Цель урока: обобщить знания учащихся по теме "Односоставные предложения".
Задачи:
- образовательная - повторение способов подчинительной связи слов, видов односоставных предложений через выполнение творческих и тестовых заданий, формирование навыков связного изложения мыслей, как в устной, так и в письменной речи;
- развивающая - развитие самостоятельного мышления; умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
- воспитательная - привитие любви к русскому языку через обогащение словарного запаса.
Ход урока
1. Организационная часть.
2. Вступительное слово учителя.
3. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. На доске запись:
1) к..талог,д,.кумент, к..чан, эксп..нат, б..ссейн, к..манда, га(л,лл)ерея., г..тара;
2) нап..сать, ср..зать, уд..вительный, ст..ринная, т..инственный, б..льшой,пор..жаться, т..рпеливая.
- Соедините между собой слова по смыслу, подумайте, по какому признаку слова объединены в две группы.
4. Определите способы подчинительной связи между словами.
Один ученик выполняет индивидуально за доской, остальные самостоятельно в тетради (задание продублированоза доской). Проверка задания. Ребята делают вывод.
На столе каждого ученика лежит лист с предложениями. Необходимо исправить речевые и грамматические ошибки, подчеркнуть грамматическую основу.
а) Положительного героя опять низвели до оскорбления.
б) Сейчас трудно придираться к языковым погрехам.
в) В медицинском институте учатся и готовятся стать детским педиатром.
г) В ресторанах меня узнают и дарят типа вазы с фруктами.
д) Тихо в осеннего леса.
Учащиеся исправляют предложенные предложения, классифицируя ошибки. Подчеркивая грамматическую основу, приходят к выводу, что перед ними односоставные предложения.
5. Следующий этап - это повторение теории. На доске заранее представлена схема, по которой ученики вспоминают правило. Задание дается по рядам: 1 ряд вспоминает признаки о - л и наз.; 2ряд н - ли об - л; 3 ряд б-л. Учащиеся готовят устные ответы с примерами.
6. Закрепление материала.
Запись предложений у доски с объяснением.
- Ночь.
- Однажды бабушку Одарку тронули за плечо.
- Полежу еще маленько, чуть-чуть.
- За окном мутно. Каплет с крыши.
- Не стало гармонии.
- Пора уж разводить костер и варить уху.
- Ребята, а где мы встречаем односоставные предложения? В произведениях "великого писателя земли русской В.П. Астафьева мы можем увидеть очень много односоставных предложений. Работа с миниатюрами В.П.Астафьева "Мелодия" и "Предел" (см. в приложении).
Тексты распечатаны для каждого ученика.
Устная работа по содержанию. Ответьте на вопросы.
- В чем смысл 1 и 2 миниатюр?
-Встретились ли в миниатюрах односоставные предложения? Какой тип односоставных предложений преобладает?
-Какова роль назывных предложений в данных текстах?
7. Творческое задание.
Напишите сочинение-миниатюру на заданные темы. Необходимо использовать разные типы односоставных предложений. Задание по вариантам.
1 вариант - напишите речь для ораторского выступления, посвященную Дню учителя.
2 вариант - напишите речь для ораторского выступления, посвященную Дню знаний. Выборочная проверка работ учащихся.
8. Самостоятельная работа.
Каждый ученик самостоятельно выполняет карточку по теме: "Односоставные предложения". (См. в приложении)
9. Обобщение. Подведение итогов.
-Назовите способы подчинительной связи слов.
-Какие типы односоставных предложений вы знаете? Как их отличить?
10. Домашнее задание.
Выписать из любого произведения художественной литературы 5-6 односоставных предложений.