В формате ЕГЭ часть С занимает одно из самых важных мест. Именно она позволяет ученику реализовать свои творческие способности и довольно значительно увеличить итоговое количество баллов.
Далее я привожу конкретные памятки для учащихся.
- Внимательно прочитать текст.
- Обратить внимание на подсказки в заданиях: A29, A30, A31 и B8.
- Последовательно ответить на 3 основных вопроса:
А) Какая проблема поднимается в тексте? (чаще их несколько, но нужно выбрать ту, которая обозначена в задании B8). Обязательно употребите цитаты!
Б) Какова позиция автора по выбранной вами проблеме?
В) Какие аргументы вы можете привести для доказательства вашей позиции? (один аргумент должен быть из литературы, а другой из вашего жизненного опыта).
Перечитайте написанное, исправьте ошибки и проследите за соблюдением объёма (не менее 150 слов).
В начале подготовки особую трудность вызывают формулировки учащимися основных положений сочинения-резензии. Предложенная ниже таблица поможет в этом.
Вступление | 3 вопроса или сведения об авторе |
Проблема текста | - В тексте автор затрагивает (ставит,
освещает) следующие проблемы: - Автор текста рассказывает: - Текст посвящен теме, вопросу: |
Комментирование проблемы (ее актуальность) | - В тексте рассматриваются вопросы,
имеющие важное значение для: Автор - человек неравнодушный и высоконравственный, и именно поэтому он и обращается к этой проблеме. 1. к какому типу проблем принадлежит эта проблема? 2. актуальна ли эта проблема в наши дни? 3. как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? 4. почему эта проблема привлекла внимание автора? 5. какой аспект этой проблемы рассматривает автор? |
Позиция автора | - Автор утверждает (убежден), что: - Цель автора - заставить читателя обратить внимание на: - Позиция автора очевидна:: и т.д. |
Собственное мнение по проблеме | - Я разделяю точку зрения автора о том,
что: - Я согласен с мнением автора по поднятой проблеме и утверждаю, что, действительно: |
Аргументы | - Я аргументирую свою точку зрения с помощью примеров из : |
Не меньшую трудность составляет и подбор нужных аргументов по проблеме текста. На первых порах учащиеся могут использовать приведенные ниже аргументы по наиболее часто встречающимся проблемам.
Аргументы для ЕГЭ.
- О роли языка. Д. Лихачев писал, что самая большая ценность народа - это его язык. Вся сознательная жизнь человека проходит через его язык. И.С.Тургенев также подчеркивал значимость и величие русского языка в своих стихотворениях в прозе: ": это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками".
- О смысле жизни. В.М.Песков - яркий пример жизни, достойный подражания. Более 50 лет работает журналистом в газете "Комсомольская правда", талантливый писатель, фотограф, автор множества книг о природе, известных людях, путешествиях. Достойны уважения и наши герои - параолимпийцы, завоевавшие на последних Олимпийских играх рекордное количество наград. Эти люди с ограниченными физическими способностями заставили весь мир рукоплескать им.
- О культурных ценностях. Д.С.Лихачев в " Письмах о добром и прекрасном" пишет о необходимости сохранения наших культурных ценностей. "Сохранение культурной среды - задача не менее важная, чем сохранение окружающей среды".
- О памяти. Лихачев писал, что забота о прошлом есть одновременно забота о будущем. Если человек равнодушен к истории своей страны, он равнодушен к своей стране.
- Нравственность. Д.Лихачев: Нравственности свойственно чувство сострадания. Это чувство заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, за уважение к памяти. Ярким примером высоконравственного человека может служить жизнь А.И. Солженицына. Пройдя через самые страшные испытания, он не сломался, не потерял веру в себя, в людей и до последних дней старался сделать нас всех добрее, милосерднее.
- О воспитанности. Лихачев Д.: Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими. В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.
- О защите природы. Песков в своих очерках "Окно в природу" не устает призывать нас любить, охранять то, что даровано самой природой. В. Распутин в повести "Прощание с матерой" показывает губительную силу человека, забывшего о своих корнях. Природа в ответ только мстит человеку.
- О роли книг. Шкловский В.Б. - русский писатель - К книге надо относиться, как к жизни. Ее надо читать собственными глазами. Горький призывал "Любите книгу-источник знаний". Лихачев - литература дает нам колоссальный и глубочайший опыт жизни. Она делает нас мудрыми.
- О роли учения. Ученье свет, а не ученье тьма - пословица. Лихачев - Учиться нужно всегда. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого.
Приложение: наиболее удачные сочинения части С, написанные выпускниками 2011 года.