Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру по теме "Растения весной. Первоцветы". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (45 МБ)


Цели урока:

  • Дать представление об изменениях в жизни растений весной; поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины.
  • Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных.
  • Расширять знания детей об окружающей действительности, воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к слову; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.

Оборудование:

  • таблица " Имена прилагательные;
  • рисунки учащихся, плакаты; иллюстрации;
  • грамзапись "Подснежник" пьеса П.И. Чайковского из цикла "Времена года";
  • мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент ( звучит фонограмма ).

Вступительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений - цветов, - о необходимости их охранять и беречь.

- Природа удивительна и неповторима своим многообразием, своей красотой, своей волшебной силой. Особенно прекрасны цветы

Как будто вдруг свершилось чудо
Кругом, куда ни бросишь взгляд, -
Цветы, цветы, цветы повсюду
Весёлым пламенем горят. (И. Дружинин)

Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имён прилагательных, обобщим значение имени прилагательного в нашей речи.

В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.

2. Объяснение нового материала.

1. Беседа

Учитель: - Дети, посмотрите за окно. Опишите сегодняшний день с помощью имён прилагательных.

Дети: - Ненастный, пасмурный, хмурый, скучный, тоскливый, печальный, непогожий.

Учитель: - Да, на дворе чудесная пора. А какая, вы скажите, отгадав загадку:

Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?

Дети: - Весной.

Учитель: - Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну "утром года".

Катя Т. Читает стихотворение Г.Ладонщикова "Весной"

Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня:
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.

- Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?

По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (подснежник )

Учитель: - Правильно, это подснежник - первый весенний цветок. А это что за цветок?

А я цветочек жёлтенький
С зелёным стебельком.
Раскроюсь утром ранним
Закроюсь вечерком. (одуванчик )

- Да, дети, это тоже один из первых весенних цветов.

2. Работа в тетрадях. Минутка чистописания.

Учитель: - Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму. Нарисуем безотрывно цветы.

Запишем предложение:

Первый весенний цветок - нежный подснежник.

Задание: разобрать по составу слово подснежник.

С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?

Дети: - Нежный - имя прилагательное.

Учитель: - Что такое имя прилагательное?

- Что оно обозначает?

- На какие вопросы отвечает?

-С какой частью речи связано?

- Как определить род и число имени прилагательного?

- Изменяется имя прилагательное?

- С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?

3. Работа по таблице "Имена прилагательные"

  • Имя прилагательное
  • Обозначает признак предмета
  • Какой? Какая? Какое? Какие?
  • Имеет связь с именем существительным. Имеет синонимы и антонимы
  • Изменяется по числам и родам
  • Мужской род: какой? - ый, - ой, - ий
  • Женский род: какая? - ая, - яя
  • Средний род: какое? - ое, - ее

Учитель:- Дети, какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: - Март, апрель, май - весенние месяцы.

Учитель: - Сколько в слове апрель букв и звуков?

Дети: В слове апрель 6 букв, 5 звуков.

Учитель: - Апрель - месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и- мачеха, голубая пролеска, ветреница, медуница, хохлатка.

А теперь запишите предложение.

Поляны запестрели от душистых цветов.

Задание: Подчеркните грамматическую основу, устно укажите части речи. ( фронтальная проверка)

Работа у доски.

Учитель: - Прочитайте.

Скворцы, грачи, ландыши, одуванчики, подснежники, фиалки, жаворонки.

- На сколько групп можно разделить эти слова?

Дети: - На две.

Учитель: Какие?

Дети: - Это группы "Птицы" и "Весенние цветы".

Учитель: - Задание - Объедините слова в группы по темам и назовите их.

4. Беседа о весенних цветах-первоцветах.

- Сегодня мы поговорим о первых весенних цветах - первоцветах.

Дети рассматривают выставку рисунков первоцветов.

- А что же такое первоцветы?

- Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда ещё даже не везде растаял снег.

Первоцветы вырастают быстро, летом они увядают, кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.

Ребята, запишите предложение:

Цветут синие пролески, белые ветреницы, лиловые медуницы, сиреневые хохлатки.

Задание:

- Подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные. Определить их число. Что обозначают эти имена прилагательные? С какой частью речи они связаны?

- А как бы выглядело это предложение без имён прилагательных? Прочитайте.

- Какова же роль имён прилагательных в нашей речи?

5. Работа с текстом.

Посмотрите на доску, там записан текст. Вам нужно выписать словосочетание - имена прилагательные с именами существительными. Устно объясните все орфограммы.

На доске: Пробудились в.сенние цв.точки. Солнечным днём на л.сной проталинке по.вились жёлтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой в.дой и засияли улы.кой в.сны. Подн.лась с з.мли и расцв.ла нежная медуница. Тянутся к сол.цу мохнатые ст.бельки с розовыми, фиолетовыми, синими цв.тами.

А теперь запишем название первоцветов нашего Краснодарского края.

6. Рассказ учителя о цветах.

- За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Ещё её называют пахучей.

- Подберите синонимы к слову пахучая ( душистая, ароматная).

- Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно, руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно, руки злой мачехи.

Задание: Запишите имена прилагательные, с помощью которых мы описали листья мать-и-мачехи.( душистые, мягкие, блестящие, холодные)

- Объясните орфограммы.

- А эти цветы - ярко-голубые звёздочки. Они растут на лесных полянах, опушках и в перелесках. Поэтому и назвали растение перелеской.

- Стоит подуть даже слабому ветру, как закачаются на тоненьких стебельках белые цветки. Поэтому растение назвали ветреницей.

- Хохлатка - маленькое растение с сиреневыми цветами, посмотрите, они собраны в густую кисть. Присмотришься - у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. Отсюда и его название - хохлатка. А самый храбрый из первоцветов - подснежник. Поэт Иванов посвятил ему стихи.

Цветок весны, идущий к нам по снегу, -
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку!

- А древняя легенда рассказывает о нём. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник - символ надежды.

- А русская легенда утверждает, что однажды Старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.

- А теперь послушайте сказку о подснежнике.

- Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. Из этой луночки через день цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот его и назвали "подснежник".

7. Физкультминутка.

Звучит пьеса П.И. Чайковского " Подснежник" из цикла " Времена года".

- С цветами просыпаются и бабочки.
Наши тонкие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась, два - изящно покружилась,
Три - качнулась и присела и к цветочкам полетела!

Учитель: - Улыбнулось из-за тучи весеннее солнышко. На лесных полянках расцвели такие тонкие, простые и милые подснежники. Земля наряжается в праздничный наряд. А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своём описании? (прилагательные)

8. Работа с текстом.

1. Вставьте в текст подходящие имена прилагательные.

Наступила : весна. : подснежниками покрываются :. поляны.

(Взаимопроверка).

2. Коментированное письмо.

Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью.

Учитель:

- Что же именно вызывает у нас радостное настроение, когда мы стоим на лесной полянке, усеянной синими и синеватыми подснежниками?

- Какая разница по смыслу между словами синий и синеватый? Разберите эти слова по составу.

- Подберите слова к схемам, записанным на доске.

На доске: - ок ий - енькая - нее

Определите род этих прилагательных.

- А теперь подберите к именам прилагательным подходящие имена существительные.

Праз.ничный, уд.вительные, радос.ное.

- На какие правила эти имена прилагательные?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

- Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны и до поздней осени в лесах, на полях, в наших садах и парках цветут разнообразные растения.

- Давайте посмотрим на текст и выпишем имена прилагательные с именами существительными.

Первые цветы.

Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускают свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.

После выполнения задания дети делают проверку.

Учитель: - Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. " Красной" она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?

Дети: - Нет.

Учитель: - Правильно. Ведь недаром говорится: " Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!"

Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.

- Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: " Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком".

Посмотрите на плакат, ребята.

- Я должен над цветами наклониться не для того, чтоб рвать или срезать;

А, чтоб, увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать!

- О чём говорится в этом стихотворении?

3. Итог урока.

-Если мы будем по-настоящему серьёзно заботиться о природе, мы станем добрее.

- Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам.

Творческая работа (чтение стихов)

Донцов Виталий:

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.

Алимов Эдуард:

Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Тодорова Анастасия:

Нам жить в одной семье
Нам петь в одном кругу
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.

Фоменко Мария:

Не рви меня на поле,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю
На солнце и траву!

4. Домашнее задание.

- Напишите сочинение на тему "Красота весеннего леса".