Задачи:
- Повторить и обобщить теоретический материал, изученный в разделе «Односоставные предложения».
- Совершенствовать умения определять виды односоставных предложений и использовать их в речи.
- Воспитывать внимательность, аккуратность.
Тип урока: повторительно-обобщаюший.
Ход урока
I. Словарная работа.
- Впопыхах, на ходу.
- Что общего между этими словами? Можно ли их назвать синонимами?
- Составьте с ними словосочетания. Запомните их написание.
II. Объявление темы урока.
- Тема нашего урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения». Мы должны закрепить знания. умения и навыки по определению видов односоставных предложений. Для этого необходимо вспомнить теоретический материал по данной теме.
III. Беседа по вопросам.
- Назовите виды простых предложений по количеству главных членов предложения.
- В чем разница между односоставными и двусоставными предложениями?
- Назовите виды односоставных предложений.
- Расскажите об односоставных назывных предложениях.
- Перечислите виды односоставных предложений, в которых главный член может быть выражен глаголом.
- Чем различаются по значению определенно-личные, неопределенно-личные и безличные предложения?
- Какое односоставное предложение обычно употребляется в начале художественных описаний (для указания места и времени)? Приведите примеры.
- Какие односоставные предложения могут употребляться при описании состояния природы, состояния человека и для характеристики окружающей его обстановки?
- Представьте, что ученик не умеет отличать определенно-личные от неопределенно-личных предложений. Как бы вы разъяснили, чем они различаются?
- Что вам известно об обобщенно-личных предложениях. Приведите примеры.
IV. Игра «Будь внимателен».
Описание игры.
Каждому участнику заранее приготовлены по две карточки, на одной написана буква Б (безличное), на другой – Л (личное).
Ведущий (учитель) четко и не спеша читает одно из помещенных ниже предложений, а участники игры поднимают соответствующую карточку в зависимости от того, считают ли они данное предложение личным или безличным.
Заметив, что кто-либо из обучающихся поднял не ту карточку, ведущий предлагает ему встать и обосновать свое мнение. Для исправления ошибки привлекаются другие обучающиеся. В доказательство тот, кто ошибся, должен составить предложение такого же типа.
- Подводить товарищей не годится.
- Такое отношение к товарищам не годится.
- Стоит эта вещь недорого.
- Эту вещь стоит купить.
- Лошадь везет воз дров.
- Ему везет на экзаменах.
- К походу следует заранее подготовиться.
- Самолет следует по маршруту Москва-Владивосток.
- Этот куплет поется вполголоса.
- В этой песне поется о героях-моряках.
- Остается неделя до конца четверти.
- Остается пожелать вам успехов.
- Случалось вам видеть мираж в степи?
- Такое случалось не часто.
- Печенье на этот раз не удалось.
- Встретиться нам больше не удалось.
- Начинало уже темнеть.
- Небо начинало темнеть.
- За окном уже чуть-чуть серело.
- В темноте что-то серело.
- От слабости звенело в ушах.
- Его последнее слово еще звенело в ушах.
- Пахнет прибитой дождем пылью.
- Мох пахнет грибной сыростью.
- Наше намерение оставалось неосуществленным.
- Нам оставалось только полить посаженные деревья.
- Тетрадей оказалось еще достаточно.
- Наше опасение оказалось напрасным.
- Есть такой человек в нашем селе.
- Есть кому побеспокоиться о нем.
- У нас не было желания оставаться.
- Задание не было таким трудным, как нам казалось.
- Было о чем подумать.
- Было у нас такое решение.
- Шоссе было совершенно безлюдно.
- На шоссе было совершенно безлюдно.
V. Синтаксический разбор предложения.
- Вспомните алгоритм, по которому вы будете выполнять синтаксический разбор:
- Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное. побудительное).
- Вид предложения по интонации (восклицательное, невосклицательное).
- Простое (найти ГО).
- Односоставное или двусоставное.
- Вид односоставного предложения (о/л, н/л, б/л, назывное).
- Распространенное или нераспространенное (найти второстепенные члены).
- Полное или неполное.
- Осложнено (ПО, ДО, прямая речь, обращение и другие) или нет.
- Схема предложения.
- А теперь каждый из вас сам выберет себе предложение для разбора. Работаете самостоятельно, а по окончании работы слушаем и оцениваем ответы друг друга (ученики выбирают карточку, на которой написано предложение для разбора).
Предложения для синтаксического разбора:
- Не плачь ты попусту!
- Хорошо в зимнем лесу!
- В воскресенье старайся побольше быть на свежем воздухе.
- Газеты приносят утром.
- Смеркалось.
- Надо было возвращаться домой.
- Хорошо бегать по зеленому душистому лугу.
- В классе тепло.
- Февраль.
- Достать чернил и плакать.
- Еду.
- Тихо.
- Ждут.
- Грозовой удар!
- Наконец-то позвали меня.
- Вечерний звон.
- Где-то пели.
- Ночь.
- Писать о феврале навзрыд.
- Ничего у меня нет.
- С той поры свечи не зажигали ни разу.
- Пустое кресло.
- Пробило полночь.
- Ничего никому не скажу.
- Зима.
VI. «Как вы думаете» (практическая работа).
1. Перед вами предложение: Дело не обходилось без столкновений и перестрелок. Какое слово надо опустить, чтобы это предложение превратилось в безличное? (Дело.)
2. Предложение: Человеку по работе воздается честь – личное или безличное? Какое слово надо изменить, чтобы превратить его в неопределенно-личное? (Личное: подлежащее – честь, сказуемое – воздается. Неопределенно-личное – воздают честь.)
3. Объясните, что это за предложения и куда «девались» в них сказуемые:
а) Вокруг – ни звука, ни шороха.
б) Ничего удивительного.
в) Давно уже за полночь.
(В этих разговорных фразах пропущены само собой разумеющиеся сказуемые: а) не
слышно, б) нет, в) есть или было. Предложения безличные.)
4. Сравните три предложения:
а) Надо попытаться исправить мотоцикл.
б) Нет надежды исправить мотоцикл.
в) Нет надежды на исправление мотоцикла.
Какие в них второстепенные члены, чем они выражены? (а) Дополнение –
мотоцикл. б) Дополнение – исправить мотоцикл. в) Дополнение – на исправление
мотоцикла.)
VII. Цифровой диктант по теме «Односоставные предложения».
- Итогом урока будет цифровой диктант, в ходе которого вы сможете применить теоретические знания на практике, а я – проанализировать, умеете ли вы различать односоставные предложения. Это поможет нам спланировать работу на следующем уроке.
Задание: указать номера, под которыми стоят:
I вариант – определенно-личные предложения,
II вариант – неопределенно-личные предложения,
III вариант – безличные предложения.
- Наконец-то приехали.
- Ночь.
- Мне не спится по ночам.
- Нужно спать.
- Иду, пою.
- От тучи подуло сильным, влажным ветром.
- Уж светало.
- Жужжали в воздухе рыжие июньские жуки.
- Хотелось упасть коленями на гладко-теплую землю.
- Землю обойдем, потом пойдем на Марс.
- Проехали большое торговое село.
- Темнело.
- А из сада в раскрытые окна несло запахом сирени, душистого тополя.
- Укажите типы односоставных предложений.
- По берегу все еще стреляли.
- Снег, муть, пески.
- Самому ему курить не хотелось.
- Ужасно его жалко.
- Рукав ватника просекло автоматной очередью и слегка обожгло правую руку.
- Маленькая бурая лягушка бултыхнулась из осоки в ручей и прижалась ко дну.
- Уже перед темнотой Сабурова еще раз засыпало землей.
- Пахнет от войлока степным июльским зноем, полынью, ширью песков.
- Расставьте знаки препинания.
- Снежно и тихо вокруг до звона в ушах.
- С низин потянуло влажной прохладою.
- А в Париже с искусством не разминешься.
- Румяные женские лица маняще улыбались.
- И солнца давно уже нету.
- Опять лето будет холодное, мокрое.
- Кругом еще сильнее пахло некошеным сеном.
- Буйными кипучими ключами била кругом жизнь.
- Не ждали.
- И побежишь по полям, и закричишь от радости!
- Пробило полночь.
- Скоро приеду.
- Белеет парус одинокий…
- Спросите об этом мальчишку.
- В Кремле звонили ко всенощной.
- Ничего никому не скажу.
- Зима.
- Замолчи!
- Никто не знает.
- В коридоре шумели.
- В коридоре шумно.
- Весна без конца и без краю!
- Пойдем поговорим.
- Тише!
- Жди меня.
- И я вернусь.
- Февраль.
- Ребята. Обратите внимание: на доске записаны ключи к каждому варианту. Проведем взаимопроверку и оценим друг друга.
- Неверно записанные номера выпишите в отдельную строку.
(Всем, кто допустил ошибки, раздаются карточки с предложениями цифрового диктанта. Задание на дом: проанализировать свои ошибки, исправить их.)
VIII. Домашнее задание.
- Подготовиться к зачету по теме «Односоставные предложения» (для всех).
- Выполнить работу над ошибками, допущенными в цифровом диктанте (индивидуально, по результатам выполнения).
IX. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке одним односоставным предложением.