выполнение - 7 минут).

Примеры:

КАРТОЧКА 1.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания:

Площадь опустела. Я все стоял на одном месте и не мог привести в порядок мысли смущенные столь ужасными впечатлениями. Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила [Пушкин, 2004, 155].

КАРТОЧКА 2.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания:

В эту ночь я не спал и не раздевался. Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам откуда Марья Ивановна должна была выехать и там проститься с нею в последний раз. Я чувствовал в себе великую перемену: [Пушкин, 2004, 149].

КАРТОЧКА 3.

Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены главные члены предложения. Расставьте пропущенные знаки препинания:

В эту ночь я приехал в Симбирск. Я должен был пробыть сутки для закупки нужных вещей. Я остановился в трактире. Савельич с утра отправился по лавкам. Соскуча глядеть из окна на грязный переулок я пошёл бродить по всем комнатам [Пушкин, 2004, 104].

Языковой разбор

Синтаксический разбор предложения: Я не мог не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.

- В каком значении употреблено слово грамота (письмо).

- Выполните морфологический разбор имени существительного старика.

5. Итоги урока

Материал для сопоставления:

- Запишите следующие предложения под диктовку: Маша рыдала, прильнув к моей груди. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке.

- Выделите грамматическую основу в каждом предложении. В скобках укажите, чем осложнены данные предложения (учащиеся выделяют подлежащее и сказуемое: 1 предложение: Маша рыдала; 2 - Я оглянулся и увидел. Первое предложение осложнено деепричастным оборотом, второе - причастным оборотом и однородными сказуемыми).

- Чем отличается простое глагольное сказуемое от составного глагольного? Сделайте вывод, просмотрев всю классную работу (Простое глагольное сказуемое выражается одной формой глагола какого-либо наклонения. Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного слова и инфинитива).

6. Домашнее задание соответствует теме урока. Упражнение 137 (учебник С.Г. Бархударова) состоит из 7 предложений, отобранных авторами учебника из произведения "Капитанская дочка" А.С. Пушкина.

Учащиеся читают задание к упражнению. Учитель выясняет, всем ли понятно задание.