Урок русского языка по теме "Односоставные предложения и их роль в тексте"

Разделы: Русский язык


Цель урока: обобщить знания учащихся по теме "Односоставные предложения".

Задачи:

  • образовательная - повторение способов подчинительной связи слов, видов односоставных предложений через выполнение творческих и тестовых заданий, формирование навыков связного изложения мыслей, как в устной, так и в письменной речи;
  • развивающая - развитие самостоятельного мышления; умение анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;
  • воспитательная - привитие любви к русскому языку через обогащение словарного запаса.

Ход урока

1. Организационная часть.

2. Вступительное слово учителя.

3. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА. На доске запись:

1) к..талог,д,.кумент, к..чан, эксп..нат, б..ссейн, к..манда, га(л,лл)ерея., г..тара;

2) нап..сать, ср..зать, уд..вительный, ст..ринная, т..инственный, б..льшой,пор..жаться, т..рпеливая.

- Соедините между собой слова по смыслу, подумайте, по какому признаку слова объединены в две группы.

4. Определите способы подчинительной связи между словами.

Один ученик выполняет индивидуально за доской, остальные самостоятельно в тетради (задание продублированоза доской). Проверка задания. Ребята делают вывод.

На столе каждого ученика лежит лист с предложениями. Необходимо исправить речевые и грамматические ошибки, подчеркнуть грамматическую основу.

а) Положительного героя опять низвели до оскорбления.

б) Сейчас трудно придираться к языковым погрехам.

в) В медицинском институте учатся и готовятся стать детским педиатром.

г) В ресторанах меня узнают и дарят типа вазы с фруктами.

д) Тихо в осеннего леса.

Учащиеся исправляют предложенные предложения, классифицируя ошибки. Подчеркивая грамматическую основу, приходят к выводу, что перед ними односоставные предложения.

5. Следующий этап - это повторение теории. На доске заранее представлена схема, по которой ученики вспоминают правило. Задание дается по рядам: 1 ряд вспоминает признаки о - л и наз.; 2ряд н - ли об - л; 3 ряд б-л. Учащиеся готовят устные ответы с примерами.

6. Закрепление материала.

Запись предложений у доски с объяснением.

  1. Ночь.
  2. Однажды бабушку Одарку тронули за плечо.
  3. Полежу еще маленько, чуть-чуть.
  4. За окном мутно. Каплет с крыши.
  5. Не стало гармонии.
  6. Пора уж разводить костер и варить уху.
  7. Ребята, а где мы встречаем односоставные предложения? В произведениях "великого писателя земли русской В.П. Астафьева мы можем увидеть очень много односоставных предложений. Работа с миниатюрами В.П.Астафьева "Мелодия" и "Предел" (см. в приложении).

Тексты распечатаны для каждого ученика.

Устная работа по содержанию. Ответьте на вопросы.

- В чем смысл 1 и 2 миниатюр?

-Встретились ли в миниатюрах односоставные предложения? Какой тип односоставных предложений преобладает?

-Какова роль назывных предложений в данных текстах?

7. Творческое задание.

Напишите сочинение-миниатюру на заданные темы. Необходимо использовать разные типы односоставных предложений. Задание по вариантам.

1 вариант - напишите речь для ораторского выступления, посвященную Дню учителя.

2 вариант - напишите речь для ораторского выступления, посвященную Дню знаний. Выборочная проверка работ учащихся.

8. Самостоятельная работа.

Каждый ученик самостоятельно выполняет карточку по теме: "Односоставные предложения". (См. в приложении)

9. Обобщение. Подведение итогов.

-Назовите способы подчинительной связи слов.

-Какие типы односоставных предложений вы знаете? Как их отличить?

10. Домашнее задание.

Выписать из любого произведения художественной литературы 5-6 односоставных предложений.

Приложение 1.

Приложение 2.