Цель урока:
- Научить различать речь книжную и разговорную, познакомить с отличительными признаками книжной и разговорной речи;
- Развивать воображение, творческие способности, коммуникативные компетенции;
- Воспитывать культуру умственного труда на основе таких мыслительных операций, как: анализ, синтез, группировка, обобщение.
Оборудование: дидактический раздаточный материал с текстами и таблицей, карточки с лингвистическими терминами.
Ход урока
Стадия "Вызов".
А). Целеполагание. Прием "Ключевые слова".
Сегодня на роке мы продолжим знакомство со стилями речи. Тема нашего урока "Разговорная и книжная речь" (запись темы в тетрадь).
Предположите, какие из слов, фраз, символов, расположенных на доске нам понадобятся сегодня на уроке.
Карточки на доске:
Морфология Речевая ситуация Стилистика Суффикс Текст Наречие Стиль речи |
1 - много Неофициальная обстановка Официальная обстановка Цель общения Транскрипция Подлежащее Орфограмма |
Ученики. Выбирая тот или иной лингвистический термин, обосновывают свой выбор, используя образец рассуждения "Я выбираю :, потому что :". (Образец можно озвучить или записать на доске в зависимости от уровня класса)
Выбранные термины остаются на доске, остальные убираются.
- Разбейте оставшиеся слова, фразы на группы. Какие группы вы предложили бы сформировать из оставшихся карточек? Почему? (Варианты могут быть разными; главное, чтобы дети обосновали свою позицию).
Какие слова, фразы вы используете, чтобы сформулировать задачи урока? (Научиться различать книжные и разговорный стили речи, выявить различия в речевой ситуации этих стилей).
Стадия "Осмысление".
Постановка проблемы.
Сравним два текста
Оля, а кто такой Тимур? Это не бог, это один царь такой, - :неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории. |
Тимур (Тамерлан) - один из великих мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней Азии и Кавказа. Выдающийся полководец, эмир (с 1370). Создатель крупной державы со столицей в Самарканде. Основатель династии тимуридов. Его завоевательные походы отличались жестокостью даже по средневековым меркам. |
Прочитайте тексты.
- Что общего в этих текстах? (Тема и основная мысль).
- Почему, говоря об одном и том же, выражая одну и ту же мысль, тексты совершенно разные? (Разная речевая ситуация). Если тексты используются в различных речевых ситуациях, значит эти тексты разных стилей. Предположите, какой из текстов относится к книжному стилю, а какой - к разговорному.
Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение нам нужно знать отличительные признаки этих стилей. Чтобы определить их, обратимся к тексту известного лингвиста Д.Розенталя
Работа с текстом. Прием "Сравнительная (системная) таблица"
Чтение текста (раздаточный материал). Подразумевается работа в группах.
Вспомните, как вы пользуетесь языком, с одной стороны, у себя дома, среди родных и знакомых, а с другой стороны - при выступлении с докладом на уроке или заседании какого-либо кружка.
В первом случае ваша речь характеризуется отсутствием предварительного обдумывания мыслей и заранее сделанного отбора языкового материала, непринуждённостью беседы. Широким использованием обиходно-бытовой лексики, употреблением грамматических форм и построений, нередко нарушающих литературные нормы: это разговорная речь.
Во втором случае вы чувствуете себя скованными, более внимательно подбираете слова и выражения по образцам, которые вам знакомы из чтения художественной литературы, строже следите за соблюдением правильного произношения и ударения: это книжная речь.
Получаются как бы два языка в пределах одного национального языка, хотя, конечно, до разрыва между разговорной и книжной речью дело не доходит, тем более что между книжными и разговорными элементами находится значительный нейтральный слой.
Д.Розенталь
Заполните таблицу, используя информацию данную в тексте.
Признаки. | Разговорная речь. | Книжная речь. |
Где пользуемся языком? | ||
Обдумываем ли заранее мысли? | ||
Отбираем ли заранее языковой материал? | ||
Как чувствуем себя в разговоре | ||
Какие слова употребляем? | ||
Какие грамматические формы и построения используем? | ||
Следим ли за правильностью произношения и ударения? |
Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет один отличительный признак, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным пунктам таблицы.
Используя материал таблицы, составьте рассказ о книжном и разговорном стилях. (Выслушивается 1-2 варианта)
В.. Творческая работа с текстом. Прием "Метаморфозы".
Чтение текста (раздаточный материал). Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения.
Двое на одного.
Вышел я на поляну : и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный стиль)
Превратите этот текст разговорного стиля в текст книжного стиля. Что для этого надо сделать? (Заменить разговорные слова на книжные, снять избыточную эмоциональность)
Примерный вариант полученного текста.
Двое на одного.
Вышел я на поляну и очень удивился, потому что увидел, как на краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! (Книжный стиль)
Стадия "Рефлексии".
Вернемся к тем задачам, которые прозвучали в начале урока. Смогли ли мы решить поставленные задачи? Изобразим схематически полученные на уроке знания. Я предлагаю закончить схему:
Стили речи.
Книжный
РС | 1 - : |
2 - : |
(1 - много, о/о)
Разговорный
РС | 1 - : |
2 - : |
(1-1, н/о)
Домашнее задание.
Найти примеры текстов разговорного и книжного стиля и доказать их стилевую принадлежность.