Цели урока:
- Дать представление об изменениях в жизни растений весной; поговорить о разнообразии растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины.
- Развивать умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; формировать навыки правописания родовых окончаний имён прилагательных.
- Расширять знания детей об окружающей действительности, воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к слову; развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщения.
Оборудование:
- таблица " Имена прилагательные;
- рисунки учащихся, плакаты; иллюстрации;
- грамзапись "Подснежник" пьеса П.И. Чайковского из цикла "Времена года";
- мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, экран.
Ход урока
1. Организационный момент ( звучит фонограмма ).
Вступительное слово учителя.
- Сегодня на уроке мы поговорим об изменениях в природе с приходом весны, о разнообразии весенних растений - цветов, - о необходимости их охранять и беречь.
- Природа удивительна и неповторима своим многообразием, своей красотой, своей волшебной силой. Особенно прекрасны цветы
Как будто вдруг свершилось чудо
Кругом, куда ни бросишь взгляд, -
Цветы, цветы, цветы повсюду
Весёлым пламенем горят. (И. Дружинин)
Одновременно будем повторять все изученные ранее орфограммы, работать над распознаванием рода, числа имён прилагательных, обобщим значение имени прилагательного в нашей речи.
В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие.
2. Объяснение нового материала.
1. Беседа
Учитель: - Дети, посмотрите за окно. Опишите сегодняшний день с помощью имён прилагательных.
Дети: - Ненастный, пасмурный, хмурый, скучный, тоскливый, печальный, непогожий.
Учитель: - Да, на дворе чудесная пора. А какая, вы скажите, отгадав загадку:
Тает снежок. Ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает?
Дети: - Весной.
Учитель: - Правильно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Недаром поэты называют весну "утром года".
Катя Т. Читает стихотворение Г.Ладонщикова "Весной"
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня.
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня:
Улеглись в полях метели
В свои белые постели,
И весна идёт повсюду,
Гонит зиму со двора.
- Весна приходит к нам не одна, а со своими друзьями. Угадайте, кто они?
По тонкой нитке ручейка
Сбежал с пригорка снег.
И на пригорке вдруг цветок
Раскрылся раньше всех. (подснежник )
Учитель: - Правильно, это подснежник - первый весенний цветок. А это что за цветок?
А я цветочек жёлтенький
С зелёным стебельком.
Раскроюсь утром ранним
Закроюсь вечерком. (одуванчик )
- Да, дети, это тоже один из первых весенних цветов.
2. Работа в тетрадях. Минутка чистописания.
Учитель: - Откройте, пожалуйста, свои тетради, положите их правильно. Подготовим руку к письму. Нарисуем безотрывно цветы.
Запишем предложение:
Первый весенний цветок - нежный подснежник.
Задание: разобрать по составу слово подснежник.
С помощью какой части речи показано своеобразие цветка?
Дети: - Нежный - имя прилагательное.
Учитель: - Что такое имя прилагательное?
- Что оно обозначает?
- На какие вопросы отвечает?
-С какой частью речи связано?
- Как определить род и число имени прилагательного?
- Изменяется имя прилагательное?
- С какой целью употребляется имя прилагательное в нашей речи?
3. Работа по таблице "Имена прилагательные"
- Имя прилагательное
- Обозначает признак предмета
- Какой? Какая? Какое? Какие?
- Имеет связь с именем существительным. Имеет синонимы и антонимы
- Изменяется по числам и родам
- Мужской род: какой? - ый, - ой, - ий
- Женский род: какая? - ая, - яя
- Средний род: какое? - ое, - ее
Учитель:- Дети, какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: - Март, апрель, май - весенние месяцы.
Учитель: - Сколько в слове апрель букв и звуков?
Дети: В слове апрель 6 букв, 5 звуков.
Учитель: - Апрель - месяц последнего снега и первых цветов. Именно в апреле на проталинах зацветают весенние первоцветы: мать-и- мачеха, голубая пролеска, ветреница, медуница, хохлатка.
А теперь запишите предложение.
Поляны запестрели от душистых цветов.
Задание: Подчеркните грамматическую основу, устно укажите части речи. ( фронтальная проверка)
Работа у доски.
Учитель: - Прочитайте.
Скворцы, грачи, ландыши, одуванчики, подснежники, фиалки, жаворонки.
- На сколько групп можно разделить эти слова?
Дети: - На две.
Учитель: Какие?
Дети: - Это группы "Птицы" и "Весенние цветы".
Учитель: - Задание - Объедините слова в группы по темам и назовите их.
4. Беседа о весенних цветах-первоцветах.
- Сегодня мы поговорим о первых весенних цветах - первоцветах.
Дети рассматривают выставку рисунков первоцветов.
- А что же такое первоцветы?
- Это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда ещё даже не везде растаял снег.
Первоцветы вырастают быстро, летом они увядают, кажется, что растения погибли, но они спят и готовятся к новой весне.
Ребята, запишите предложение:
Цветут синие пролески, белые ветреницы, лиловые медуницы, сиреневые хохлатки.
Задание:
- Подчеркнуть волнистой линией имена прилагательные. Определить их число. Что обозначают эти имена прилагательные? С какой частью речи они связаны?
- А как бы выглядело это предложение без имён прилагательных? Прочитайте.
- Какова же роль имён прилагательных в нашей речи?
5. Работа с текстом.
Посмотрите на доску, там записан текст. Вам нужно выписать словосочетание - имена прилагательные с именами существительными. Устно объясните все орфограммы.
На доске: Пробудились в.сенние цв.точки. Солнечным днём на л.сной проталинке по.вились жёлтые головки мать-и-мачехи. Умылись талой в.дой и засияли улы.кой в.сны. Подн.лась с з.мли и расцв.ла нежная медуница. Тянутся к сол.цу мохнатые ст.бельки с розовыми, фиолетовыми, синими цв.тами.
А теперь запишем название первоцветов нашего Краснодарского края.
6. Рассказ учителя о цветах.
- За сладкий, медовый на вкус сок растение назвали медуницей. Ещё её называют пахучей.
- Подберите синонимы к слову пахучая ( душистая, ароматная).
- Листья у растения мать-и-мачеха снизу пушистые и мягкие. Они как бы согревают, ласкают, словно, руки мамы. А сверху листья блестящие и холодные, словно, руки злой мачехи.
Задание: Запишите имена прилагательные, с помощью которых мы описали листья мать-и-мачехи.( душистые, мягкие, блестящие, холодные)
- Объясните орфограммы.
- А эти цветы - ярко-голубые звёздочки. Они растут на лесных полянах, опушках и в перелесках. Поэтому и назвали растение перелеской.
- Стоит подуть даже слабому ветру, как закачаются на тоненьких стебельках белые цветки. Поэтому растение назвали ветреницей.
- Хохлатка - маленькое растение с сиреневыми цветами, посмотрите, они собраны в густую кисть. Присмотришься - у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. Отсюда и его название - хохлатка. А самый храбрый из первоцветов - подснежник. Поэт Иванов посвятил ему стихи.
Цветок весны, идущий к нам по снегу, -
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку!
- А древняя легенда рассказывает о нём. Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Поэтому подснежник - символ надежды.
- А русская легенда утверждает, что однажды Старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиту у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
- А теперь послушайте сказку о подснежнике.
- Пригрело ласковое солнышко, растопило потемневший снег. Появились лужицы, а на поляне, под деревом, снег не растаял, а только в одном месте проклюнулся. Из этой луночки через день цветок вырос. Синий-синий и очень тонкий. Родился цветок под снегом, вот его и назвали "подснежник".
7. Физкультминутка.
Звучит пьеса П.И. Чайковского " Подснежник" из цикла " Времена года".
- С цветами просыпаются и бабочки.
Наши тонкие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
Весной бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз - росой она умылась, два - изящно покружилась,
Три - качнулась и присела и к цветочкам полетела!
Учитель: - Улыбнулось из-за тучи весеннее солнышко. На лесных полянках расцвели такие тонкие, простые и милые подснежники. Земля наряжается в праздничный наряд. А чтобы нарисовать красоту нашей природы, родного края, какую часть речи мы должны использовать в своём описании? (прилагательные)
8. Работа с текстом.
1. Вставьте в текст подходящие имена прилагательные.
Наступила : весна. : подснежниками покрываются :. поляны.
(Взаимопроверка).
2. Коментированное письмо.
Радостно человеку смотреть на чудесные цветы. Поля, луга, леса чаруют сочной зеленью.
Учитель:
- Что же именно вызывает у нас радостное настроение, когда мы стоим на лесной полянке, усеянной синими и синеватыми подснежниками?
- Какая разница по смыслу между словами синий и синеватый? Разберите эти слова по составу.
- Подберите слова к схемам, записанным на доске.
На доске: - ок ий - енькая - нее
Определите род этих прилагательных.
- А теперь подберите к именам прилагательным подходящие имена существительные.
Праз.ничный, уд.вительные, радос.ное.
- На какие правила эти имена прилагательные?
Дети отвечают на поставленный вопрос.
- Очень трудно представить себе нашу жизнь без цветов. С весны и до поздней осени в лесах, на полях, в наших садах и парках цветут разнообразные растения.
- Давайте посмотрим на текст и выпишем имена прилагательные с именами существительными.
Первые цветы.
Я люблю родной край. Наступает ранняя весна. Солнце льёт на землю тёплые лучи. Появились прекрасные весенние цветы. Есть любители собирать их в большие букеты. Из года в год всё меньше цветов распускают свои пышные головки. Нужно сохранять и оберегать эти прелестные вестники весны.
После выполнения задания дети делают проверку.
Учитель: - Многие первоцветы стали сегодня редкими. Они занесены в Красную книгу. " Красной" она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Стоит ли губить растения из-за нескольких дней красоты?
Дети: - Нет.
Учитель: - Правильно. Ведь недаром говорится: " Поймала я бабочку - она погибла, сорвала я цветок - он увял, и тогда стало понятно - к красоте можно прикоснуться лишь сердцем. Прикасаясь руками, мы губим красоту, природу!"
Дерево, цветок, трава и птица не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни.
- Ребята! Давайте пообещаем не срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своим запахом и ярким нарядом. Запомните правило: " Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком".
Посмотрите на плакат, ребята.
- Я должен над цветами наклониться не для того, чтоб рвать или срезать;
А, чтоб, увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать!
- О чём говорится в этом стихотворении?
3. Итог урока.
-Если мы будем по-настоящему серьёзно заботиться о природе, мы станем добрее.
- Чтобы каждый человек не на словах, а на деле показывал свою доброту, заботу, любовь к цветам.
Творческая работа (чтение стихов)
Донцов Виталий:
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Алимов Эдуард:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все и я, и ты,
Если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Тодорова Анастасия:
Нам жить в одной семье
Нам петь в одном кругу
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке и клюкву на болоте.
Фоменко Мария:
Не рви меня на поле,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю
На солнце и траву!
4. Домашнее задание.
- Напишите сочинение на тему "Красота весеннего леса".