Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе "Развитие речи. Деловое письмо. Реклама"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  1. Обобщение и систематизация сведений о стилях речи.
  2. Акцентирование внимания на деловом письме, его особенностях при составлении объявлений, афиш, реклам.
  3. Углубить знания о сфере употребления языковых средств, характерных для объявления, афиши, рекламы.
  4. Подготовка учащихся к самостоятельному сочинению рекламы.
  5. Развитие креативных способностей учащихся.
  6. Воспитание творческой личности.

Форма урока: урок-презентация.

Оборудование урока:

  • толково-этимологический словарь иностранных слов;
  • толковый словарь русского языка;
  • школьное объявление о Дне Матери;
  • афиша Кукольного театра.

Межпредметная связь: русский язык и литература, и обществознание, риторика, история.

Дидактическое пространство:

  • компьютерная презентация рекламы (Приложение 1);
  • инсценировка сказки С. Михалкова "Как старик корову продавал";
  • реквизиты для инсценировки.

Подготовительная работа: учащиеся подразделяются на 4 группы, одна группа готовит инсценировку, другая – примеры объявлений из произведений художественной литературы, третья – примеры афиш, четвёртая готовит сообщения из истории объявлений, афиш, реклам.

Ход урока

I. Организационный момент. Погружение в тему урока.

(Выступление ученика в форме глашатая со свитком в руках.)

Внимание! Внимание!
Только сегодня на уроке русского языка в 6 классе проводится единственное занятие по овладению секретами рекламы!
С собой иметь набор цветных ручек, фломастеров, простой карандаш, рабочую тетрадь, альбомные листы.

(Затем свиток вывешивается на доску.)

II. Активизация прежних знаний учащихся, необходимых на уроке.

1. Аналитическая беседа с классом.

- Что представляет собой текст, помещённый на свитке?

- Правильно, это объявление. К какому стилю речи относятся объявления?

- Приведите ещё примеры официально-делового письма. (Расписка, объяснительная записка, справка, указы, приказы, акты, договора, то есть различные документы.)

- А что представляет собой официально-деловой стиль? Какова его основная цель? (Официально-деловой стиль – это определённый тип точных текстов, которые строятся по чётким структурным схемам. Его основная цель – это точная передача деловой информации.)

- С помощью чего достигается точность передачи деловой информации?  (В этом стиле употребляются официальные слова и выражения, речевые штампы. Слова используются только в прямом значении и без всякой экспрессии – выражения чувств. Для этого стиля характерны повествовательные предложения, точные обозначения дат, количеств, величин.)

- Вернемся к нашему объявлению. Давайте сначала вспомним требования к объявлению (смотрят по словарям, можно использовать памятки).

Объявление – письменное и словесное извещение, заявка. (В. Даль)

Объявление – извещение о чём-нибудь, напечатанное в журнале, газете или вывешенное где-нибудь. (С.И. Ожегов)

Объявления – это определённый тип жёстких текстов, которые строятся по чётким структурным схемам. Объявление должно быть достаточно полным, чтобы из него всё можно было понять, и в то же время предельно кратким, чтобы его легко и быстро можно было почитать. По форме речи объявления могут быть устными и письменными. В зависимости от задач, стоящих пред автором, объявления могут быть самыми различными: информационными, объявлениями-приглашениями, объявлениями-запретами и т.д.

Самое важное в объявлениях выделяется цветом, другим шрифтом и т.п., чтобы читатель быстрее сориентировался и вычитал в них то, что для него важно. В основном текст объявления отвечает на вопросы: что? (наименование мероприятия), где? (место проведения), когда? (время) и кто? (ответственный за проведение мероприятия). Условно к объявлениям можно отнести вывески на улицах города, села)

- Теперь посмотрим, полностью ли соответствует данное объявление требованиям делового письма. (Отсутствует конкретизация даты и ответственного лица)

2. Примеры объявлений из произведений художественной литературы (учащиеся подготовили задание заранее с последующим анализом отрывков).

А) В. Драгунский, рассказ "Где это видано, где это слыхано?"

Внимание!
Сегодня на большой перемене в малом зале состоится выступление летучего патруля "ШКОЛЬНОГО САТИРИКОНА"!
Исполняет дуэт малышей!
На злобу дня!
Приходите все!

(Это объявление-приглашение, рассчитанное воздействовать на чувства детей, но отсутствует дата.)

б) Туве Янсон, сказка "Шляпа волшебника".

Тотчас вышла газета с сенсационной новость на первой полосе:
"Пропала сумка Муми-мамы! Никаких путеводных нитей! Розыски продолжаюся. Неслыханное пиршество – вознаграждение за находку!"

3. Творческая работа учащихся.

- Вспомните, на какие вопросы отвечают объявления-сообщения. Помогите Муми-троллю и Снорку правильно составить объявление. Укажите, где и когда пропала сумка. Опишите, какая она была. Главное выделите цветом и шрифтом. ("Вчера, 30 ноября, пропала розовая с зелёными замочками кожаная сумка Муми-мамы. Вас ждёт неслыханное вознаграждение – пиршество. Обращаться к Муми-маме".)

4. Выступление историков.

- История объявлений насчитывает много веков. Объявления делали специально подготовленные для этого люди, имевшие громкий и зычный голос, хорошую дикцию. Это были глашатаи при царском дворе, глашатаи города, или герольды на рыцарских турнирах, объявлявшие о своих хозяевах. Первоначально объявления существовали только в устном виде для всех и один печатный вариант мог быть у глашатая. Объявления зачитывались на так называемом лобном месте города – возвышенности на центральной площади. Отсюда пошло выражение "кричать во всю Ивановскую" – так называлась площадь в Москве, где зачитывались объявления

- Существует ещё один тип объявлений – это афиши, извещающие о концерте, спектакле. Ещё в Древней Греции, Египте и Древнем Риме вывешивали афиши. Их вырезали на папирусах, деревянных дощечках, а иногда писали прямо на белых стенах домов. В 16 веке во Франции появились афиши окрашенные в разные цвета, чтобы понятно было, о каком театре идёт речь. В них стали писать не только название пьесы, но и излагали краткое её содержание.

Главная задача афиш – привлекать внимание зрителей к кинофильму, спектаклю, лекции, поэтому бывают афиши, написанные более живо, оформленные более красочно, чем простое объявление, это делается для привлечения внимания.

5. Демонстрация афиш Кукольного театра.

6. Анализ афиш.

- Чем отличается афиша от простого объявления?

- С какой целью афиша допускает рисунки, яркие цвета и разные буквы?

III. Формирование новых понятий и способов действия (объяснение новой темы).

1. Работа со словарём.

- Посмотрите в словарях значение слова "афиша".

Афиша – объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка.)

Афиша (фр.) – вид рекламы, объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое в публичных местах. (Словарь иностранных слов.)

- Как ещё названа афиша в Словаре иностранных слов? (Объявление, реклама.)

- Что вы можете сказать о рекламе? Где мы с ней встречаемся? О чём гласит реклама?

2. Инсценировка рекламы "Двойка".

- Посмотрим сценку, чтобы немножко отдохнуть.

Участвуют два мальчика, в руках держат "двойки".

- "Двойка" отличается твёрдостью, она никогда не бывает натянутой, как, например, "четвёрка" или "пятёрка"!

- "Двойка" отличается качеством, так как её почти всегда получают "профессионалы своего дела!

- "Двойка" не подлежит налогообложению, хотя её можно получать, сколько угодно, даже не скрывая этого.

- "Двойка". Чем больше получаешь их, тем быстрее станешь известным, и твоё имя будет занесено крупным чёрным шрифтом в книгу протоколов директора школы Овчинниковой Татьяны Ивановны.

- "Двойка". Она содействует тому, что мама и папа уделяют тебе больше внимания и даже играют в игры "Догони!" и "Ремешки".

- "Двойка" – это "сладкая парочка", на уроке она снимает усталость, как "Марс", и помогает сохранить бодрость духа на весь день, как напиток "Фанта".

- За "двойками" обращаться по адресу: с. Старое Ильмово, школа, 6 класс.

Приходите, господа! Мы вас ждём. "Двоек" хватит на всех!

Слайд №1
Текст рекламы "Двойки".

- Что за объявление представляет собой данный текст?

- Сколько типов объявлений мы уже знаем?

Слайд №2

Типы объявлений:

  • Простое объявление-сообщение.
  • Объявление-афиша.
  • Объявление-реклама.

- Наша задача сегодня – овладеть секретами рекламы, т.е. научиться её составлять. Этому и призывает объявление, сделанное в начале урока. Запишите тему урока в тетрадь.

- В чём особенность рекламы, на ваш взгляд, от остальных типов объявлений?

-Что же такое обозначает "реклама" в точности посмотрим по словарям.

Слайд №3
Значение слова "реклама".

- Реклама (от лат. выкрикиваю) – 1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью и реализации (продажи), создание спроса на них. 2) Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т.д. с целью создания им популярности (известности).

- Перепишите данный текст в тетрадь.

Слайд №4
"История рекламы".

- История рекламы: простейшие формы рекламы существовали ещё до нашей эры. В Древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди, кости, громко зачитывали на площадях и в других местах скопления народа. Наибольшее развитие реклама получила в эпоху капитализма. В 1611 году в Лондоне было создано первое в мире рекламное бюро А. Горжа и У. Копа.

Слайд №5
Средства рекламы.

Современными средствами рекламы служат печать (газеты, журналы, афиши, проспекты...), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, световые объявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки... В рекламе обязательно присутствуют призывы, хвалебные слова, яркие примеры, свет, цвет и т.д. – то есть всё то, что даже невольно привлекает внимание. Текст должен быть небольшим, ярким, запоминающимся и точным по отношению к тому, что рекламируется.

- Выпишите из текста предложения, которые можно озаглавить "Особенности рекламы".

Слайд №6
Примерный план составления рекламы.

  1. Необычное броское название.
  2. Содержание рекламы (можно рисунки).
  3. Наименование организации или лица, подавшего рекламу.
  4. Адрес.

- Перепишите эту памятку в тетрадь.

IV. Формирование умений, навыков (выход на творческую работу).

1. Инсценировка сказки С. Михалкова "Как старик корову продавал".

- На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
- Хозяин, продашь нам корову свою?
- Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
- Не много ли просишь, старик, за неё?
- Да где наживаться! Вернуть бы своё!
- Уж больно твоя коровёнка худа!
- Болеет, проклятая. Прямо беда!
- А много ль корова даёт молока?
- Да мы молока не видали пока...
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.

- Почему старик не смог продать свою корову?

- Правильно, он не владел секретами рекламы и рассказывал про свою корову только плохое. А помните, что было в сказке дальше?

Слайд №7
2 часть сказки С. Михалкова "Как старик корову продавал".

Один паренёк пожалел старика:
- Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы корову твою.
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
- Корову продашь?
- Покупай коль богат!
Корова гляди не корова, а клад!
- Да так ли! Уж выглядит больно худой!
- Не очень жирна, но хороший удой!
- А много ль корова даёт молока?
- Не выдаешь за день устанет рука!
Старик посмотрел на корову свою:
- Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая корова нужна самому!

- Понравилась вам эта весёлая сказка? Почему вы смеялись, когда старик решил не продавать свою корову, а оставить её себе? Благодаря чему этот произошло?

- Составьте по этому тексту на отдельном листе бумаги текст рекламы продажи коровы, используя слова и выражения из текста.

- Послушаем, что у вас получилось, выберем удачные рекламы, отметим ошибки.

Слайд №8
Иллюстрации из русской народной сказки "Колобок".

- Составьте рекламу безопасности главному герою русской народной сказки "Колобок", чтобы не было такого печального конца этой истории.

V. Итоги урока.

- Назовите ещё раз типы объявлений и их особенности.

- Дайте своё определение термину "реклама".

VI. Домашнее задание.

Слайд №8

  1. Подберите пословицы, отражающие суть рекламы.
  2. Составьте рекламу учёбе, знаниям, используя пословицы.
  3. Подобрать примеры реклам в печати и составить кадры фильма "Реклама".

Можно работать, разбившись на группы. Срок работы – 1 неделя.