Учитель 1. Эпиграфом к нашему уроку стали слова французского философа Клода Гельвеция: “Задача искусства – волновать сердца” (слад 2). Действительно, искусство волнует сердца. Затрагивает самые сокровенные чувства, будоражит душу: живопись – зрительными образами и цветом, музыка – звуком, а литература – словом.
Учитель 2. Сегодня мы попробуем, соединив краски, звуки, слова, создать чудесную зимнюю сказку.
О зиме написано много стихотворений, музыкальных произведений, живописных полотен. Но может кто-то из вас ответить на вопрос, а какая она, зима?
Дети пишут ассоциативной ряд “зима”. Учащиеся разбиваются на три группы.
Учитель 1. Зима у каждого своя. Сейчас мы будем слушать музыку и стихи (слайд 3). А в это время первая группа будет записывать звуки, которые они услышали.
Вторая группа рисовать цветовые пятна той картины, которую они представили, а третья группа попробует выразить словом свои впечатления от услышанного. Это могут быть эпитеты, олицетворения, метафоры, какие-то словосочетания, которые передают ваше настроение.
Звучит песня на стихи Б.Пастернака “Снег идет” в исполнении С.Никитина:
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.Снег идет, и все в смятеньи,
Все пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Учитель 2. Под музыку вальса Г.Свиридова “Метель” читает отрывок из стихотворения Ивана Никитина “Встреча зимы”:
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.Есть раздолье у нас, –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.Нам не стать привыкать, –
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!..
Учитель 1. Под музыку вальса снежинок П.И.Чайковского читает отрывок из стихотворения Федора Тютчева “Чародейкою зимой”:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою.
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован.
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Учитель 2. Под музыку П.И.Чайковского “Декабрь. Святки” читает стихотворение Ольги Гузовой “Рождественская ночь”:
Снег ложится белый-белый
на пригорки и дома;
искрой-инеем оделась
старорусская зима.
Неподвижность синей речки...
И не надо ничего –
на расписанном крылечке
притаилось Рождество.
Колыбельку покачает
и отгонит тучи прочь...
Все сомненья развенчает
та Рождественская ночь.
Учитель 1. Под музыку П.И.Чайковского “Февраль. Масленица” читает отрывок из стихотворения П.А. Вяземского “Масленица на чужой стороне”:
Здравствуй, в белом сарафане
Из серебряной парчи!
На тебе горят алмазы,
Словно яркие лучи.Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Усыплённые сердца.Здравствуй, русская молодка,
Раскрасавица-душа,
Белоснежная лебедка,
Здравствуй, матушка-зима!
Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами и настойкой
Закутит крещеный мир.
Учитель 2. А теперь давайте проверим, что получилось у каждой группы.
По мере того, как каждая группа будет представлять результаты своей работы, мы все вместе заполним таблицу (слайд 4).
Представляя результаты групповой работы, одна группа демонстрирует цветовые пятна, другая – звуки, используя подручные материалы (колокольчик, полиэтиленовые пакеты, деревянные ложки), третья – словосочетания.
Подведем итог этого этапа работы и закончим предложение :
“Зима– это…”, использовав однородные члены.
Учитель 1. Когда мы произносим слово “зима”, какие возникают картины в нашем воображении?
(Картины заснеженного леса, покрытых белой шапкой домов и деревьев и т.д.)
Учитель 2. Перед нами предстают виды окружающей местности, природы, т.е. пейзаж. С какими художниками пейзажистами вы знакомы?
(Куинджи, Шишкин, Левитан и т.д.)
В своих произведениях они старались передать красоту природы, в частности, зимней природы. А с каким цветом в первую очередь ассоциируется зима, зимний пейзаж?
(С белым, голубым, серебристым)
Учитель 1. Посмотрим, какой видели зиму некоторые русские пейзажисты (слайды 5-8). По ходу просмотра продолжайте работать с таблицей.
Художник Игорь Грабарь очень любил зиму. Он сам признавал, что с окончанием зимы пейзаж становился менее привлекательным для него. В 1905-1908 годах ведущим мотивом стало изображение инея. По его собственным словам, работа над инеем будила его “живописный задор”. “Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок”. Грабарь писал иней “на всякие лады” – разнообразные его виды, в утренние и вечерние часы, при солнце и в бессолнечный день.
Особенно трепетно писал художник картину “Февральская лазурь” (слайд 9). Несмотря на холодный день, он работал на пленэре. Для чего вырыл траншею из снега. Зимние пейзажи Грабаря и многих других художников наполнены светом и солнцем (слайды 10-11).
Учитель 2. Зима – это не только красивые пейзажи, но и забавы, которые с ней связаны. Какие именно?
(Катание на санках, коньках, лыжах и т.д.)
Тема зимних забав также разрабатывалась многими художниками (слайды 12-13).
Учитель 1. Шумны и веселы зимние праздники. Назовите их.
(Новый год, Рождество, Масленица,…)
Рождество было одним из самых любимых праздников в России. А после праздника Рождества Христова, до праздника Крещения двенадцать дней считались святыми (Святки).
Святки были молодежным праздником, ярким и веселым, наполненным музыкой, пением, играми (слайд 14). Они отмечались обычно в вечернее и ночное время, когда люди откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды. С их помощью старались обеспечить благополучие на весь год, выяснить свою судьбу, обезопасить себя от нечистой силы. Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен — пожеланий, величаний хозяевам (слайд 15).
Учитель 2. Люди издревле, стремясь узнать свое будущее, гадали.
Девушки мечтали о счастливом замужестве и любви и старались угадать её. Считалось, что во время Святок приходят с "того света" души умерших и активизируется нечистая сила. В это время ничто не мешает заглянуть будущему в лицо.
Учитель 1. Читает отрывок из баллады В.А. Жуковского “Светлана” (слайд16):
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили; (слайд 17)
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Учитель 2.
Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
“Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою”.
Учитель 1. Приход нечистой силы разыгрывался в ряженье. Рядились всевозможной нечистью. Наряжаясь, например, чертом, человек как бы отмежевывался от всего дурного в себе, концентрируя в своем новом, “вывернутом” образе всю свою чертовщину, чтобы освободиться от нее, когда сбросит наряд. При этом происходило своеобразное “очищение” (слайд 18).
Учитель 2. Кроме того, во время святок молодежь устраивала игрища со скоморохами, медведями (слайды 19-20).
Учитель 1. В канун праздника Крещения, завершающего Святки, православные верующие отмечают Крещенский сочельник, когда по традиции в православных храмах и на водоемах в первый раз совершается освящение воды, водосвятия. Существовало поверье, что если в ночь на 19 января прийти на реку и вырубить прорубь, то вода как бы вскипает – это на нее сходит Святой Дух. На Руси было принято делать “иордань” (название происходит от реки Иордан) – крестообразную прорубь на реке. После этого крест опускали в иордань и совершали молебен с крестным ходом. С водосвятием связан и обряд окунания – верующие три раза окунались в освященную воду и осеняли себя крестом. И по сей день многие люди принимают участие в обряде окунания. А вот как показал крещенское водосвятие русский художник Борис Кустодиев (слайд 21).
Учитель 2. Борис Кустодиев очень любил темы русских праздников, особенно Масленицы.
Масленица – это не просто праздник, это завершение важного этапа в жизни человека и природы, это подведение итогов, начало нового года. Вот какой предстает Масленица на полотнах Б. Кустодиева (слайды 22-24).
Учитель 1. К последнему дню Масленицы в Сибири казачья молодежь сооружала снежную крепость, которую предстояло взять всадникам в шуточной баталии. На потеху стекались многочисленные участники и зрители. Одни из них старались прорваться к крепости, другие ее защищали, а третьи с интересом смотрели на состязание лихих смельчаков.
Яркие впечатления от этой старинной праздничной игры сибирских казаков, сохранившиеся в душе художника Василия Сурикова с детства, легли в основу картины “Взятие снежного городка” (слайд 25).
Учитель 2. Зима бывает разной, не только солнечной, радостной и праздничной. Какой еще она может быть?
(Суровой, холодной…)
Посмотрите на зимние пейзажи Алексея Саврасова (слайды 26-28). Яркость исчезла, и перед нами картины суровой зимней природы.
Ученик А. Саврасова Исаак Левитан так сказал о творчестве своего учителя: “…Саврасов радикально отказался от отношения к пейзажу как красочному сочетанию линий и предметов. Он избирал уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а, наоборот, старался отыскать в самом простом и обыкновенном те истинные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу”.
Учитель 1. Какой предстает зима на картинах Апполинария Васнецова? (слайд 29).
(Таинственная и сказочная)
Такой же предстает зима и на полотнах Архипа Куинджи и Юлия Клевера (слайд 30).
Учитель 2. Ну что же, вот какой зиму представляли поэты, композиторы и художники. Нам осталось только ответить на вопрос: а все-таки, какая же она – ЗИМА.
Вы должны написать сочинение миниатюру, но не совсем обычную.
Посмотрите на экран (слайд 31). Миниатюра будет состоять из 4 предложений. Первые слова этих предложений будут начинаться на буквы, составляющие слово “ЗИМА”. Для этой работы вы должны использовать материалы таблицы и свои впечатления от живописи, музыки и стихов.
Проводиться проверка детских работ.