Цель: формирование умений в работе с одним из типов СПП (с придаточным определительным)
Задачи:
Образовательные: Формирование умений:
- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
- производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
- правильно употреблять в речи данные виды предложений;
- правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные части запятыми);
- составлять схемы предложений с придаточными определительными,
- выполнять комплексный анализ текста.
Воспитательные: Воспитывать чувство красоты русского языка, чувство патриотизма, в основе которого лежит любовь к языку, умение осознавать и анализировать высказывания великих людей, воспитание трудолюбия, а также умения слушать и слышать других при работе в коллективе.
Развивающие: Развитие внимания, памяти, навыков восприятия (слухового, зрительно, моторного)
Оборудование: интерактивная доска "Hitachi STARBOARD” с подготовленными заданиями, система голосования “VERDICT”, раздаточный материал (текст с заданиями).
Ход урока
I. Организационный момент.
Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.
II. Постановка темы и целей урока.
III. Актуализация опорных знаний (работа с интерактивной доской).
На доске несколько заданий:
- Собрать предложение и выполнить его синтаксический разбор
Приложение 1
- Преобразовать получившееся предложение с причастным оборотом в сложноподчиненное предложение с придаточным определительным (для этого нужно вспомнить, что такое придаточное определительное и его основные характеристики – устный опрос 1-2 учащихся), сравнить предложения с записанными заранее на доске
Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными.
Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него (совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).
Приложение 1
? На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (на вопросы определения)
? Можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного (нет, оно стоит после главного).
? Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях? (нет, если только это не местоименно-определительное)
А предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:
глагол усиливает значение действия;
причастный оборот подчеркивает признак предмета.
В некоторых случаях такое взаимозамещение невозможно. Например,
Гость, о котором так много говорили, опаздывал.
Приложение 1
- Воспроизвести синтаксическую модель сложносочиненных предложений
Выводы: при помощи предложений с причастными оборотами и придаточными определительными можно выражать одну и ту же мысль.
? В чем разница между ними?
(отличаются или оттенками значения, или сферой употребления)
? Как вы думаете, в каком стиле речи будут преимущественно использоваться предложения с причастным оборотом? (в художественном стиле речи)
? В каких стилях речи возможно употребление СПП с придаточными определительными?
(как в книжной, так и в разговорной речи)
Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.
Уместно вспомнить, что говорил об этом А.С. Пушкин
Приложение 1
IV. Закрепление материала.
Работа с текстом (комплексный анализ) на раздаточных материалах
(работа проводится на листах) (Приложение 2)
Теоретические выводы (фронтально):
? Что такое СПП?(СП с главной и зависимыми частями)
? К какой части речи относятся придаточные определительные ? (имени существительному или местоимению)
? На какие вопросы отвечают придаточные определительные? (определений: какой? Который? Чей?)
? При помощи чего придаточные определительные присоединяются к главной части? (только союзных слов который, какой, чей, что, где, куда, откуда, когда)
? Где место придаточного определительного в составе СПП? (стоят всегда после определяемого слова)
? Какие предложения некоторые ученые называют местоименно-соотносительными? (предложения, в главной части которых обязательно употребляется местоимение, а придаточная часть конкретизирует значение этого местоимения и отвечает на вопрос кто именно? Что именно? Тот, который…; все, что…Могут стоять и перед определяемым словом: кто ищет, тот всегда найдет)
V. Диагностика усвоения темы.
Работа с тестами в системе голосования «Вердикт»
Приложение 3, Приложение 4
(2 варианта по очереди) либо фронтальная работа с ресурсом «Придаточные определительные. Расставьте знаки препинания» files.school-collection.edu.ru/dlrstore/965e3a6a-36a2-4e2f-9763-273b61dba844/index_listing.html
Во время ожидания один вариант получает задание по типу ЕГЭ (Приложение 5)
Анализ проведенного тестирования
VI. Подведение итогов урока.
? Что нового мы узнали сегодня на уроке? (понятие «грамматические синонимы», роль СПП с придаточными определительными в книжной и разговорной речи)
? Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?
VII. Комментирование Домашнего задания.
упражнение 110 по заданию учебника, ЗСП-3, повторить разряды местоимений (к проверочной работе)
Комментирование оценок.
На меловой доске:
Л.Н.Толстой однажды сказал: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся»
? Какой тип СПП перед нами? (с придаточным определительным, местоименно – относительное предложение)
? Что на это указывает? (наличие нескольких грамм основ, вопрос к прид части, в главной необходимо употребление местоимения)
? Как вы понимаете смысл слов, сказанных Л.Н. Толстым?
На чем бы мы сегодня ни остановились, как много мы сегодня ни узнали, мы всегда должны двигаться вперед и развиваться.
Урок окончен.