Цель урока: формировать у обучающихся навык правильного произношения и слуховой дифференциации звуков [п], [б].
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить умение обучающихся правильно произносить звуки [п], [б] в слогах и словах на материале названий овощей, фруктов и хлебобулочных изделий.
- Закрепить знание слов-терминов: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение.
Коррекционно-развивающие:
- Учить детей осуществлять поиск и выделение информации путём установления звуков речи на слух, определения логического ударения; осуществлять переход от внешнего контроля к самоконтролю и контролю по способу действия.
- Способствовать развитию у обучающихся фонематического слуха.
Воспитательные:
- Активизировать социальный опыт детей как членов общества, имеющих права и обязанности.
- Формировать навыки речевого общения с использованием вежливой формы обращения к собеседнику.
Словарь:
- звук [б] согласный, звонкий, твёрдый;
звук [п] согласный, глухой, твёрдый; - звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение;
- хлебобулочные изделия (батон, булочка, плетёнка, бублик);
- овощи (помидор, капуста, баклажан, репа);
- фрукты (банан, яблоко);
- спасибо, пожалуйста, будьте добры,
- продавец, покупатель,
- покупатель имеет право, покупатель обязан,
- бракованный товар, богатый ассортимент.
Оборудование:
- зеркало (у каждого обучающегося),
- предметные иллюстрации с изображением овощей, фруктов, хлебобулочных изделий (Приложение 1),
- опорная схема "Характеристика звуков [б], [п]" (Приложение 2),
- карточки с текстом диалогов (Приложение 3).
Формируемые УУД:
- Предметные: активизация речевой направленности обучения за счёт усвоения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение.
- Личностные: умение преобразовывать имеющиеся экономические знания для объяснения ситуации, приобретать компетенции для социальных ролей (оценка собственной роли в семье, группе, классе) средствами ролевой игры.
- Метапредметные:
- регулятивные действия:
- умение планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей;
- работать в группах и самостоятельно с источником информации;
- составлять план действий с учётом оценки конечного результата;
- преодолевать препятствия волевыми усилиями;
- познавательные:
- общеучебные действия: поиск и выделение основной и второстепенной информации в задании, тексте;
- универсальные логические действия: нахождение существенных и несущественных признаков в тексте заданий (анализ), объединение частей текста (синтез), установление причинно-следственных связей;
- коммуникативные:
- усиление речевой и социальной компетентности учебного сотрудничества (учитель-ученик, ученик-ученик);
- формирование собственного речевого высказывания, способности проводить языковой и смысловой анализ текста в соответствии с грамматическими нормами;
- умение слушать других и оценивать их действия.
- регулятивные действия:
Ход урока
I. Организационный момент
Встаньте ровно, спина прямая,
Урок с улыбки мы начинаем!
Запаситесь вниманием,
Наберитесь терпения.
Сейчас урок произношения.
II. Актуализация знаний
1. Артикуляционная гимнастика
– Ребята, на уроках произношения мы учимся правильно произносить звуки, говорить чётко и внятно. Для этого важно, чтобы хорошо работали наши органы речи. Вот для чего необходимо делать гимнастику для губ, щёк и языка. С неё и начнём урок. Поставьте перед собой зеркало.
- Первое упражнение «Улыбка» выполняйте под счёт до пяти. Уголки рта широко расставлены. Вот так (показ).
Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам.
- Теперь выполним упражнение «Хоботок». Выполняйте под счёт до пяти.
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну.
Проверяйте себя, глядя в зеркало.
2. Закрепление правильной артикуляции звуков [б], [п]
– Теперь наши губы готовы к произношению звуков, ведь сегодня мы будем учиться правильно произносить и различать губно-губные звуки, парные по глухости-звонкости. Догадайтесь и назовите эти звуки.
– Это звуки [б] и [п].
3. Постановка темы и цели урока
– Итак, цель работы на уроке – учится правильно произносить и различать звуки [б] и [п].
Произнесите звук [п] правильно. Вот так (показ). Постройте цепочку из звуков [п]. А теперь добавьте голос и произнесите звук [б]. Произнесите звук [б] хором.
4. Повторение характеристики звуков [б], [п]
– Дадим характеристику звуку [п].
– Проверьте, звук [п] – гласный или согласный: попробуйте его пропеть, растянуть. Сделайте вывод.
- Звук [п] согласный, потому что его нельзя пропеть, растянуть.
- Звук [п] нельзя пропеть, растянуть, значит он – согласный.
– Проверьте, звук [п] – звонкий или глухой: послушайте "голосовой моторчик" (проверка с помощью тактильных ощущений). Сделайте вывод.
- Звук [п] глухой, потому что "голосовой моторчик" не работает.
- "Голосовой моторчик" не работает, значит звук [п] – глухой.
– Дайте полную характеристику звуку [п].
- Звук [п] согласный, глухой и твёрдый.
– Проверьте, звук [б] – гласный или согласный: попробуйте его пропеть, растянуть. Сделайте вывод.
- Звук [б] согласный, потому что его нельзя пропеть, растянуть.
- Звук [б] нельзя пропеть, растянуть, значит он – согласный.
– Проверьте, звук [б] – звонкий или глухой: послушайте "голосовой моторчик". Сделайте вывод.
- Звук [б] звонкий, потому что "голосовой моторчик" работает.
- "Голосовой моторчик" работает, значит звук [б] – звонкий.
– Дайте полную характеристику звуку [б].
- Звук [б] согласный, звонкий и твёрдый.
– Сравните характеристики звуков [б] и [п]. Что в них общего и чем они отличаются?
- Звуки [б] и [п] оба согласные и твёрдые, но звук [б] – звонкий, а звук [п] – глухой.
III. Работа по теме урока
1. Дифференциация звуков [б] и [п] изолированно и в слогах
– Мы сравнили характеристики звуков [б] и [п], а теперь – последнее испытание на пути, – игра «Поймай звук». Приготовьте свои ладошки-ловушки. Звук [б] – звонкий, его можно поймать двумя хлопками, а звук [п] глухой, его поймаем одним хлопком. [п-п-б-б-б-п-н-б-п-па-ба-пу-пы-бро-бры-пра]. Молодцы.
2. Чистоговорка
– А теперь догадайтесь по чистоговорке, куда мы направляемся. Слушайте меня внимательно, повторяйте за мной, говорите чётко и внятно.
Ба-па-ба, бро-про-бро, лбу-лпу-лбу.
Бон-пон-бин – пойдём сегодня в магазин.
Бом-пом-бом – кто там будет продавцом?
Бе-пе-бе – подарки я куплю тебе,
Блю-плю-блю – всем конфеты я куплю.
– Ребята, как вы думаете, куда мы пришли?
3. Словарная работа
– Итак, мы пришли в магазин. Вспомните, как называется профессия людей, которые продают товар?
– Профессия людей, которые продают товар, называется продавец.
В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы ни бывали,
Нас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую девчушке
И ватрушку толстяку.
Удочку для дяди Пети,
А для тёти Веры – брошь.
Так всегда любезно встретит –
Без покупки не уйдёшь!
Покупатели толпою
Целый день к нему идут.
Очень нужен нам с тобою
Продавца нелёгкий труд.
– Как называют людей, которые пришли в магазин за покупками?
– Людей, которые пришли в магазин за покупками, называют покупателями
4. Определение позиции звуков [б] и [п] в словах (работа с картинками)
– Мы пришли в магазин пораньше, ещё до его открытия, чтобы помочь расставить товар на нужные полки, ведь в магазине всё должно быть в порядке: каждый товар на своём месте.
На какие группы можно разделить товары?
– Товары можно разделить на группы: овощи, фрукты и хлебобулочные изделия.
– С помощью указателей расставьте товар правильно. И определите, в какой позиции звуки [б] и [п] находятся в словах – названия картинок.
Образец ответа: Помидор – это овощ, звук [п] – в начале слова.
Обучающиеся выходят к доске, "расставляют" товары на нужные полки.
На доске (иллюстрации):
овощи | фрукты | хлебобулочные изделия | ||
помидор | банан | батон | ||
капуста | яблоко | булочка | ||
баклажан | плетёнка | |||
репа | бублик |
– Что можно приготовить из яблок?
5. Пальчиковая гимнастика «Компот»
Варим, варим мы компот.
Фруктов нужно много – вот:
Яблоки порежем,
Груши мы порубим,
Отожмём лимонный сок,
Насыпим сахарный песок.
Вкусным будет наш компот,
Угостим честной народ!
6. Составление словосочетаний
Подберите прилагательные к названиям товаров, составьте словосочетания:
(например:
- красное яблоко
- спелый помидор
- ароматный батон
- свежая плетёнка
- мягкая булка
- спелый банан)
7. Физминутка
– Сегодня в магазин привезли не только продукты питания. В одном из отделов продаются спортивные товары. Я назову товар, а вы будете показывать, какие движения с его помощью можно выполнять (скакалка, мяч, теннисные ракетки, гантели, тренажёр «Беговая дорожка»).
8. Составление предложений
– Итак, мы вспомнили, что людей, которые приходят в магазин за покупками, называют покупателями. Каждый из вас (кто-то уже сейчас, а кто-то в будущем) придёт в магазин за покупками, поэтому вы должны знать свои права и обязанности. Проверим домашнее задание: о каких правах и обязанностях покупателя вы узнали. Составьте предложения, следите за правильным произношением звуков [б] и [п].
Покупатель имеет право Покупатель обязан |
оплатить товар. потребовать заменить бракованный товар. узнать срок годности товара. осмотреть товар до покупки. взять купленный товар. вносить в Книгу отзывов и предложений замечания. |
IV. Закрепление полученных знаний и умений
1. Чтение диалогов по ролям (разыгрывание ситуации, работа в паре)
– Итак, теперь вы знаете права и обязанности покупателей.
Но не все их выполняют. Рассмотрим примеры таких случаев (обучающиеся получают карточку с диалогом (одну на двоих), договариваются о том, кто будет продавцом, а кто – покупателем, самостоятельно читают диалог по ролям).
Диалог №1
– Здра́вствуйте! Скажите, когда зака́нчивается срок годности молока «Бурёнка»?
– Срок годности заканчивается пятнадцатого апреля.
– Дайте, пожа́луйста, пакет молока.
– Спасибо.
– Пожалуйста. Оплатите поку́пку в кассе.
Диалог №2
– Скажите, капуста у вас свежая?
– Да, только сегодня привезли.
– Тогда дайте, пожалуйста, один коча́н капусты и один килогра́мм яблок. Прошу вас, упакуйте всё в пакет.
– Вам в большой или в ма́ленький пакет?
– В большой пакет.
– Пожалуйста.
– Спасибо.
Диалог №3
– Взвешайте, пожалуйста, килограмм колбасы.
– Вам копчёной колбасы с перцем?
– Нет, варёной.
– В продаже два сорта варёной колбасы: Полтавская и Купеческая. Вам какую?
– Мне Полтавскую.
– Спасибо за покупку. Приходите ещё.
Диалог №4
– Будьте добры, банку кофе и упаковку печенья «Беляевское».
– С вас сто пятьдесят рублей двадцать копеек.
– Замените, пожалуйста, печенье, упаковка порвала́сь.
– Нет, какую упаковку взяли, ту и забира́йте.
Диалог №5
– Дайте, пожа́луйста, полкилогра́мма бана́нов.
– Пожалуйста.
– А сколько стоит пучок редиски?
– Пучок редиски стоит пятна́дцать рублей.
– Дайте два пучка редиски и один кабачок.
– С вас сто двадцать рублей.
– Возьмите. До свида́ния.
– Спасибо за покупку. До свида́ния.
Диалог №6
– Дайте, пожалуйста, Книгу отзывов и предложений.
– Возьмите Книгу отзывов у кассира. Там же есть ручка.
– Я напишу благодарность работникам магазина за хорошее качество товара и профессиональное обслуживание.
(разыгрывание ситуации, оценивание по системе "согласен – не согласен", обсуждение различных точек зрения)
2. Письменное задание: вставь буквы б-п
(написание благодарности в Книгу отзывов и предложений)
– Ребята, а вы знаете, как написать благодарность в Книгу отзывов и предложений?
Уважаемые ра□отники магазина «□родукты».
□лагодарим Вас за уважительное отношение к □окупателям и □огатый ассортимент □родуктов.
У□едительная прось□а: в отделе хлебо-□улочных изделий □родавать не только □атоны и хлеб, но и □улочки с □овидлом, □летёнки.
V. Итог урока
- Чему учились сегодня на уроке?
- Какое задание понравилось выполнять больше всего?
- Когда наши знания могут пригодиться в жизни?
VI. Домашнее задание
самостоятельно составить благодарность в Книгу отзывов и предложений так, чтобы в тексте встречались слова с буквами б или п.