Урок русского языка в 8-м классе по теме "Систематизация и обобщение изученного по теме "Односоставные предложения"

Разделы: Русский язык


Задачи:

  1. Повторить и обобщить теоретический материал, изученный в разделе «Односоставные предложения».
  2. Совершенствовать умения определять виды односоставных предложений и использовать их в речи.
  3. Воспитывать внимательность, аккуратность.

Тип урока: повторительно-обобщаюший.

Ход урока

I. Словарная работа.

  • Впопыхах, на ходу.

- Что общего между этими словами? Можно ли их назвать синонимами?

- Составьте с ними словосочетания. Запомните их написание.

II. Объявление темы урока.

- Тема нашего урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения». Мы должны закрепить знания. умения и навыки по определению видов односоставных предложений. Для этого необходимо вспомнить теоретический материал по данной теме.

III. Беседа по вопросам.

- Назовите виды простых предложений по количеству главных членов предложения.

- В чем разница между односоставными и двусоставными предложениями?

- Назовите виды односоставных предложений.

- Расскажите об односоставных назывных предложениях.

- Перечислите виды односоставных предложений, в которых главный член может быть выражен глаголом.

- Чем различаются по значению определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения?

- Какое односоставное предложение обычно употребляется в начале художественных описаний (для указания места и времени)? Приведите примеры.

- Какие односоставные предложения могут употребляться при описании состояния природы, состояния человека и для характеристики окружающей его обстановки?

- Представьте, что ученик не умеет отличать определенно-личные от неопределенно-личных предложений. Как бы вы разъяснили, чем они различаются?

- Что вам известно об обобщенно-личных предложениях. Приведите примеры.

IV. Игра «Будь внимателен».

Описание игры.

Каждому участнику заранее приготовлены по две карточки, на одной написана буква Б (безличное), на другой – Л (личное).

Ведущий (учитель) четко и не спеша читает одно из помещенных ниже предложений, а участники игры поднимают соответствующую карточку в зависимости от того, считают ли они данное предложение личным или безличным.

Заметив, что кто-либо из обучающихся поднял не ту карточку, ведущий предлагает ему встать и обосновать свое мнение. Для исправления ошибки привлекаются другие обучающиеся. В доказательство тот, кто ошибся, должен составить предложение такого же типа.

  1. Подводить товарищей не годится.
  2. Такое отношение к товарищам не годится.
  3. Стоит эта вещь недорого.
  4. Эту вещь стоит купить.
  5. Лошадь везет воз дров.
  6. Ему везет на экзаменах.
  7. К походу следует заранее подготовиться.
  8. Самолет следует по маршруту Москва-Владивосток.
  9. Этот куплет поется вполголоса.
  10. В этой песне поется о героях-моряках.
  11. Остается неделя до конца четверти.
  12. Остается пожелать вам успехов.
  13. Случалось вам видеть мираж в степи?
  14. Такое случалось не часто.
  15. Печенье на этот раз не удалось.
  16. Встретиться нам больше не удалось.
  17. Начинало уже темнеть.
  18. Небо начинало темнеть.
  19. За окном уже чуть-чуть серело.
  20. В темноте что-то серело.
  21. От слабости звенело в ушах.
  22. Его последнее слово еще звенело в ушах.
  23. Пахнет прибитой дождем пылью.
  24. Мох пахнет грибной сыростью.
  25. Наше намерение оставалось неосуществленным.
  26. Нам оставалось только полить посаженные деревья.
  27. Тетрадей оказалось еще достаточно.
  28. Наше опасение оказалось напрасным.
  29. Есть такой человек в нашем селе.
  30. Есть кому побеспокоиться о нем.
  31. У нас не было желания оставаться.
  32. Задание не было таким трудным, как нам казалось.
  33. Было о чем подумать.
  34. Было у нас такое решение.
  35. Шоссе было совершенно безлюдно.
  36. На шоссе было совершенно безлюдно.

V. Синтаксический разбор предложения.

- Вспомните алгоритм, по которому вы будете выполнять синтаксический разбор:

  1. Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное. побудительное).
  2. Вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
  3. Простое (найти ГО).
  4. Односоставное или двусоставное.
  5. Вид односоставного предложения (о/л, н/л, б/л, назывное).
  6. Распространенное или нераспространенное (найти второстепенные члены).
  7. Полное или неполное.
  8. Осложнено (ПО, ДО, прямая речь, обращение и другие) или нет.
  9. Схема предложения.

- А теперь каждый из вас сам выберет себе предложение для разбора. Работаете самостоятельно, а по окончании работы слушаем и оцениваем ответы друг друга (ученики выбирают карточку, на которой написано предложение для разбора).

Предложения для синтаксического разбора:

  1. Не плачь ты попусту!
  2. Хорошо в зимнем лесу!
  3. В воскресенье старайся побольше быть на свежем воздухе.
  4. Газеты приносят утром.
  5. Смеркалось.
  6. Надо было возвращаться домой.
  7. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу.
  8. В классе тепло.
  9. Февраль.
  10. Достать чернил и плакать.
  11. Еду.
  12. Тихо.
  13. Ждут.
  14. Грозовой удар!
  15. Наконец-то позвали меня.
  16. Вечерний звон.
  17. Где-то пели.
  18. Ночь.
  19. Писать о феврале навзрыд.
  20. Ничего у меня нет.
  21. С той поры свечи не зажигали ни разу.
  22. Пустое кресло.
  23. Пробило полночь.
  24. Ничего никому не скажу.
  25. Зима.

VI. «Как вы думаете» (практическая работа).

1. Перед вами предложение: Дело не обходилось без столкновений и перестрелок. Какое слово надо опустить, чтобы это предложение превратилось в безличное? (Дело.)

2. Предложение: Человеку по работе воздается честь – личное или безличное? Какое слово надо изменить, чтобы превратить его в неопределенно-личное? (Личное: подлежащее – честь, сказуемое – воздается. Неопределенно-личное – воздают честь.)

3. Объясните, что это за предложения и куда «девались» в них сказуемые:
а) Вокруг – ни звука, ни шороха.
б) Ничего удивительного.
в) Давно уже за полночь.
(В этих разговорных фразах пропущены само собой разумеющиеся сказуемые: а) не слышно, б) нет, в) есть или было. Предложения безличные.)

4. Сравните три предложения:
а) Надо попытаться исправить мотоцикл.
б) Нет надежды исправить мотоцикл.
в) Нет надежды на исправление мотоцикла.
Какие в них второстепенные члены, чем они выражены? (а) Дополнение – мотоцикл. б) Дополнение – исправить мотоцикл. в) Дополнение – на исправление мотоцикла.)

VII. Цифровой диктант по теме «Односоставные предложения».

- Итогом урока будет цифровой диктант, в ходе которого вы сможете применить теоретические знания на практике, а я – проанализировать, умеете ли вы различать односоставные предложения. Это поможет нам спланировать работу на следующем уроке.

Задание: указать номера, под которыми стоят:

I вариант – определенно-личные предложения,
II вариант – неопределенно-личные предложения,
III вариант – безличные предложения.

  1. Наконец-то приехали.
  2. Ночь.
  3. Мне не спится по ночам.
  4. Нужно спать.
  5. Иду, пою.
  6. От тучи подуло сильным, влажным ветром.
  7. Уж светало.
  8. Жужжали в воздухе рыжие июньские жуки.
  9. Хотелось упасть коленями на гладко-теплую землю.
  10. Землю обойдем, потом пойдем на Марс.
  11. Проехали большое торговое село.
  12. Темнело.
  13. А из сада в раскрытые окна несло запахом сирени, душистого тополя.
  14. Укажите типы односоставных предложений.
  15. По берегу все еще стреляли.
  16. Снег, муть, пески.
  17. Самому ему курить не хотелось.
  18. Ужасно его жалко.
  19. Рукав ватника просекло автоматной очередью и слегка обожгло правую руку.
  20. Маленькая бурая лягушка бултыхнулась из осоки в ручей и прижалась ко дну.
  21. Уже перед темнотой Сабурова еще раз засыпало землей.
  22. Пахнет от войлока степным июльским зноем, полынью, ширью песков.
  23. Расставьте знаки препинания.
  24. Снежно и тихо вокруг до звона в ушах.
  25. С низин потянуло влажной прохладою.
  26. А в Париже с искусством не разминешься.
  27. Румяные женские лица маняще улыбались.
  28. И солнца давно уже нету.
  29. Опять лето будет холодное, мокрое.
  30. Кругом еще сильнее пахло некошеным сеном.
  31. Буйными кипучими ключами била кругом жизнь.
  32. Не ждали.
  33. И побежишь по полям, и закричишь от радости!
  34. Пробило полночь.
  35. Скоро приеду.
  36. Белеет парус одинокий…
  37. Спросите об этом мальчишку.
  38. В Кремле звонили ко всенощной.
  39. Ничего никому не скажу.
  40. Зима.
  41. Замолчи!
  42. Никто не знает.
  43. В коридоре шумели.
  44. В коридоре шумно.
  45. Весна без конца и без краю!
  46. Пойдем поговорим.
  47. Тише!
  48. Жди меня.
  49. И я вернусь.
  50. Февраль.

- Ребята. Обратите внимание: на доске записаны ключи к каждому варианту. Проведем взаимопроверку и оценим друг друга.

- Неверно записанные номера выпишите в отдельную строку.

(Всем, кто допустил ошибки, раздаются карточки с предложениями цифрового диктанта. Задание на дом: проанализировать свои ошибки, исправить их.)

VIII. Домашнее задание.

  1. Подготовиться к зачету по теме «Односоставные предложения» (для всех).
  2. Выполнить работу над ошибками, допущенными в цифровом диктанте (индивидуально, по результатам выполнения).

IX. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке одним односоставным предложением.