Цель: подготовить к написанию сочинения-рассуждения на заданную тему.
Задачи:
- Обучающая: прививать навыки работы с информацией, отбирать материал для написания сочинения, учить выдерживать структуру текста.
- Развивающая: работа над развитием устной и письменной речи учащихся.
- Воспитывающая: формировать у учащихся нравственные ценности.
Оборудование.
- Интерактивная доска или мультимедиа проектор.
- Дидактические материалы.
- Презентация учителя.
- Презентация ученика.
- Раздаточный материал (карточки с текстами, заданиями).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. С такой формой работы вы встретитесь, как вы знаете, на экзамене, поэтому, чтобы не возникло ошибок, наша с вами задача заключается в следующем: учиться выдерживать структуру текста, правильно и точно аргументировать свои тезисы, уметь делать вывод по ходу работы и в ее заключении.
– А размышлять мы будем сегодня о красоте. (Презентация. Слайд 1)
3. Знакомство с текстом.
Учитель. Мы будем работать с текстом из произведения, с которым уже встречались и даже смотрели одноименный художественный фильм. Главную роль в этом фильме сыграла Кристина Орбакайте.
О каком художественном произведении идет речь?
(“Чучело” В. Железникова.)
Если уч-ся не вспомнят фильм, то учитель предлагает посмотреть фрагмент из фильма и вспомнить его название. Если назовут, то учитель просто предлагает посмотреть видеофрагмент.
Видеофрагмент х/ф “Чучело”.
– Мы посмотрели фрагмент. Вспомните, о чем произведение? Запишите в тетрадь.
(Слайд 2)
– Отношение людей друг к другу.
– Способность к самопожертвованию, прощению.
– Жестокость детей.
– одиночество и непонимание сверстников.
– Становление характера.
Учитель. Сейчас мы познакомимся с фрагментом из этого произведения. Попытайтесь вообразить то, о чем будем читать. (Приложение 3)
(Чтение текста подготовленным учеником.)
4. Анализ текста.
Учитель. Вы прослушали текст. А теперь ответим на вопросы (Приложение 1)
– Прочитайте задание № 1.
(Слайд 3)
– Что же было важно автору показать в этом фрагменте? (Характер человека.)
– Что помогает понять характер человека?
(Слайд 4)
Характер:
действия, поступки;
самооценка;
мнение других людей;
портрет;
имя.
– Действительно, на уроках мы часто характеризуем героя, опираясь на эти составляющие. Именно они несут нам информацию о персонаже. Характер героини этого произведения тоже можно понять, используя эти критерии.
Учитель. Обратимся к заданию № 2.
(Слайд 5)– Запишите правильный ответ на поставленный вопрос. О какой красоте заставляет здесь задуматься автор? (о внешней и внутренней)
(Слайд 6)– Что вмещает в себя понятие внешняя красота? Запишите.
– Что значит внутренняя красота? Запишите.
(Если в классе есть интерактивная доска, то возможно, включив интерактивный режим, через функцию ввода текста записать характеристики внешней и внутренней красоты.)
– Да, героиня этого произведения обладает внутренней красотой. А какие героини также обладали этой красотой? (Дать на слайде текст с пропуском имени, даже если ответят правильно.)
(Слайд 7)… она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
– Чем же привлекает Татьяна?
– Помнит ли кто-нибудь героиню еще одного произведения Пушкина, которая
при внешней своей обычности обладала удивительным внутренним миром? (Маша
Миронова из “Капитанской дочки”.)
(Слайд 8)
Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась.
Индивидуальная мини презентация подготовленного ученика о Маше Мироновой.
– Какими чертами характера обладали эти героини? Почему эти качества
ценятся в людях?
– Какие, на ваш взгляд, черты наиболее важны в человеке? Запишите в тетрадь,
одну из них аргументируйте.
Самостоятельная работа учащихся.
– Проверка.
Учащиеся зачитывают свои фрагменты.
4. Подведение итога урока.
Учитель. О чем мы сегодня говорили на уроке? (О внешней и внутренней красоте человека; о том, что необязательно быть красивым внешне, важно в человеке другое.)
5. Домашнее задание.
– Наш разговор поможет вам в написании сочинения-рассуждения, красной нитью через которое должны пройти эти два понятия.
Тему вам предстоит сформулировать самостоятельно. Помогут в работе цитаты известных писателей. (Приложение 2)
(Слайд 9)
Можно и нужно использовать в работе ваши наработки, которые вы сделали в течение урока.
(Слайд 10)
6. Организационный момент.