Повторение по теме "Морфемика"

Разделы: Русский язык


Тема раздела: словообразование и орфография.

Дидактическая цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний по теме «Морфемика» средствами самостоятельной учебной деятельности.

Тип урока по дидактической цели: урок обобщения и систематизации изученного.

Форма урока: путешествие по станциям «Морфемика».

Цели по содержанию:

1. Образовательная:

  • закрепить знания о морфемах слова, включив каждого школьника в совместную деятельность.

2. Развивающая:

  • развивать орфографическую зоркость, творческие способности и возможности каждого ученика;
  • способствовать формированию основных компетентностей, развитию самостоятельной деятельности, внимания.

3. Воспитательная:

  • воспитывать интерес к слову и ответственность за результаты своего труда.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый, конструктивный.

Формы контроля: фронтальный уровень усвоения и овладения учащимися ЗУН, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование: дидактический материал на доске, раздаточный материал для учеников.

Продолжительность урока: 45 минут.

План урока:

Блоки Этапы урока Время
1
  • Организационный момент.
  • Актуализация изучения темы.
  • Целеполагание и мотивация.
5 мин.
2 Основная часть: Путешествие по станциям:
  • «Теоретическая».
  • «Практическая».
  • «Сообразительная».
35 мин.
3 Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин.
4 Информация о домашнем задании. 2 мин.

Ход урока

I. Введение в урок.

- Сегодня мы с вами будем повторять сведения, изученные в разделе «Морфемика». Послушайте эпиграф к уроку:

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

- А что это за части? (Окончание, корень,приставка, суффикс.)

- Какой термин существует в языкознании для общего названия этих частей? (Морфема.)

- Итак, вспомним, что изучает морфемика? (Это раздел науки о языке, который изучает морфемы, т.е. наименьшие значимые части слова.)

- Сегодня мы должны будем повторить основные сведения о частях слова – морфемах.

Наш урок пройдёт в форме путешествия во владения княжества «Морфемика». В дороге вам пригодятся ваши знания по русскому языку и опыт работы со словом.

Наш маршрут пройдёт по станциям:

  • Теоретическая.
  • Практическая.
  • Сообразительная.

Ваша работа на уроке будет оцениваться в баллах. За правильный ответ и верно выполненное задание вы будете получать жетончики-билетики. (Вывешивается рисунок 1.)

Рисунок 1

Если ответ верный, или задание выполнено правильно, вы получаете красный жетон (3 балла) .

Если ответ требует дополнения, или в задании допущены неточности, жёлтый жетон (2 балла) .

За дополнение к ответу и исправление недочётов своих товарищей вы получите зелёный жетон (это 1 балл) .

Тот, кто наберёт за урок 9 баллов и выше – получает оценку «5».

От 6 до 8 баллов – оценка «4».

Менее 6 баллов – оценка «3».

Надеюсь, что вы получите только хорошие и отличные отметки.

Итак, путешествие начинается. Счастливого пути!

II. Станция «Теоретическая».

(Вывешивается рисунок 2.)

Рисунок 2

Здесь вам предстоит ответить на вопросы и написать терминологический диктант 1.

1. Внимание! Вопросы!

  • С чего начинается морфемный разбор слова? (С выделения окончания.)
  • Для чего служит окончание? (Окончание связывает слова в предложении.)
  • Каков порядок действий при выделении окончания в слове? (Определить, изменяется слово; если да – проспрягать или просклонять; изменяемая часть слова и будет его окончанием.)
  • Какое значение слова заключено в окончании слова? (Грамматическое значение части речи.)
  • Какое грамматическое значение выражает окончание существительных? (Число и падеж.)
  • Какое грамматическое значение выражает окончание прилагательных? (Род, число, падеж.)
  • Какое грамматическое значение выражает окончание глаголов настоящего и будущего времени? (Лицо и число.)
  • У глаголов прошедшего времени? (Род и число.)
  • У каких слов нет окончаний? (У неизменяемых.)
  • Как определить основу слова? (Выделить окончание, вся остальная часть слова будет основой.)
  • Какие морфемы могут входить в основу слова? (Приставки, корень, суффикс.)
  • Докажите, что суффикс и приставка являются значимыми частями слова.

2. Следующий этап. Терминологический диктант.

- Я даю определение термина, а вы в тетрадях записываете этот термин.

  • Морфема, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. (Приставка.)
  • Название морфемы, стоящей после корня и образующей новые слова. (Суффикс.)
  • Слова, имеющие одинаковый корень. (Однокоренные.)
  • Название значимой части слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень.)
  • Как называется часть значимого слова без окончания. (Основа.)
  • Название слов, состоящих из нескольких корней. (Сложные.)

- Проверьте ещё раз записанные слова.

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Итак, взаимопроверка. Сверьте написанное с доской, исправьте ошибки, если есть. Вынесите ошибки на поля тетради.

(Открываю термины, записанные на доске.)

- Подведём итоги.

- Поднимите руку, кто правильно написал все слова. Вы получаете красный жетон.

Поднимите руку, кто допустил одну ошибку. Вы получаете жёлтый жетон.

Поднимите руку, кто допустил две ошибки. Вы получаете зелёный жетон.

Ну что ж, молодцы! В теории вы сильны. Проверим ваши знания на практике.

III. Станция «Практическая».

(Вывешивается рисунок 3.)

Рисунок 3

Здесь нам предстоит поработать с текстом.

1-е задание. Прослушайте текст. Определите тему и основную мысль текста.

Мы на выставке игрушек, которые делали ребята нашей школы для подшефного детского сада.

На самой верхней полке красуются серые слонята с длинными хоботами и широкими, большими ушами, плюшевые медвежата, огромный усатый котище с зелёными глазками-пуговками.

Ниже, на второй полке, стоят синеглазые куклы-голышки, пластилиновый негритёнок в матросском костюме. Застыло по стойке «Смирно!» войско зелёных оловянных солдатиков.

Третья полка занята разными машинами. Здесь автомобильчики, грузовики, катера, яхты, парусники.

Эти детские игрушки сделали умелые руки!

  • Какова тема текста? (Выставка игрушек.)
  • Определите идею текста? (Умелые руки ребят.)
  • Как можно озаглавить этот текст?

2-е задание. Запишем часть текста в тетрадь (диктовка 1-го и 2-го абзацев).

3-е задание. Объясните встретившиеся вам в тексте орфограммы.

Индивидуальное задание. В это время один из учащихся работает у доски. Задание: сделай синтаксический разбор 1-го предложения в тексте, разбери по членам предложения его 1-ую часть.

Образец разбора. Мы на выставке игрушек, которые сделали ребята нашей школы для подшефного детского сада. (Повест., невоскл., сложное, союзное, сложноподч.)

[ _____ ], (которые = _____)

4-е задание. С какими пунктограммами вы работали в тексте?

5-е задание. Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом (глазками, пуговками). Выделите эти суффиксы.

  • Какие ещё суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением вы знаете? (Очк, ечк, еньк; например, девочка, реченька.)
  • Найдите в тексте слов, которые обозначают названия детёнышей животных. Выделите в них суффиксы (слонята – ят, медвежата – ат). Какие суффиксы вы выделили?
  • Найдите суффикс в слове котище. Какое значение придаёт этот суффикс всему слову?

6-е задание. Выпишите из текста слова, состав которых соответствует схемам.

(Вывешивается рисунок 4 и 5.)

Рисунок 4

Рисунок 5

- Молодцы! И практическое задание выполнили!

Наше путешествие по княжеству «Морфемика» продолжается.

IV. Станция «Сообразительная».

(Вывешивается рисунок 6.)

Рисунок 6

Здесь мы отдохнём и поиграем.

1. Игра «Четвёртое лишнее».

Задание: выбери однокоренные слова

- Какие слова называются однокоренными? (Имеющие одинаковый корень и общее лексическое значение.)

  • Гора, гореть, горный, горняк. Почему слово «гореть» лишнее?
  • Жалко, жалеть, жалить, жалость. Почему «жалить» лишнее?
  • Водитель, вода, подводник, водяной. Почему « водитель» лишнее?

(Вывешиваются рисунки 7, 8, 9 по мере ответов детей.)

Рисунок 7

Рисунок 8

Рисунок 9

2. Игра «Кто больше?»

Кто больше придумает слов за одну минуту. Задание: записать однокоренные слова с корнями.

(Вывешивается рисунок 10 и 11.)

Рисунок 10

Рисунок 11

1 ряд – говор.
2 ряд – голос.

Говор – разговор, говорливый, говорить, поговорка, говорун, разговорчивый, заговаривать, наговор, заговор, приговор.

Голос – голосит, отголосок, голосок, голосочек, голосистый, голосище, проголосил, заголосила, голосистенький, голосовать.

- Поднимите руку те, кто придумали до 5 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали (1-2 ученика). Вы получаете зелёный жетон.

- Поднимите руку, кто придумал от 5 до 7 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали (1-2 ученика). Вы получаете жёлтый жетон.

- Кто придумал более 7 слов (поднимают). Прочитайте слова, которые вы написали. Вы получаете красный жетон.

3. Следующее задание – отгадывание шарад.

Напомню, что шарада – это загадка, заключающаяся в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами. По ходу чтения шарады записывайте те слова, которые вам будут нужны и отмечайте в них указанные морфемы.

  • В списке вы мой обнаружите корень.
    Суффикс в собрании встретите вскоре.
    В слове рассказ вы приставку найдёте
    В целом – ко мне на урок попадёте. (Расписание.)
  • Корень мой находится в цене,
    В очерке найди приставку мне.
    Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
    Всё же – в дневнике я и в журнале. (Оценка.)
  • Корень тот же, что в слове причина, приставку ищите в слове собрать, суффикс – в строении. Вместе же то, что вы пишите на уроках русского языка, литературы или дома. (Сочинение.)

V. Подведение итогов.

Путешествие наше по королевству «Морфемика» подошло к концу. Подведём итоги.

- Что мы сегодня повторили?

- Что показалось для вас трудным?

- Что было интересного на уроке?

Сосчитайте количество баллов, которое вы заработали. Напоминаю:

3 балла.
2 балла.
1 балл.

- У кого 9 баллов и выше – оценка «5».

От 8 до 6 баллов – оценка «4».

У кого менее 6 баллов – оценка «3».

- Спасибо вам за работу! Но на этом наше путешествие по княжеству «Морфемика» не заканчивается. Мы продолжим наше знакомство с жителями этого королевства на следующих уроках русского языка.

VI. А сейчас запишите домашнее задание.

Написать сочинение на тему «Что я знаю о морфемике?»

У вас в тетрадях лежат отпечатанные листки с вопросами, на которые вы должны ответить в сочинении по заданной теме:

  • Что такое морфемика?
  • Какие морфемы я знаю?
  • Что я знаю о корне слова?
  • Что мне известно об основе?
  • Мои знания о приставке.
  • Что я знаю о суффиксе?
  • Для чего нужно изучать морфемику?

Ответив на эти вопросы, вы напишите сочинение на тему «Что я знаю о морфемике?»