Цели урока:
- повторение и углубление знаний о глаголе, его употреблении в речи; лексическая роль глаголов в изображении поэтических картин весны; повторение понятий: эпитет, сравнение, олицетворение; повторение речевых понятий: тип речи, стиль речи;
- развитие связной речи учащихся (устной и письменной), памяти, внимания, творческого воображения;
- воспитание эстетического вкуса учащихся; привитие любви и бережного отношения к природе.
Тип урока: применение знаний на практике.
Оборудование: тексты литературных произведений, грамзапись, репродукции картин с изображением весенней природы, раздаточный материал.
План урока:
- Организационный момент.
- Синтаксическая пятиминутка.
- Лексико-орфографическая работа со словом "весна".
- Мартовское затишье.
- Апрельская мозаика.
- Майский гром.
- Творческая работа.
- Итоги урока, вывод, оценки.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Загадка:
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков -
В речи быть одним из главных слов.
- О какой части речи говорится в стихотворении?
- Как вы об этом догадались? Докажите. (Глагол обозначает действие предмета, является главным действующим лицом в предложении.)
Сегодня мы с вами будем говорить о глаголе и его признаках. Но глаголы будут не обычные, а весенние.
Запишите тему урока "Весенние глаголы".
2. Синтаксическая пятиминутка.
- Прочитайте выразительно текст, написанный на доске. Это веснянка, русская народная песня.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
- Что представляет собой первая строчка песни?
- Есть ли здесь ещё обращение?
- Почему стоит двоеточие?
- Какое это предложение по цели высказывания?
3. Лексико-орфографическая работа со словом "весна".
- Как можно охарактеризовать текст песни по его звучанию: весёлый, печальный, светлый и т. д.?
- Если заглянем в этимологический словарь, то прочитаем, что "весна" от "весёлый".
- Весна представлена в песне как одушевлённый предмет или неодушевлённый?
- Какой же художественный приём позволяет изобразить весну как живое существо? (олицетворение)
- Какая часть речи помогла определить, что использовано олицетворение?
- Найдите в тексте другое средство художественной выразительности. (эпитет)
О весне сложено много песен, загадок, прибауток, пословиц и поговорок. В них названы различные приметы весны. Вспомните пословицы, поговорки, загадки о весне.
Много снега - много хлеба,
Много воды - много травы.Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.
Кто весной трудиться рад, будет осенью богат.
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Увидел грача - весну встречай.
Весна красна, да холодна.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает?Только снег в лесу сошёл,
Я голубеньким расцвёл.
К теме весны часто обращались русские поэты и писатели. Вспомните картины весны в произведениях А. Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина. Н. Некрасова, М. Пришвина.
После зимы весна является людям как праздник жизни, победы сил добра, победы солнца, света, воды, зелени. В самом слове весна слышится что-то обновляющее, очищающее, ведь весна - это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.
4. Мартовское затишье.
Прочитайте тексты, написанные на доске.
Весна приходит не сразу. Она начинает творить свою работу ещё среди метелей и морозов. И первый её дружный напор не сразу сгоняет снег с полей, не сразу согревает землю.
И всё-таки весна неодолима!Н. Сладков.
Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живёт в эту пору едва пробудившийся лес.
И. Соколов-Микитов.
- О каком весеннем месяце говорится в текстах?
- Определите тему, основную мысль и стиль 1 текста.
- К какому типу речи относится этот текст? (рассуждение)
- Найдите в тексте тезис, доказательства.
- В каком предложении делается вывод?
- Найдите в текстах примеры олицетворений, выпишите их.
- Определите спряжение, число, время, лицо глаголов, выделите в них окончания. (один ученик работает у доски)
- Переведите устно тексты в прошедшее время, сохраняя вид глаголов.
- Объясните выделенные орфограммы.
- А можно, читая эти тексты, услышать звуки весны, увидеть её движение?
- Какие они? (неясные, тихие)
- На каких репродукциях, по-вашему, изображён март. Докажите это.
5. Апрельская мозаика.
- Постепенно природа оживает, на смену тихому марту приходит шумный апрель. Почему шумный? (таяние снега)
- Следующее задание называется "Апрельская мозаика". Но собирать вы будете не картинки, а стихи. (На партах конверты с раздаточным материалом. Карточки с текстами разрезаны на отдельные фрагменты в виде пазлов)
Ещё весна проснулася едва,
И холодно прозрачными утрами,
Но снег сошёл, и ровными коврами
Желтеет прошлогодняя трава.
(М. Струве)Прошли дожди, апрель теплеет,
Всю ночь - туман, а поутру
Весенний воздух точно млеет
И мягкой дымкою синеет.
(И. Бунин)Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
(Ф. Тютчев)
- Прочитайте выразительно собранные стихотворения, запишите их в тетради.
Глаголы можно сгруппировать по темам: глаголы речи, перемещения в пространстве, глаголы, связанные с трудовой деятельностью. Найдите в текстах глаголы звучания и цвета, подчеркните их.
- С какой целью поэты вводят их в текст?
- Использование каких средств выразительности помогает поэтам создать образную картину весны? (эпитеты, олицетворения, сравнения)
- Найдите в текстах примеры.
- Какой отрывок из стихотворения вам хорошо известен? ("Весенние воды" Ф. И. Тютчева)
Послушаем стихотворение (читает ученица)
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!.."
- Какова интонация стихотворения? (бодрая, жизнерадостная)
- Каким рисует весенний день Тютчев?
- Назовите непривычные слова, объясните их значение (брег, гласят)
- Слов какой части речи в стихотворении больше всего? Почему? (глаголов, потому что весна - это жизнь, движение, действие)
- Кто такие гонцы? (Оповестители, посыльные. Они предвещают весну.
В стихотворении гонцы - это весенние воды, они предвещают наступление весны.)
Обсуждение репродукций картин с изображением апрельской природы.
А вот ещё один текст о весенних гонцах. (читает учитель)
Весенние ручьи говорят, говорят... У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. И каждый о своём.
Бегут, торопятся в речку ручьи разные: лесные, полевые, болотные, дорожные, деревенские, огородные. И у каждого свои рассказы: что было, что случилось, что надолго запомнилось. Говорят, говорят, говорят...
Хочешь лесные, полевые и болотные тайны узнать - сядь у речки на бережок. Сиди и слушай.
- Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. (грамзапись: звуки природы на фоне музыки)
- Какие звуки у весны? (капель, журчание ручья, крик птиц, треск льда)
6. Майский гром.
- Какой месяц завершает весну?
- Обратимся к лирической миниатюре писателя Н. Сладкова. (тексты на партах)
Грянул весенний майский гром - всему живому языки развязал. Хлынули потоки звуков и затопили лес. Загремел в лесу май!
Бормочут хмурые совы. Трусливые зайцы покрикивают бесстрашно и громко. Дятлы исступлённо бьют в звонкие сучки - барабаны. Полон лес свистов, криков, стуков и песен.
А в нагретой парной чащобе, где сердито бубнит ручей, пропищал первый комар. И белые бубенчики первых ландышей прозвучали чуть слышно.
Звуки кругом, они доносятся с полей и лесов, с неба, с воды, из-под земли.
Гремит по всей земле май!
- Сравните "мартовские" и "майский" тексты. Есть ли между ними разница? Какая часть речи помогла автору изобразить громкую, звонкую весну?
- Озаглавьте отрывок словами из текста так, чтобы в заголовке отразилось торжество прихода весны.
- Какое явление жизни положено в основу прихода весны: звуки, краски или что-либо другое?
- Прочитайте только глаголы. К какой тематической группе они относятся?
- В прямом или переносном значении употреблено большинство из них?
- Какова их роль в тексте? (передают эмоциональный настрой)
- Обсуждение репродукций картин с изображением майской природы.
7. Творческая работа.
Напишите сочинение-миниатюру на одну из тем:
"Первое дыхание весны", "О чём поведал мне ручей",
"В весенний полдень на лесной поляне". Тему можно сформулировать самим.
(чтение миниатюр)
8. Вывод, итоги урока, оценки.
Вот и закончился наш "весенний" урок. Давайте вернёмся к названию урока "Весенние глаголы".
- Когда же обычные и привычные для нас глаголы жить, идти, просыпаться, говорить, бежать, хмуриться, стучать и другие вдруг становятся "весенними"? (когда используются поэтами и писателями для описания весны)
- В каком значении употребляются эти глаголы?
- Как называется художественное средство выразительности, позволяющее неживые явления и предметы изобразить как живые, одушевлённые?
9. Домашнее задание.
Понаблюдайте и постарайтесь увидеть, услышать, почувствовать приметы весны на улице, в бору. Найдите стихотворения о весне, одно из них выучите наизусть, нарисуйте иллюстрации к стихотворениям о весне.