Элективный курс по русскому языку "Сложности простого предложения"

Разделы: Русский язык


Элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников.

Элективные курсы — это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Подробное изучение синтаксиса начинается с изучения синтаксиса простого предложения в 8 классе по традиционной программе. В учебнике предлагается большое количество материала в сжатом виде, чего недостаточно для полного понимания этой темы. Известно, что курс русского языка 8 класса вызывает трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна теория определенно-личных, обобщенно-личных, неопределенно-личных предложений в связи с наличием общих признаков . Кроме того теория простого предложения изучается за один год в очень быстром темпе. Материала в рамках школьного курса не всегда достаточно для определения типа предложений, встречающихся в жизни и литературе, что вызывает сложности в понимании теории и невозможности применения ее на практике.

Данный элективный курс предлагает подробное изучение синтаксиса простого предложения за короткий срок в интересной форме. Дидактический материал учащимся предлагается выбрать самостоятельно, опираясь на текст любимой книги ( главное условие книга русской литературы). В процессе элективного курса учащиеся самостоятельно проведут небольшую исследовательскую работу, выявят особенность синтаксиса с точки зрения конструкций простых предложений в выбранных текстах и напишут проектную работу на предложенную или собственную тему.

Курс рассчитан на учащихся 8-11 профильных и общеобразовательных классов, абитуриентов и тех, кто интересуется русским языком. Курс направлен на расширенное формирование представления о простом предложении в русском синтаксисе. Возраст учащихся определяет подбор дидактического материала, поэтому возможна работа с разной возрастной категорией. Данный курс построен с опорой на базовую программу, предполагается, что учащиеся будут опираться на имеющиеся знания, а в ходе занятий эти знания будут углубляться и расширяться. Занятия организуются в стандартной классно-урочной форме. Но обучение идёт от самостоятельной работы ученика, от проблемной ситуации к ее решению. Программа элективного курса «Сложности простого предложения» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о профильной подготовке в школьном образовательном процессе. Курс рассчитан на 35 часов.

Основные задачи курса:

  1. обобщить и углубить полученные ранее знания о простом предложении;
  2. совершенствовать умение определять вид предложения;
  3. активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
  4. обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
  5. способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе;

Учебно-тематический план

Программа курса Количество часов Содержание занятия
1. Введение. Значение простого предложения в современном русском языке. Классификация простых предложений. 1 Цели и задачи курса. Особенности простого предложения (ПП). Работа с текстом*.
2. Логическая основа предложения. 1 Многозначность глагольных форм. Работа с текстом
3. Особенность определенно-личных предложений.Парадигма определенно-личных предложений 2 Определенно-личные предложения в диалогах и полилогах. Примеры из текста.
4. Отличие односоставных неопределенно-личных предложений от двусоставных неполных. Значения неопределенно-личных предложений. 2 Примеры из рабочих текстов. Стилистическое назначение предложений данного вида
5. Обобщенно-личные предложения. Значения обобщенно-личных преддложений. 2 Примеры из текста. Умение находить такие предложения в тексте.
6. Обобщенно-личные предложения. и их отличие от определенно- и неопределенно-личных 2 Значения обобщенно-личных предложений.
7. Тест по пройденному материалу 1 Умение различать предложения
8. Безличные предложения. 2 Понятие. Семантические группы безличных предложений. Структурные типы безличных предложений. Подбор примеров из текста на каждый тип предложений.
9. Инфинитивные предложения. 2 Особенности грамматической и семантической формы. Подбор примеров из текста.
10. Самостоятельная работа с текстом 1 Определение видов предложений
11. Особенности номинативных предложений. 2 Семантические типы
12. Особые типы простых предложений. Генетивные предложения 1 Модели предложений
13. Особые типы простых предложений. Вокативные предложения 1 Отличие от обращений
14. Особые типы простых предложений. Нечленимые предложения 2 Семантические группы и Структурные типы нечленимых предложений.
15. Контрольная работа с текстом. 1 Определение видов предложений в тексте и их назначения в зависимости от жанра и стиля.
16. Неполные предложения. 2 Понятие неполноты. Особенности неполных предложений.
17. Эллиптические предложения. 2 Особенности.
18. Повторение пройденного материала. Подготовка к итоговому тесту. 2 Обобщение и систематизация изученного материала.
19. Итоговый тест 1  
20. Анализ итогового теста 1 Разбор типичных ошибок.
21. Работа с выбранной литературой. 3 Анализ текста с точки зрения синтаксиса. Написание небольшого проекта.
22. Итоговое занятие 1 Защита проекта

Итого 35 учебных часов

*Текст у каждого учащегося свой (выбранное художественное произведение русского автора, лучше проза)

Содержание учебной программы курса (Приложение 1)

План занятия №1. Введение. Значение простого предложения в современном русском языке. Классификация простых предложений. (Приложение 2)

План занятия №14 Особые типы простых предложений. Нечленимые предложения (Приложение 3)

Основные понятия курса (Приложение 4)

Рекомендуемая литература для работы (Приложение 5)

Требования к умениям и навыкам

В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

  • прочитать выбранное произведение и под руководством учителя выявить особенности синтаксиса;
  • уметь найти и охарактеризовать разные виды простых предложений;
  • уметь выделить стилистические особенности простых предложений в тексте;
  • уметь проиллюстрировать теоретический материал примерами из текста;
  • изучив теоретический материал курса, решить итоговый проверочный тест на знание теории, выявить преобладающие типы простых предложений в тексте и написать проект на выбранную тему.

Формы контроля за знаниями учащихся:

  1. Подбор указанных предложений по типам.
  2. Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.
  3. Характеристика указанных учителем предложений (устная и письменная).
  4. Написание проекта после изучения курса.

Список используемой литературы:

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 1995.
  2. Изучение углубленного курса русского языка в 8-11 классах / Ю.С. Пичугов, Г.К. Лидман-Орлова, Т.М. Пахнов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1994. С. 73-105.
  3. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368с.
  4. Учебный комплекс под ред. М.М. Разумовской // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1998. С. 68-92.
  5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3: Синтаксис. Пунктуация. – М., 1987.
  6. Бабайцева В.В., Инфантова Г.Г., Николина Н.А., Чиркана И.П. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ч. 3: Синтаксис. – Ростов-на-Дону, 1997.
  7. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1977.
  8. Валгина Н.С. Современный русский язык: Пунктуация. – М., 1989.
  9. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1973.
  10. Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976.
  11. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. – М., 1977.
  12. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1986.
  13. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.
  14. Русская грамматика. – М., 1980. – Т. 2.
  15. Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М., 1980.
  16. Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1997.
  17. Современный русский язык /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984.