- Обучающая цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Имя прилагательное”; определить уровень знаний по данной теме.
- Развивающая цель: развить навык самоконтроля, взаимоконтроля, продолжать учиться работать на доверии; развивать орфографическую зоркость.
- Воспитательная цель: воспитывать интерес у детей к русскому языку.
Оборудование:
- компьютер,
- медиа-проектор,
- карточки,
- рисунки с изображением Ивана-царевича, избушки на курьих ножках, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: путешествие в сказку.
Виды работ: словарная работа, тетрадь, кроссворд, загадка, работа в группах, игра
Виды контроля: фронтальный и индивидуальный опрос, взаимоконтроль, карточки
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Рефлексия.
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
- Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
III. Мотивация.
Сегодня у нас необычный урок. Вы любите сказки? Почему? Мы перенесемся в удивительный мир сказки. Для создания хорошего настроения я предлагаю вам посмотреть друг на друга и улыбнуться. А для того чтобы вы чувствовали себя уверенно на уроке, прочитаем (слайд 1 презентации)
- Не ошибается тот, кто ничего не делает.
- У меня всё получится.
- Рядом со мной – мои друзья.
IV. Словарно-орфографическая работа.
Учитель называет лексическое значение слова, учащиеся вписывают слова в кроссворд.
- Выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. (Талант)
- Многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям. (Троллейбус)
- Предмет столового белья, платок для вытирания губ после еды. (Салфетка)
- Газообразная оболочка, окружающая землю, некоторые другие планеты, солнце и звезды. (Атмосфера)
- Лицо, уполномоченное учреждением, предприятием, для выполнения служебных, деловых поручений. (Агент)
Проверка правописания слов. (Слайд 2)
V. Сообщение темы урока
Отгадайте загадку:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
(Имя прилагательное) (Слайд 3)
- О какой части речи пойдет сегодня на уроке речь? (Слайд 4)
Запись числа и темы урока в тетрадь.
VI. Целеполагание.
- Давайте, определим цели на урок. Учащиеся ставят перед собой цели.
VII. Работа по теме урока.
Слово учителя
Итак, мы отправляемся в сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жило-было Имя прилагательное. Что же мы знаем о нем? Я задаю вопрос, а вы мне по очереди отвечаете.
Имя прилагательное – это часть речи, которая:
- отвечает на вопросы … (какой? чей?);
- обозначает … (признак предмета, принадлежность);
- в предложении чаще всего бывает… (определением, сказуемым);
- в предложении зависит от… (существительного);
- изменяется по…(числам, родам, падежам);
- может иметь… (краткую и полную форму, степень сравнения);
- относится к … (одному из 3 разрядов).
Однажды исчезло оно из речи. Отправился Иван – царевич на его поиски.
На доску вывешивается рисунок с изображением Ивана-царевича
Долго он ехал по дремучему лесу. Вдруг видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках.
Рисунок с изображением избушки на курьих ножках
Осмотрел Иван-царевич ее со всех сторон и увидел на окне избушки задание. Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание?
2. Повторение правила “Правописание не с прилагательными”
Не добрый, а злой; невзрачный, невежливый, вовсе не интересный. (Слайд 5, 6)
Дети хлопками выражают свои ответы. Один хлопок – слитно, два – раздельно.
3. Отворилась дверь избушки, на пороге появилась Баба – Яга.
- Вывешивается на доску рисунок с изображением Бабы-Яги
Рассказал ей Иван-царевич о том, что произошло. Согласилась Баба-Яга помочь найти прилагательное, но только в том случае, если все правильно выполнят ее задание.
4. Выполнение задания на карточках. Проверка в парах по карточке - консультанту, оценивание.
5. Молодцы, справились с заданием. Дала Баба-Яга Ивану-царевичу волшебный клубок. Покатился клубок по дорожке, а Иван-царевич за ним пошел. Привел клубок к царству Кощея.
Перед тем как зайти к Кощею, мы с вами отдохнем и проведем игру. Встают в круг, кладут ладошку в ладошку друг другу и при ответе хлопают по руке товарищу.
Образуйте все возможные степени сравнения от прилагательного “прозрачные”, деревянный, чистый, умный, мамин.
- Вывешивается на доску рисунок с изображением Кощея Бессмертного.
Это он похитил Прилагательное.
–Ладно, - сказал Кощей, - отдам вам ваше прилагательное, но сначала выполните мои три задания:
6. Повторение правил.
Расскажите правило правописания о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. (Слайд 7)
Правописание н и нн в суффиксах прилагательных. (Слайд 8)
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. (Слайд 9)
7. Выполнение письменного задания по карточкам на выбор (одна из орфограмм).
8. Отдал Кощей прилагательные, но они все перепутались. Нужно расставить их в тексте на места и определить их разряд. (Работа в парах)
Озеро около берегов было засыпано ворохом желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.
Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где зацветали кувшинки. Голубая вода казалась черной, как деготь.
Там мы ловили разноцветных окуней. Они бились и сверкали в траве. Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазками, похожими на две маленькие лупы. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.
Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух.
По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.
VIII. Рефлексия.
Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке?
- а) я все понял(а), могу этот материал объяснить другому.
- б) я сам(а) все понял(а), но объяснить другому не берусь.
- в) для полного понимания мне нужно повторить тему.
- г) я ничего не понял(а).
IX. Д/з.
Индивидуальное задание по карточке на орфограмму, которую не выполнял ученик на уроке или выполнял, но недостаточно хорошо. Каждый выбирает сам для себя карточку с орфограммой.
X. Итог урока.
Выставление оценок. Каждый оценивает себя, а потом друг друга.
Без прилагательных невозможно описать предмет, явление. Прилагательные помогаю выделить нужный предмет по признакам, присущим только ему. Прилагательные помогают передать красоту, яркость, разнообразие окружающих нас предметов, явлений, делают нашу речь выразительнее и точнее.