Подготовка к сочинению-рассуждению (в рамках ГИА)

Разделы: Русский язык


Цель: подготовить к написанию сочинения-рассуждения на заданную тему.

Задачи:

  • Обучающая: прививать навыки работы с информацией, отбирать материал для написания сочинения, учить выдерживать структуру текста.
  • Развивающая: работа над развитием устной и письменной речи учащихся.
  • Воспитывающая: формировать у учащихся нравственные ценности.

Оборудование.

  1. Интерактивная доска или мультимедиа проектор.
  2. Дидактические материалы.
  3. Презентация учителя.
  4. Презентация ученика.
  5. Раздаточный материал (карточки с текстами, заданиями).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. С такой формой работы вы встретитесь, как вы знаете, на экзамене, поэтому, чтобы не возникло ошибок, наша с вами задача заключается в следующем: учиться выдерживать структуру текста, правильно и точно аргументировать свои тезисы, уметь делать вывод по ходу работы и в ее заключении.

– А размышлять мы будем сегодня о красоте. (Презентация. Слайд 1)

3. Знакомство с текстом.

Учитель. Мы будем работать с текстом из произведения, с которым уже встречались и даже смотрели одноименный художественный фильм. Главную роль в этом фильме сыграла Кристина Орбакайте.

О каком художественном произведении идет речь?

(“Чучело” В. Железникова.)

Если уч-ся не вспомнят фильм, то учитель предлагает посмотреть фрагмент из фильма и вспомнить его название. Если назовут, то учитель просто предлагает посмотреть видеофрагмент.

Видеофрагмент х/ф “Чучело”.

– Мы посмотрели фрагмент. Вспомните, о чем произведение? Запишите в тетрадь.

(Слайд 2)

– Отношение людей друг к другу.
– Способность к самопожертвованию, прощению.
– Жестокость детей.
– одиночество и непонимание сверстников.
– Становление характера.

Учитель. Сейчас мы познакомимся с фрагментом из этого произведения. Попытайтесь вообразить то, о чем будем читать. (Приложение 3)

(Чтение текста подготовленным учеником.)

4. Анализ текста.

Учитель. Вы прослушали текст. А теперь ответим на вопросы (Приложение 1)

– Прочитайте задание № 1.

(Слайд 3)

– Что же было важно автору показать в этом фрагменте? (Характер человека.)
– Что помогает понять характер человека?

(Слайд 4)

Характер:

действия, поступки;
самооценка;
мнение других людей;
портрет;
имя.

– Действительно, на уроках мы часто характеризуем героя, опираясь на эти составляющие. Именно они несут нам информацию о персонаже. Характер героини этого произведения тоже можно понять, используя эти критерии.

Учитель. Обратимся к заданию № 2.

(Слайд 5)

Запишите правильный ответ на поставленный вопрос. О какой красоте заставляет здесь задуматься автор? (о внешней и внутренней)

(Слайд 6)

– Что вмещает в себя понятие внешняя красота? Запишите.
– Что значит внутренняя красота? Запишите.

(Если в классе есть интерактивная доска, то возможно, включив интерактивный режим, через функцию ввода текста записать характеристики внешней и внутренней красоты.)

– Да, героиня этого произведения обладает внутренней красотой. А какие героини также обладали этой красотой? (Дать на слайде текст с пропуском имени, даже если ответят правильно.)

(Слайд 7)

… она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.

– Чем же привлекает Татьяна?
Помнит ли кто-нибудь героиню еще одного произведения Пушкина, которая при внешней своей обычности обладала удивительным внутренним миром? (Маша Миронова из “Капитанской дочки”.)

(Слайд 8)

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась.

Индивидуальная мини презентация подготовленного ученика о Маше Мироновой.

Какими чертами характера обладали эти героини? Почему эти качества ценятся в людях?
– Какие, на ваш взгляд, черты наиболее важны в человеке? Запишите в тетрадь, одну из них аргументируйте.

Самостоятельная работа учащихся.

– Проверка.

Учащиеся зачитывают свои фрагменты.

4. Подведение итога урока.

Учитель. О чем мы сегодня говорили на уроке? (О внешней и внутренней красоте человека; о том, что необязательно быть красивым внешне, важно в человеке другое.)

5. Домашнее задание.

– Наш разговор поможет вам в написании сочинения-рассуждения, красной нитью через которое должны пройти эти два понятия.

Тему вам предстоит сформулировать самостоятельно. Помогут в работе цитаты известных писателей. (Приложение 2)

(Слайд 9)

Можно и нужно использовать в работе ваши наработки, которые вы сделали в течение урока.

(Слайд 10)

6. Организационный момент.