Цели урока:
- Дидактическая: ознакомить учащихся с новым орфографическим правилом - правописанием приставок на з-с;
- Психологическая: формирование приёма мышления по определению написания букв з-с на конце приставок;
- Воспитательная: вызвать интерес к усвоению данной орфограммы, а через это развитие интереса к изучению законов русского языка.
План урока:
- Ориентировочно-мотивационный этап.
- Выравнивание знаний;
- Постановка учебной задачи.
- Операционно-исполнительский этап.
- Решение учебной задачи;
- Моделирование способа по определению написания букв з-с на конце приставок (общий приём умственной деятельности);
- Моделирование содержания понятия;
- Конкретизация усвоенного.
- Рефлексивно-оценочный этап.
- Домашнее задание.
Содержание урока:
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
1. Установка психологического комфорта.
2. Выравнивание знаний.
Учитель. Кто скажет, ребята, какую тему мы исследовали на прошлом уроке?
Ученики. Правописание гласных и согласных в приставках.
Учитель. В какой области языкознания вели исследование?
Ученики. Словообразование и орфография.
Учитель. К какому выводу мы пришли?
Ученики. Гласные и согласные в приставках пишутся одинаково независимо от произношения.
Словарный диктант
Заработать, потерять, проводит, надписать, поведение, наберёшься, бесцветный, беззвучный, разрезать, безводный, растолкать, переделывать.
Учитель. Посмотрите внимательно, все ли приставки знакомы? Какие из них не входят под изученное нами правило?
Ученики. Бесцветный, безводный, разрезать, растолкать.
Учитель. Выделите приставки в этих словах.
Учитель. Что обозначает приставка в этих словах?
Ученики. Без воды, без звука, без цвета.
Учитель. А можно сказать, что это разные приставки?
Учитель. Пишутся по-разному, значение одинаковое без- (бес- ) - отсутствие
Учитель. Ребята, чем же мы будем с вами заниматься? Что будем исследовать?
Ученики. Исследовать, когда писать з-с на конце приставок.
2. Учитель. Сформулируйте тему урока.
Как вы узнали?
Ученики. Записали словарный диктант, выделили приставки, выявили незнакомые, проанализировали их.
Учитель. Сформулируйте учебную задачу.
Ученики. Научиться правилу написания букв з-с на конце приставок.
Учитель. Что мы будем делать дальше? Подумайте и предложите план дальнейшей работы.
Ученики. Будем наблюдать и анализировать слова, сформулируем общий приём умственный деятельности, выполним модель и будем упражняться в его применении.
Учитель. Нужно ли изучать данную орфограмму?
Ученики. Да, чтобы быть грамотными.
Учитель..Ну что ж, тогда приступим к исследованию.
Итак, мы выделили слова:
- бесцветный - безводный
- растолкать - разрезать
- Сформулируйте общий приём умственной деятельности.
- Читаю, пишу слово.
- Обозначаю приставку.
- Определяю, какой звук следующий: звонкий или глухой
- Ребята, все согласны с этим приёмом? Но прежде, чем мы будем применять его, я бы хотела, чтобы вы вспомнили парные звонкие и глухие согласные.
Звонкие: ┐з б, в, г, д, з, ж + р, л, м, н, й
Глухие: ┐с п, ф, к, т, с, ш + х, ц, ч, щ
- Пользуясь этой схемой, объясните правописание слов.
Бесцветный - пишем на конце приставки с, потому что рядом стоит глухой согласный звук.
Безводный - пишем з, т.к. рядом стоит звонкий согласный звук.
Вывод сверяем с правилом в учебнике.
а) Выполняем упр. 423 (устно, по цепочке)
- Ребята, на полях учебника помещены приставки, оканчивающиеся на -з,-с. Первые четыре нам уже знакомы, познакомимся с остальными. Прочитаем их хором и запишем в тетради.
Раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), вз-(вс-), воз-(вос-), низ-(нис-)
б) Упр. 424. У доски работают два ученика, выписывают в две колонки слова с приставкой на з и на с.
в) Запись на доске: смотреть, чистить, пустить.
- Образовать глаголы с приставками на с от данных слов.
- Почему в слове рассмотреть две сс?
- Какой можно сделать вывод? (В словах приставкой пишутся две сс, если корень слова начинается с буквы с).
- Хоровое проговаривание - рас-свет, рас-сказ, рас-спро-сят, рас-стег-ну.
в) Заменить словосочетания прилагательными:
- вышивка без вкуса - безвкусная
- рыдание без звуков - беззвучное
- разговор без цели - бесцельный
- смех без причины - беспричинный
д) Устный диктант с использованием сигнальных карточек.
Известность, разведать, использовать, беспокоиться, разбежаться, сбежаться, сдвигаться, раздвигаться, рассердиться, разгибаться, сгибаться, безделье.
3. Рефлексивно-оценочный этап.
- Какая была тема урока?
- Какую учебную задачу решали?
- Как мы её решали?
- Вспомните общий приём умственной деятельности.
4. Домашнее задание.
1) написать сочинение на тему: "Как мы исследовали тему "Буквы з и с на конце приставок" или 2) упр. 427