Модульный обобщающий урок русского языка в 4-м классе по теме "Состав слова"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цели урока:

  • обобщить знания об изученных орфограммах;
  • закрепить навыки правописания слов с изученными орфограммами, развивать орфографическую зоркость;
  • закрепить знания учащихся о составе слова, его значимых частях, однокоренных словах и формах одного и того же слова.

Ход урока

Оргмомент. Оформление тетрадей учащихся, проверка готовности класса к уроку, положительная мотивация детей на работу на уроке.

УЭ (учебный элемент) – 0 – Содержание и задачи урока – модуля (1-2 мин.).

Программа для учащихся:

После изучения темы вы будете знать:

  • правила правописания гласных и согласных в корне слова; правописания приставок;
  • знать значимые части слова, однокоренные слова и отличать их от форм одного и того же слова;
  • отличать приставку и предлог.

В результате усвоения темы вы будете уметь:

  • правильно писать слова с изученными орфограммами;
  • графически обозначать орфограммы;
  • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
  • разбирать слова по составу.

УЭ – 1 – Работа с текстом (10 мин.) – фронтальная работа.

Целью является закрепление знаний учащихся об однокоренных словах, значимых частях слова и формах одного и того же слова.

Задание: прочитайте текст.

Барсуки.

Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый. (По И.Аксенову).

Алгоритм работы.

  1. Выпишите из текста однокоренные слова, подберите (если сможете) 1 – 2 однокоренных слова сами, выделите корень.
  2. Выпишите из текста слова, являющиеся формами одного и того же слова. Почему их нельзя назвать однокоренными.
  3. Запишите слово, состав которого соответствует данной схеме:
  4. При помощи каких частей слова образуются однокоренные слова. А как мы получаем формы одного и того же слова?

Если вы работали самостоятельно, оцените свою работу по ключу № 1).

Ключ № 1.

  1. Барсучья (нора), барсук, барсучата, барсучонок, (барсучиха). Малыши – маленький, (малой).
  2. Нора, у норы, из норы, с боку, на бок.
  3. Светило.
  4. При помощи приставок и суффиксов образуем новые слова. При помощи изменения окончания получаем формы одного и того же слова.

Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

УЭ – 2 – Правописание гласных и согласных в корне слова (8 мин. – индивидуальная работа, выполняется в таблицах).

Целью является обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне, парных (звонких и глухих) согласных, непроизносимых согласных.

Алгоритм работы:

  1. Заполните таблицу до конца, выполнив правила проверки данных орфограмм.
  2. Приведите примеры, выделите в них изученные орфограммы графически. (Если возникли трудности, обратитесь к словам для справок в учебнике).
  3. Если есть исключения из этих правил, отметьте это в таблице.
 

Безударные гласные

Парные согласные (звонкие и глухие)

Непроизносимые согласные

Правило проверки Проверяется ударением: нужно изменить слово так …. Проверяем буквы: а, е …. Подбор слова или изменение слова так, чтобы …… Пары: б-п, д-т, з-.., г-…, в-…, ж-… Подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный звук
Примеры      
Исключения     Чудесный, …..

Проверьте работу по ключу № 2 и оцените ее.

Ключ № 2.

 

Безударные гласные

Парные согласные (звонкие и глухие)

Непроизносимые согласные

Правило проверки Проверяется ударением: нужно изменить слово так чтобы безударный стал ударным. Проверяем буквы: а, е, и, о, я Подбор слова или изменение слова так, чтобы после согласного стоял гласный Пары: б-п, д-т, з-с, г-к, в-ф, ж-ш Подобрать однокоренное слово, в котором этот согласный звук произносится четко.
Примеры Тяжелый – тяжесть, зима – зимы Легкий-легок Честный-честь, Поздний – опоздать
Исключения Непроверяемые безударные гласные (словарь) багаж и др.   Чудесный, прекрасный, опасный, ужасный, вкусный

Нормы оценок:

  • все верно – 5;
  • 1-2 ошибки – 4;
  • 3-4 ошибки – 3;
  • большее количество – 2.

УЭ – 3 – Правописание приставок. (5-7 мин. индивидуальная работа, выполняется в тетради).

Целью является закрепление навыка правописания и графического обозначения орфограммы.

Задание.

Образуйте однокоренные слова с помощью разных приставок от данных слов и запишите их:

Ехать, лететь, лить, тянуть, видеть, светить, везти, цвести.

Алгоритм работы:

  1. Вспомни правило написания приставок. Вспомни приставки.
  2. В соответствии с правилом и заданием (использовать надо разные приставки) запиши данные слова уже с приставками.
  3. Графически обозначь орфограмму (правило).

Проверь работу по ключу № 3 и оцени ее.

Ключ № 3.

Приехать (уехать), вылететь, полить (налить, слить), перетянуть, подсветить, отвезти, зацвести, дотянуть и др.

Нормы оценок:

  • если приставки все разные, нет орфографических ошибок, особенно в написании приставок – 5;
  • 1 – 2 ошибки – 4;
  • 3 ошибки – 3.

УЭ – 4 – Комплексное применение знаний (10-12 мин. работа в парах).

Цель состоит в закреплении навыка в правописании слов с изученными орфограммами. Работа по словообразованию заключается в умении находить или подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова; разбирать слова по составу по указанным схемам.

Задания.

  1. Прочитайте текст с. 226 № 529.
  2. Вставьте карандашом пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограммы.
  3. Выпишите из текста однокоренные слова. К одному из этих слов подберите форму этого же слова.
  4. Выберите из текста слова и разберите по составу:
    – глагол в прошедшем времени;
    – существительное Ш склонения;
    – прилагательное в именительном падеже.

Проверьте работу по ключу № 4, поменявшись тетрадями. Оцените работу друг друга.

Ключ № 4.

2. О, Е, О, О, А, О, О.

3.Удочки – удочке, удилище – удилищу, потащила, подтащить, потащил.

4. Возможные варианты:
а) смотрела, лежали, ожил, потащил, резала (одно из них);
б) поверхности;
в) сильная.

Нормы оценок:

  • нет ошибок – 5;
  • 1-2 ошибки – 4;
  • 3-4 ошибки – 3;
  • более 5 – 2.

УЭ – 5 – Подведение итогов урока. Реализованы ли цели и задачи урока? (2 мин.) Оцените по таблице себя.

  УЭ -1 УЭ-2 УЭ-3 УЭ-4 УЭ-5
Таня К. 3 4 4 3  
Петя Л. 4 3 4 3  

УЭ – 6 – Срез знаний (10-12 мин.)

Тест “Состав слова”.

1. Подчеркните части слова, которые ты знаешь.

Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.

2. Какая часть слова может изменяться? _______________

Для чего она служит? ______________________________

3.Устно разберите слова по составу. Впиши в нужный столбик слово по схеме.

Лесок, сады, дом, работник, ледяной, день, березка, городок, походы, смелый, поезда, конь, цветник, осенний, погода, дожди.

1. Какая часть слова служит для образования новых слов? _______________________________________________

5. Образуйте от существительных прилагательные трех родов.

Весна – _____________________________________________
Мороз – ____________________________________________
Малина – ___________________________________________

6. Разбери однокоренные слова по составу.

Соль, подсолнечник, солить, солнце, пересолить.

Проверяется учителем (ключ № 6) (таблица УЭ итоги на доске).

Ключ № 6 (тест)

1. 2, 4, 7, 10

2. Окончание; служит для связи слов в предложении.

3. Приставка, суффикс.

4. 1 – нет.
2 – сады, смелый, погода, дожди.
3 – ледяной, березки, осенний.
4 – походы, поезда.
5 – лесок, работник, городок, цветник.
6 – дом, день, конь.

5. Весенний, весеннее, весенняя.
Морозный, морозное, морозная.
Малиновый, малиновое, малиновая.

Д/з: с.227 № 532 дополните таблицу “Приставок и предлогов”.

 

Что это?

Для чего служит?

Правописание

предлог      
приставка