Цель урока:
- Научить детей применять в речи устойчивые выражения.
- Развивать умение строить предложения с применением устойчивых
- выражений, способствовать пополнению словарного запаса у детей.
- Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, стремление познать его многообразие.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, Фразеологический словарь, у детей учебники 2 и 3 части.
Ход урока
1. Орг момент.
Сегодня наш урок будет посвящен развитию речи. Чуть позже я вам сообщу тему нашего урока, а сейчас послушайте страничку из "Веселого задачника" Бориса Заходера.
2. Работа над новым материалом.
А)
Как это принято у змей,
Кусают за ногу
Гадюки,
А потому
При встрече с ней
Берите, дети,
Ноги в руки!
Почему такой странный совет дает вам писатель Б. Заходер?
Что означает выражение Брать ноги в руки?(слайд 1) Презентация.
Николай Сладков "Три загадки"
Поссорились на перемене ребята. Один кричит: - Я тебе покажу, где раки зимуют!
А второй ему: - Ишь, разошелся, прямо из кожи вон лезет!
Тут подбежал к ребятам дежурный, давай их растаскивать. А они на него напустились:
- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами!
А дежурный вдруг как крикнет:
- Стойте, ребята! Разгадайте-ка свои загадки!
- Какие такие загадки? - удивились ребята и разжали кулаки.
- А вот такие, - сказал дежурный. - Слушайте! Откуда произошли выражения: (слайд 1)
Где раки зимуют. Ииз кожи вон лезет. Сспит с открытыми глазами?
Ответ: Выражение Я покажу тебе, где раки зимуют связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить было трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промерзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел. Отсюда и пошло: если хотят серьезно кого-то наказать, говорят: "Я покажу тебе, где раки зимуют"
Два других оборота: лезть вон из кожи и спать с открытыми глазами - связаны с животным миром. Линяют, то есть вылезают из своей кожи, раки и змеи. Спят с открытыми глазами рыбы, как будто даже во сне все видят.
- Очень многие крылатые слова создал наблюдательный народ. А есть и такие, которые пришли к нам из какого-нибудь произведения. Значит, создал его писатель, а потом стали употреблять все. Отгадайте, из каких произведений, эти устойчивые выражения: (слайд 2) Остаться у разбитого корыта; Что такое хорошо и что такое плохо; Да только воз и ныне там; На деревню дедушке.
Тема нашего урока называется (слайд 3) "Устойчивые выражения"
Во второй части учебника откройте Словарь устойчивых выражений (Стр. 190), посмотрите, как еще по-другому называют устойчивые выражения. (слайд 3)
(Показать Фразеологический словарь, где помещено более 10000 фразеологизмов)
Фразеологические обороты состоят из определенных, всегда одних и тех же слов, тесно связанных между собой как части целого. Устойчивые выражения часто близки по значению отдельному слову - синониму и употребляются в переносном значении.
Например, Держать язык за зубами (молчать); Бежать сломя голову (быстро, стремительно)
Б) Маленький художник не знал и не умел применять устойчивые выражения, и вот что он нарисовал, когда их услышал.
В прямом или переносном значении употребил художник устойчивые выражения?
Как вы думаете, к каким устойчивым оборотам нарисовал художник эти иллюстрации? Что они означают? (слайды 4-9)
В) Работа с учебником
Стр.30 упражнение 23 (устно.)
Письменно упражнение 24.
Г) К данным устойчивым выражениям напишите близкий по значению глагол, в том же числе и лице. (слайд 10)
- Вставляет палки в колеса.- Мешает (3 л., ед.ч.)
- Обведешь вокруг пальца. - Обманешь (2 л., ед.ч.)
- Выбьетесь из сил. - Устанете (2 л., мн.ч.)
- Зарубим на носу. - Запомним (1 л., мн.ч.)
(Проверь себя. Слайд 11.)
Д) замени слова устойчивыми выражениями, пользуясь словарем в учебнике.
(2 ч. Стр. 190) (слайд 12)
- Лентяйничать - Баклуши бить.
- Крепко дружат - Водой не разольешь.
- Удрать, сбежать - След простыл.
Е) Работа в парах (на столах карточки с устойчивыми выражениями)
Задание: Выбрать по два выражения, объяснить смысл, т.е. подобрать слово - синоним.
3. Итог урока.
- Понравился ли урок?
- Что нового узнали?
- Для чего в нашей речи присутствуют устойчивые выражения?
4. Домашнее задание: учебник 23 часть стр.31 № 25, 26.