Русский язык
-
Д.И. Мамин-Сибиряк "Серая Шейка" 2012
На уроке дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения, формулируют и ставят проблемы. Учащиеся анализируя, выдвигают материал, идет свободное общение. Дети свободно могут ходить по классу, рассматривая рисунки, знакомясь с эссе. В конце урока рассказывают о своих чувствах, которые у них возникали в процессе работы мастерской. Дети, самостоятельно открыв какие-то истины, лучше их запомнили, теперь могут их использовать в разных ситуациях.
-
Опорная схема и алгоритм применения правила при обучении орфографии 2012
Решающее значение для становления навыков орфографии, их прочности и темпов формирования имеет опора на те основные понятия, которые или специфичны для самой орфографии (орфограммы, виды и типы орфограмм, принцип правописания), или, не являясь орфографическими составляют теоретическую основу правил (части речи, склонения, спряжения, однокоренные слова и др.) Свободное оперирование этой теоретической основой определяет успешность овладения учащимися нормами русского правописания.
-
Развитие креативного мышления на уроках русского языка в начальной школе 2012
Для развития креативного мышления на уроках русского языка можно использовать различные приемы "усиления" орфограмм, для заучивания правил, упражнения на изобретательность запоминания, построение плана действий, использование пиктограмм и т. д. Изучение любой темы на уроке русского языка целесообразно начинать с вопросов учащихся: "Что я знаю" об этом и "Чего не знаю".
-
Применение современных технологий на уроках русского языка 2012
Применение электронной техники на уроке русского языка – это существенное изменение в содержании обучения, новое средство самовыражения. Автор доказывает это на различных примерах с приведением конкретного занятия в том числе.
-
Тема урока "В гостях у буквы А". 5-й класс 2012
Урок помогает закрепить изученное о структуре слова, значении и правописании морфем, совершенствовать умения морфемного разбора, выбора правописания в зависимости от значения морфем, отрабатывать орфографические навыки, показать работу по разным видам словарей.
-
Урок. русского языка «Лингвостилистический анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное…"» 11-й класс 2012
Лингвостилистичекий анализ текста предполагает рассмотрение художественного произведения на всех уровнях: фонетическом, морфемном, морфологическом, лексическом, синтаксическом. Предложенный вид работы в старших классах формирует языковые компетенции, что актуально при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Работа на уроке проводится в группах (один из видов личностно- ориентированного обучения), что формирует коммуникативные компетенции учащихся.
-
Письмо по памяти на уроках русского языка как элемент комплексной работы с текстом 2012
Письмо по памяти – один из эффективных приемов обучения правописанию, особенно полезный для воспитания внимания к написанному, напечатанному слову. Предлагается дидактический материал – стихотворные миниатюры. Тексты дают возможность совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся, развивать память, а также уделить внимание развитию речи, вспомнить изобразительно-выразительные средства языка, вырабатывать навыки выразительного чтения.
-
Урок русского языка. Тема: "Образование слов с помощью приставки и суффикса" 2012
Цель урока: показать закономерность образования слов с помощью приставки и суффикса.
-
Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. 7-й класс 2012
Цели урока: способствовать усвоению детьми понятия деепричастного оборота с опорой на знания о причастном обороте, формировать навыки конструирования предложений с деепричастными оборотами и их выделения на письме и в устной форме речи, воспитывать чувство прекрасного через любование природой.
-
Урок-мастерская. Написание сочинения-миниатюры по теме "Осень в родном городе". 6-й класс 2012
Урок-мастерская может использоваться в 5-7 классах на уроках русского языка. На данном уроке предполагается создание мотивационной базы для активного творчества учащихся, где учитель реализует роль проводника, обеспечивает педагогическое сопровождение самостоятельного творческого исследования.
-
Урок русского языка в 9-м классе. Тема: "Официально-деловой стиль" 2012
Целью урока является повторение основных черт официально-делового стиля, видов документов данного стиля, знакомство с резюме и его особенностями.
-
Урок развития речи. 10–11-й класс 2012
Задания на грамотность чтения предлагаются ученикам при проведении обучающих изложений. Подобный тип заданий может предшествовать контрольному изложению. Ориентированы на овладение разными способами чтения, выявление необходимой информации, понимание содержания и отдельных частей, выявление точек зрения, содержащихся в тексте, их аргументацию, сопоставление, сравнение; формирование собственной точки зрения и ее обоснование.
-
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звук Л" (подготовительная группа),1-й год обучения 2012
Материал занятия направлен на развитие у дошкольников интереса к обучению грамоте и чтению, на развитие их творческих способностей. На занятии предусматриваются различные формы работы по обогащению и активизации словарного запаса, по формированию грамматического строя речи и развитию связной речи. Добиться положительных результатов в работе по обучению грамоте можно, если использовать на занятиях все многообразие дидактических и подвижных игр.
-
Открытый урок русского языка. Тема: "Имена прилагательные, обозначающие состояние людей, испытывающих чувства радости и грусти". 3-й класс 2012
Цель урока: расширить представления о значении прилагательных в русском языке, которые обозначают эмоциональное состояние людей, испытывающих чувство радости и грусти; активизировать словарный запас учащихся; формировать орфографическую зоркость, навыки грамотного письма, умение распознавать имена прилагательные в тексте.
-
Интегрированный урок русского языка, природоведения, литературы в 3-м классе. Тема: "Лесная газета" 2012
Цели урока: дать более расширенное представление о "Лесной газете" В.Бианки; выявить и развивать творческие способности детей, наблюдательность; развивать познавательную деятельность, обобщить знания, полученные на экскурсии по теме "Осенние изменения в живой и неживой природе", развивать орфографическую зоркость и навыки грамотного письма; прививать любовь и интерес к природе, своему родному краю.
-
Обобщающий урок-кроссворд по теме "Главные и второстепенные члены предложения". 8-й класс 2012
Урок ориентирован на работу по УМК под редакцией В.В. Бабайцевой или по любой из действующих программ. Повторяется и обобщается материал в форме разгадывания кроссворда, что вносит в урок элемент игры. Закрепляется умение проводить синтаксический разбор простого предложения.
-
Урок-игра по истории русского языка 2012
Современный период методики преподавания русского языка характеризуется обостренным интересом к кумулятивной функции языка. Наиболее ярко кумулятивная функция проявляется в области лексики, так как именно она непосредственно связана с предметами и явлениями окружающей действительности. Обобщение изученного материала предлагается провести в форме игры («Своя игра») по следующим темам: "Азбука", "Языки", "Этимология", "Фразеологизмы", "Деньги".
-
Тема урока "Буквы И-Ы после Ц". 5-й класс 2012
Урок знакомит учащихся с правописанием букв и-ы после Ц; формирует умения и навыки фонетического, морфемного анализа слов, синтаксического разбора предложения, орфографической грамотности (повторение орфограмм по темам: "Приставки рас-, раз-" "Буквы Е-О после шипящих в корне слов"); формирует интерес учащихся к русскому языку.
-
Урок русского языка во 2-м классе. Тема: "Слова, обозначающие действия предметов" 2012
Цели урока: познакомить со словами, обозначающими действия предметов; развивать словарный запас, речь учащихся, коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к природе.
-
Элективный курс "Литературное краеведение" 2012
Курс разработан на материалах регионального компонента, нацелен на формирование краеведческой, языковой и исследовательской компетенции учащихся. Курс предполагает взаимодействие мордовской литературы с русской литературой, а также с историей с целью развития чувства патриотизма и духовной культуры учащихся.
-
Интегрированный урок в 5-м классе по практической риторике и основам потребительской культуры 2012
Интегрированный урок по риторике в 5-м классе проводится в форме заседания круглого стола «Покупатели и продавцы», работы группы «Рекламное агентство», на котором представлен материал формирующий определенные установки грамотного речевого поведения в различных жизненных ситуациях.
-
Урок русского языка по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточным временем". 9-й класс 2012
Урок из курса «Синтаксис сложного предложения» проверяет и оценивает уровень ЗУН по распознаванию придаточных предложений, учит составлять сложные предложения. Урок интересен не только для учителя, но и для учащихся, которые с огромным интересом включаются в работу и оценивают свою деятельность в течение урока на каждом этапе в листе контроля.
-
Развитие речи дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. Развитие речи в рисунке и игре 2012
В статье на конкретных примерах показано применение методов и приемов развития речи на занятиях по изобразительному искусству.
-
Урок словесности "Прикоснись ко мне добротой…" 5-й класс 2012
Подход к языку как феномену культуры дает возможность рассматривать и слово как носитель национально-культурной информации, выделить в структуре наряду с лексическим значением так называемый культурный компонент. Учитель показывает учащимся, как в слове отразились особенности национальной культуры и мировоззрение народа, т. е. по возможности извлечь информацию, которую аккумулирует в себе слово.
-
Гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик- 2012
Цель урока: сформировать умение правильно выбирать суффиксы существительных.
-
Методика организации исследовательских проектов школьников на уроках русского языка 2012
Исследовательские проекты представляют собой творческую, исследовательскую работу учащегося (группы учащихся), выполненную под руководством научного руководителя за рамками школьной программы по одному из учебных предметов, их комплексу или направлению. Исследовательские проекты подводят к одной из сложнейших категорий современности – понятию интеллектуальной собственности, то есть исследовательская деятельность учащихся выступает как средство воспитания, развития и образования.
-
Урок словесности "Я – изысканность русской медлительной речи…" (по творчеству К.Д. Бальмонта) – повторительно-обобщающий урок по теме "Синтаксис простого предложения". 8-й класс 2012
На уроке учащиеся повторяют и обобщают изученное по творчеству К.Д. Бальмонта, готовятся к ГИА. Ученики учатся ценить каждый миг в жизни человека, развивают навыки анализа текста, расширяют кругозор в области культурологи.
-
Урок русского языка в 7-м классе с применением технологии ИОСО. Тема: "Деепричастие" 2012
Урок «Деепричастие как часть речи» - первый при изучении темы «Деепричастие». По программе Т.А. Ладыженской, учебник М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. 2009.
-
Развитие речи. Публичное выступление на общественно значимую тему 2012
Урок является заключительным по теме «Обращения, вводные слова и междометия», он проводится после уроков обобщения и закрепления материала и контрольного диктанта, а потому было необходимо направить работу учащихся таким образом, чтобы повторить изученный материал, организовать самостоятельную работу, дать восьмиклассникам информацию, уже известную им, в новом аспекте, использовать разные методы и приемы работы, в том числе игровые.
-
Односоставные предложения. 8-й класс 2012
Цель урока: провести словарную работу над понятием "односоставное предложение". Дать начальное представление об односоставных предложениях, научить различать устно и на письме двусоставное предложение от односоставного. Выявить основные виды односоставных предложений по главным членам предложений.