Элективные курсы – новый элемент учебного плана, дополняющий содержание профиля, что позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы школьников.
Элективные курсы — это новейший механизм актуализации и индивидуализации процесса обучения. С хорошо разработанной системой элективных курсов каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний. Подробное изучение синтаксиса начинается с изучения синтаксиса простого предложения в 8 классе по традиционной программе. В учебнике предлагается большое количество материала в сжатом виде, чего недостаточно для полного понимания этой темы. Известно, что курс русского языка 8 класса вызывает трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна теория определенно-личных, обобщенно-личных, неопределенно-личных предложений в связи с наличием общих признаков . Кроме того теория простого предложения изучается за один год в очень быстром темпе. Материала в рамках школьного курса не всегда достаточно для определения типа предложений, встречающихся в жизни и литературе, что вызывает сложности в понимании теории и невозможности применения ее на практике.
Данный элективный курс предлагает подробное изучение синтаксиса простого предложения за короткий срок в интересной форме. Дидактический материал учащимся предлагается выбрать самостоятельно, опираясь на текст любимой книги ( главное условие книга русской литературы). В процессе элективного курса учащиеся самостоятельно проведут небольшую исследовательскую работу, выявят особенность синтаксиса с точки зрения конструкций простых предложений в выбранных текстах и напишут проектную работу на предложенную или собственную тему.
Курс рассчитан на учащихся 8-11 профильных и общеобразовательных классов, абитуриентов и тех, кто интересуется русским языком. Курс направлен на расширенное формирование представления о простом предложении в русском синтаксисе. Возраст учащихся определяет подбор дидактического материала, поэтому возможна работа с разной возрастной категорией. Данный курс построен с опорой на базовую программу, предполагается, что учащиеся будут опираться на имеющиеся знания, а в ходе занятий эти знания будут углубляться и расширяться. Занятия организуются в стандартной классно-урочной форме. Но обучение идёт от самостоятельной работы ученика, от проблемной ситуации к ее решению. Программа элективного курса «Сложности простого предложения» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о профильной подготовке в школьном образовательном процессе. Курс рассчитан на 35 часов.
Основные задачи курса:
- обобщить и углубить полученные ранее знания о простом предложении;
- совершенствовать умение определять вид предложения;
- активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи;
- обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы;
- способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе;
Учебно-тематический план
№ | Программа курса | Количество часов | Содержание занятия |
1. | Введение. Значение простого предложения в современном русском языке. Классификация простых предложений. | 1 | Цели и задачи курса. Особенности простого предложения (ПП). Работа с текстом*. |
2. | Логическая основа предложения. | 1 | Многозначность глагольных форм. Работа с текстом |
3. | Особенность определенно-личных предложений.Парадигма определенно-личных предложений | 2 | Определенно-личные предложения в диалогах и полилогах. Примеры из текста. |
4. | Отличие односоставных неопределенно-личных предложений от двусоставных неполных. Значения неопределенно-личных предложений. | 2 | Примеры из рабочих текстов. Стилистическое назначение предложений данного вида |
5. | Обобщенно-личные предложения. Значения обобщенно-личных преддложений. | 2 | Примеры из текста. Умение находить такие предложения в тексте. |
6. | Обобщенно-личные предложения. и их отличие от определенно- и неопределенно-личных | 2 | Значения обобщенно-личных предложений. |
7. | Тест по пройденному материалу | 1 | Умение различать предложения |
8. | Безличные предложения. | 2 | Понятие. Семантические группы безличных предложений. Структурные типы безличных предложений. Подбор примеров из текста на каждый тип предложений. |
9. | Инфинитивные предложения. | 2 | Особенности грамматической и семантической формы. Подбор примеров из текста. |
10. | Самостоятельная работа с текстом | 1 | Определение видов предложений |
11. | Особенности номинативных предложений. | 2 | Семантические типы |
12. | Особые типы простых предложений. Генетивные предложения | 1 | Модели предложений |
13. | Особые типы простых предложений. Вокативные предложения | 1 | Отличие от обращений |
14. | Особые типы простых предложений. Нечленимые предложения | 2 | Семантические группы и Структурные типы нечленимых предложений. |
15. | Контрольная работа с текстом. | 1 | Определение видов предложений в тексте и их назначения в зависимости от жанра и стиля. |
16. | Неполные предложения. | 2 | Понятие неполноты. Особенности неполных предложений. |
17. | Эллиптические предложения. | 2 | Особенности. |
18. | Повторение пройденного материала. Подготовка к итоговому тесту. | 2 | Обобщение и систематизация изученного материала. |
19. | Итоговый тест | 1 | |
20. | Анализ итогового теста | 1 | Разбор типичных ошибок. |
21. | Работа с выбранной литературой. | 3 | Анализ текста с точки зрения синтаксиса. Написание небольшого проекта. |
22. | Итоговое занятие | 1 | Защита проекта |
Итого 35 учебных часов
*Текст у каждого учащегося свой (выбранное художественное произведение русского автора, лучше проза)
Содержание учебной программы курса (Приложение 1)
План занятия №1. Введение. Значение простого предложения в современном русском языке. Классификация простых предложений. (Приложение 2)
План занятия №14 Особые типы простых предложений. Нечленимые предложения (Приложение 3)
Основные понятия курса (Приложение 4)
Рекомендуемая литература для работы (Приложение 5)
Требования к умениям и навыкам
В результате изучения элективного курса учащиеся должны:
- прочитать выбранное произведение и под руководством учителя выявить особенности синтаксиса;
- уметь найти и охарактеризовать разные виды простых предложений;
- уметь выделить стилистические особенности простых предложений в тексте;
- уметь проиллюстрировать теоретический материал примерами из текста;
- изучив теоретический материал курса, решить итоговый проверочный тест на знание теории, выявить преобладающие типы простых предложений в тексте и написать проект на выбранную тему.
Формы контроля за знаниями учащихся:
- Подбор указанных предложений по типам.
- Устные и письменные развёрнутые ответы на вопросы.
- Характеристика указанных учителем предложений (устная и письменная).
- Написание проекта после изучения курса.
Список используемой литературы:
- М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова. Русский язык: Справочные материалы / Под редактированием Н.М. Шанского. – 7-е изд., испр. – М., 1995.
- Изучение углубленного курса русского языка в 8-11 классах / Ю.С. Пичугов, Г.К. Лидман-Орлова, Т.М. Пахнов // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1994. С. 73-105.
- Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – 368с.
- Учебный комплекс под ред. М.М. Разумовской // Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. – М.: Просвещение, 1998. С. 68-92.
- Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3: Синтаксис. Пунктуация. – М., 1987.
- Бабайцева В.В., Инфантова Г.Г., Николина Н.А., Чиркана И.П. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч. /Под ред. Е.И. Дибровой. Ч. 3: Синтаксис. – Ростов-на-Дону, 1997.
- Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. – М., 1977.
- Валгина Н.С. Современный русский язык: Пунктуация. – М., 1989.
- Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М., 1973.
- Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976.
- Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. – М., 1977.
- Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 1986.
- Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956.
- Русская грамматика. – М., 1980. – Т. 2.
- Сиротинина О.Б. Лекции по синтаксису русского языка. – М., 1980.
- Современный русский язык /Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1997.
- Современный русский язык /Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1984.