Цель урока: обучать работе с текстом, формировать умения высказываться по проблеме, поднимаемой в тексте, воспитывать внимательное и заинтересованное отношение к окружающему миру.
Вид доски:
Портрет Ю.Олеши.
Рисунки учеников.
Фотография уток.
Чудо – это…
Парфенон, Покрова на Нерли.
Остановись и ты в изумлении перед красотой, и тогда…
Остановись и ты в изумлении перед красотой, и тогда в душе твоей расцветет
человеческая красота (В.Сухомлинский).
Каждому ученику для работы предложена распечатка (см. Приложение).
Ход урока
Запишите свои ассоциации к слову чудо. Прочитайте.
– Продолжите предложение: Чудо-это… Прочитайте.
1) – Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?
Чудо... Образ чего рисуется? (Волшебник, цветок, цветущее дерево, наш город в солнечный день…).
– Эти предметы красивые? Есть связь между понятиями красота и чудо? (Да, есть.)
2) – А вот как на эту тему рассуждает Л. Мигдал (чтение учителем первых 6 предложений текста).
1. Что такое красота? 2. Одинаково ли мы воспринимаем красивое? 3. Можно ли оценить красоту? 4. Меняются ли со временем представления о красоте? 5.Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. 6. Идеалы и мода у каждой эпохи свои. 7. Но…
– О чем, по-вашему, автор будет говорить дальше? Что можно противопоставить утверждению, содержащемуся в 6-м предложении? (Есть то, что нравится всем.)
– Продолжим чтение текста.
Но есть красота нетленная, непреходящая, к которой человечество обязательно возвращается. Нас никогда не перестанут радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли…Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: “На вкус и цвет товарищей нет…” Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту. (Л.Мигдал)
– Что в тексте показалось наиболее важным? Что подразумевает автор под словом красота, какие примеры приводит? Что бы в качестве примера вспомнили вы? (Архитектуру Петербурга..
– Какой эпиграф выбрали бы вы к данному тексту? (См. распечатку.)
1) Красота – не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
(О.Мандельштам)2) Чтобы не нарушить, не расстроить,
Чтобы не разрушить, а построить…
(В.Высоцкий)3) Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть не скудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
(Ф.Тютчев)4) Из тяжести недоброй
И я когда-нибудь
Прекрасное создам…
(О.Мандельштам)
– Для Мигдала воплощением красоты являются прежде всего рукотворные произведения – храмы. Но можно увидеть прекрасное в другом. В чем? (В природе.)
3) – Сегодня нам предстоит знакомство с отрывком из книги Ю.Олеши “Ни дня без строчки”. Имя этого автора вам знакомо? (Короткую справку о писателе делает ученик.)
Чтение текста учеником.
Анализ текста.
– Понравился вам текст? Чем?
– Какие вопросы по его содержанию хотели бы задать? (Как можно озаглавить
текст? В чем смысл текста? В чем видит красоту автор?)
– Мой вопрос: какую иллюстрацию к тексту вы бы сделали (цвет, звук, запах)?
– Посмотрим, в чем мастерство автора.
Подчеркните фразу, которая особенно понравилась, поразила.
Тип речи? (Рассуждение с элементами описания).
Стиль текста? По каким трем позициям мы характеризуем стиль? (Задача автора, адресат, языковые средства.)
Какие особенности текста показались наиболее интересными? Средства выразительности?
Эмоциональность. Диалог с читателем.
Риторические вопросы, восклицания.
Ряды однородных членов, вводные слова,
обращения.
Повтор-усиление, метафора. Парцелляция.
Кольцевое построение текста:
шиповник…шиповник.
– “Нет ничего прекрасней кустов шиповника!.. Как красив шиповник”, – начальная и конечная фразы текста.
А в середине его упоминание о множестве прекрасных мгновений, мимо которых нельзя пройти. Так считает Ю.Олеша.
А вот что пишет В.Шефнер в стихотворении “Миг” (чтение учеником стихотворения наизусть).
“Остановись и ты в изумлении, и тогда…” – писал педагог Василий Сухомлинский. Чем бы вы закончили эту фразу?
Увидишь много прекрасного.
Поймешь, что стоит внимательно
вглядываться в то, что тебя окружает.
К тебе придет радость.
– “…в душе твоей расцветет человеческая красота”, – утверждал В. Сухомлинский.
– Прекрасное живет рядом, нужно только постараться увидеть его, и тогда жизнь наша наполнится красотой, и красивее и богаче станет наша душа. Помните об этом!
4) Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- О чем хотели бы спросить в конце урока?
- О чем хотели бы поговорить еще?
- Запишите свою тему домашнего сочинения.
Домашнее задание: написать сочинение на одну из тем.
- Как прекрасен этот мир!
- Не привыкайте к чудесам.
- Сочинение– рассуждение о проблеме, поднятой в тексте.
- Сочинение на тему, предложенную вами.
Возможно использование на уроке интерактивной доски. В этом случае на ней могут быть размещены эпиграфы, из которых учащиеся выбирают эпиграф к тексту о шиповнике, стихотворение В. Шефнера “Миг”, а также вопросы для рефлексии. Эмоционально оправданным представляется и другое: представить на такой доска фотографию цветущего шиповника, которая оставалась бы там на протяжении всего урока.