Цели урока:
- обобщить знания об изученных орфограммах;
- закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
- закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова.
Ход урока
Оргмомент. Оформление тетрадей учащихся, проверка готовности класса к уроку, положительная мотивация детей на работу на уроке.
УЭ (учебный элемент) – 0 – Содержание и задачи урока – модуля (1-2 мин.).
Программа для учащихся:
После изучения темы вы будете знать:
- правила правописания гласных и согласных в корне слова; правописания приставок;
- знать значимые части слова, однокоренные слова и отличать их от форм одного и того же слова;
- отличать приставку и предлог.
В результате усвоения темы вы будете уметь:
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- графически обозначать орфограммы;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- разбирать слова по составу.
УЭ – 1 – Работа с текстом (10 мин.) – фронтальная работа.
Целью является закрепление знаний учащихся об однокоренных словах, значимых частях слова и формах одного и того же слова.
Задание: прочитайте текст.
Барсуки.
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый. (По И.Аксенову).
Алгоритм работы.
- Выпишите из текста однокоренные слова, подберите (если сможете) 1 – 2 однокоренных слова сами, выделите корень.
- Выпишите из текста слова, являющиеся формами одного и того же слова. Почему их нельзя назвать однокоренными.
- Запишите слово, состав которого соответствует данной схеме:
- При помощи каких частей слова образуются однокоренные слова. А как мы получаем формы одного и того же слова?
Если вы работали самостоятельно, оцените свою работу по ключу № 1).
Ключ № 1.
- Барсучья (нора), барсук, барсучата, барсучонок, (барсучиха). Малыши – маленький, (малой).
- Нора, у норы, из норы, с боку, на бок.
- Светило.
- При помощи приставок и суффиксов образуем новые слова. При помощи изменения окончания получаем формы одного и того же слова.
Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
УЭ – 2 – Правописание гласных и согласных в корне слова (8 мин. – индивидуальная работа, выполняется в таблицах).
Целью является обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне, парных (звонких и глухих) согласных, непроизносимых согласных.
Алгоритм работы:
- Заполните таблицу до конца, выполнив правила проверки данных орфограмм.
- Приведите примеры, выделите в них изученные орфограммы графически. (Если возникли трудности, обратитесь к словам для справок в учебнике).
- Если есть исключения из этих правил, отметьте это в таблице.
Безударные гласные |
Парные согласные (звонкие и глухие) |
Непроизносимые согласные |
|
Правило проверки | Проверяется ударением: нужно изменить слово так …. Проверяем буквы: а, е …. | Подбор слова или изменение слова так, чтобы …… Пары: б-п, д-т, з-.., г-…, в-…, ж-… | Подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный звук |
Примеры | |||
Исключения | Чудесный, ….. |
Проверьте работу по ключу № 2 и оцените ее.
Ключ № 2.
Безударные гласные |
Парные согласные (звонкие и глухие) |
Непроизносимые согласные |
|
Правило проверки | Проверяется ударением: нужно изменить слово так чтобы безударный стал ударным. Проверяем буквы: а, е, и, о, я | Подбор слова или изменение слова так, чтобы после согласного стоял гласный Пары: б-п, д-т, з-с, г-к, в-ф, ж-ш | Подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится четко. |
Примеры | Тяжелый – тяжесть, зима – зимы | Легкий-легок | Честный-честь, Поздний – опоздать |
Исключения | Непроверяемые безударные гласные (словарь) багаж и др. | Чудесный, прекрасный, опасный, ужасный, вкусный |
Нормы оценок:
- все верно – 5;
- 1-2 ошибки – 4;
- 3-4 ошибки – 3;
- большее количество – 2.
УЭ – 3 – Правописание приставок. (5-7 мин. индивидуальная работа, выполняется в тетради).
Целью является закрепление навыка правописания и графического обозначения орфограммы.
Задание.
Образуйте однокоренные слова с помощью разных приставок от данных слов и запишите их:
Ехать, лететь, лить, тянуть, видеть, светить, везти, цвести.
Алгоритм работы:
- Вспомни правило написания приставок. Вспомни приставки.
- В соответствии с правилом и заданием (использовать надо разные приставки) запиши данные слова уже с приставками.
- Графически обозначь орфограмму (правило).
Проверь работу по ключу № 3 и оцени ее.
Ключ № 3.
Приехать (уехать), вылететь, полить (налить, слить), перетянуть, подсветить, отвезти, зацвести, дотянуть и др.
Нормы оценок:
- если приставки все разные, нет орфографических ошибок, особенно в написании приставок – 5;
- 1 – 2 ошибки – 4;
- 3 ошибки – 3.
УЭ – 4 – Комплексное применение знаний (10-12 мин. работа в парах).
Цель состоит в закреплении навыка в правописании слов с изученными орфограммами. Работа по словообразованию заключается в умении находить или подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова; разбирать слова по составу по указанным схемам.
Задания.
- Прочитайте текст с. 226 № 529.
- Вставьте карандашом пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограммы.
- Выпишите из текста однокоренные слова. К одному из этих слов подберите форму этого же слова.
- Выберите из текста слова и разберите по составу:
– глагол в прошедшем времени;
– существительное Ш склонения;
– прилагательное в именительном падеже.
Проверьте работу по ключу № 4, поменявшись тетрадями. Оцените работу друг друга.
Ключ № 4.
2. О, Е, О, О, А, О, О.
3.Удочки – удочке, удилище – удилищу, потащила, подтащить, потащил.
4. Возможные варианты:
а) смотрела, лежали, ожил, потащил, резала (одно из
них);
б) поверхности;
в) сильная.
Нормы оценок:
- нет ошибок – 5;
- 1-2 ошибки – 4;
- 3-4 ошибки – 3;
- более 5 – 2.
УЭ – 5 – Подведение итогов урока. Реализованы ли цели и задачи урока? (2 мин.) Оцените по таблице себя.
УЭ -1 | УЭ-2 | УЭ-3 | УЭ-4 | УЭ-5 | |
Таня К. | 3 | 4 | 4 | 3 | |
Петя Л. | 4 | 3 | 4 | 3 |
УЭ – 6 – Срез знаний (10-12 мин.)
Тест “Состав слова”.
1. Подчеркните части слова, которые ты знаешь.
Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.
2. Какая часть слова может изменяться? _______________
Для чего она служит? ______________________________
3.Устно разберите слова по составу. Впиши в нужный столбик слово по схеме.
Лесок, сады, дом, работник, ледяной, день, березка, городок, походы, смелый, поезда, конь, цветник, осенний, погода, дожди.
1. Какая часть слова служит для образования новых слов? _______________________________________________
5. Образуйте от существительных прилагательные трех родов.
Весна – _____________________________________________
Мороз – ____________________________________________
Малина – ___________________________________________
6. Разбери однокоренные слова по составу.
Соль, подсолнечник, солить, солнце, пересолить.
Проверяется учителем (ключ № 6) (таблица УЭ итоги на доске).
Ключ № 6 (тест)
1. 2, 4, 7, 10
2. Окончание; служит для связи слов в предложении.
3. Приставка, суффикс.
4. 1 – нет.
2 – сады, смелый, погода, дожди.
3 – ледяной, березки, осенний.
4 – походы, поезда.
5 – лесок, работник, городок, цветник.
6 – дом, день, конь.
5. Весенний, весеннее, весенняя.
Морозный, морозное, морозная.
Малиновый, малиновое, малиновая.
Д/з: с.227 № 532 дополните таблицу “Приставок и предлогов”.
Что это? |
Для чего служит? |
Правописание |
|
предлог | |||
приставка |