Цель: обогащение речи учащихся фразеологическими оборотами.
Задачи:
- Расширить представление учащихся о многообразии фразеологических оборотов.
- Воспитание любви к родному языку.
- Способствовать развитию речи обучающихся, развитию памяти, ассоциативного мышления, моторики движения.
Эпиграф:
… Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Н.В.Гоголь
Учитель: Мы познакомились с удивительной наукой – фразеологией. Сегодня у вас есть возможность блеснуть знанием фразеологических оборотов, этих настоящих перлов русского языка. “Здоровье в порядке – спасибо зарядке” – так гласит популярный лозунг. Вот и сегодня мы займемся гимнастикой, только необычной, языковой, чтобы поправить наше языковое здоровье. Итак, на зарядку становись! Давайте вначале определимся, какие части нашего тела будут задействованы.
Ребята называют, а учитель фиксирует на доске: голова, ноги, руки, глаза, нос, зубы, язык, уши.
Предлагаю разделиться на две команды. Вы будете по очереди называть фразеологизмы, в состав которых входят названные части тела и органы, и объяснять их лексическое значение. Команда-победитель получает “медаль”. (В качестве медали выступают обычные картонные жетоны, шоколадные медальки или любые другие “знаки отличия”.) А помогать нам будут королева Фразеология и наследный принц Фразеологический Оборот. Поприветствуем их!
Входят Фразеологический Оборот и Фразеология. К исполнению этих ролей рекомендуем привлечь обучающихся старших классов.
Звучат примерно такие обороты:
Нос задирать нос вешать нос клевать носом остаться с носом не показывать носа встретиться нос к носу и др. Голова Ухо Глаза |
Нога уносить ноги встать с левой ноги путаться под ногами одна нога здесь, другая – там не чуять ног под собой и др. Рука Зубы Язык |
Ребята не всегда верно толкуют значение фразеологизмов, учитель тактично поправляет, дополняет. По мере работы ребятам вручаются “медали”.
Учитель: Любая гимнастика – это действия. А действия обозначаются глаголами. Давайте вспомним, какие действия мы выполняем во время зарядки.
Звучат глаголы: вставать, идти, брать, держать, давать, выходить. Ребятам предлагается назвать фразеологизмы, в состав которых входят названные глаголы, и объяснить значение оборотов.
Идти идти своей дорогой Взять взять себя в руки Встать встать с левой ноги |
Держать держать в ежовых рукавицах Дать дать голову на отсечение Выйти выйти сухим из воды |
Победители получают “медали”.
Учитель: Если вы умеете красиво двигаться – это замечательно. Предлагаю вам следующий этап. Вам нужно мимикой и движениями изобразить фразеологизм так, чтобы все присутствующие догадались, о чем идет речь.
Ребята изображают следующие обороты:
взять себя в руки
смотреть сквозь пальцы
набрать в рот воды
зарубить себе на носу
закрывать глаза на..(что-либо)
идти в ногу и др.
Школьники с удовольствием участвуют в инсценировках, с не меньшим удовольствием угадывают изображаемое. Все участники получают призы. Королева и принц называют имена самых активных участников, вручают им дополнительные призы.
Учитель: Наша гимнастика закончилась. Надеюсь, ваше речевое здоровье значительно улучшилось. Желаю вам и дальше совершенствовать свою речь.