Цель: активизировать познавательный и творческий потенциал детей
Межпредметные связи: русский язык, литература, история
Ход урока
I. Оргмомент. Тема, цель, ход игры.
Играют две команды. Каждая команда придумывает себе название. Какая команда начинает первой игру, зависит от жребия. Игра состоит из 4 геймов: 1 гейм - "Дальше, дальше...", 2 гейм - "Заморочки из бочки", 3 гейм - "Вопросы друг другу", 4 гейм - "Гонка за лидером".
Выбирается жюри (желательно беспристрастное).
II. Ход игры.
Итак, гейм первый "Дальше, дальше...". За одну минуту надо ответить на как можно больше вопросов, за каждый правильный ответ дается очко. Отвечают практически не раздумывая. Можно хором. Если ответа нет, то надо говорить: "Дальше..."
Вопросы I команде.
- Домовёнок ... (Кузя)
- Крыса ... (Лариса)
- Федорино ... (горе)
- Продолжи строчку: Вместо шляпы на ходу он ... (надел сковороду)
- Кто сочинил эти строчки: "У Авоськи под подушкой лежит сладкая ватрушка" (Незнайка).
- Как звали собачку, которая помогала деду и бабке? (Жучка).
- Как звали кота Дяди Фёдора? (Матроскин).
- Кук называется книга, в которой ест глава "Коротышки из цветочного города" ("Незнайка в солнечном городе").
- Кто автор этой книги? (Н. Носов).
- Кто автор этой записки: "Палажите шест катлет три пакета малака и один вилк..."? (мальчик Вася из книги "Колобок идёт по следу").
- О ком говорится в следующем отрывке из былины: "Он тетивочку шелковеньку натягивал, а он стрелочку калёную накладывал, то стрелял в того соловья-разбойника"? (Илья Муромец).
- Вставь пропущенное слово в название сказки "Как мужик ... делил" (гусей).
- Продолжи пословицу "Ученье - свет, а неученье - ..." (тьма).
- Кому хорошо на свете? (Свете)
- Кто задира? (Ира)
- Повстречал Костя волков. "Здравствуйте", - сказал Костя. Что осталось от Кости? (Кости).
Вопросы II команде.
- Карабас ... (Барабас).
- Черепаха ... (Тортилла).
- Живая ... (шляпа).
- Закончи строчку: Робин Бобин Барабек скушал ... (сорок человек).
- Кто из литературных героев сочинил эти строчки: "Мальвина сбежала в чужие края, Мальвина пропала, невеста моя". (Пьеро).
- Как звали собаку Герасима? (Муму).
- Как звали слепого кота, друга лисы Алисы? (Кот Базилио).
- Как называется сказка, в которой есть глава "Лапландка и финка"? ("Снежная королева").
- Кто автор этого произведения? (Ганс Христиан Андерсен).
- Кто автор этой записки: "Ушол, Щасвернусь, занит, Щасвернусь"? (Кристофер Робин)
- О ком говорится в этой былине: "А и садился он опять на синь да на горюч камень, у Ильмень да у озера, ай как начал играть он опять во гусли..." (Садко).
- Вставь пропущенное слово в название сказки "У страха ... велики" (глаза).
- Продолжи пословицу "Хлеб ... голова" (всему).
- Чья машина? (Машина)
- Кто забрался под диван? (Иван)
- Кто говорит на всех языках? (Эхо).
Подводятся итоги.
Гейм второй "Заморочки из бочки". По очереди достаем бочонок, цифра на котором соответствует номеру вопроса. Вопросы задает ведущий. На обсуждение ответа дается 30 секунд. За каждый правильный ответ - балл.
- Назовите слово, состоящее из трех корней. (Самолетостроение, грязеводолечебница).
- Какое числительное в одном косвенном падеже пишется с тремя мягкими знаками? (Восьмьюдесятью).
- Какое местоимение можно считать самым хвастливым и самым скромным? Почему? (Я - всегда говорит о себе, но в алфавите стоит последним).
- Есть ли наречия в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Парус"? (Нет).
- Какой корень в слове вынуть? (Нет корня).
- Название какой единственной в мире национальности является прилагательным, а употребляется как существительное? (Русский).
- Какие три местоимения не имеют именительного падежа? (Себя, некого, нечего).
- Назовите фамилии (хотя бы одно) русских писателей и поэтов, псевдонимы которых - имена прилагательные. (Горький М., Бедный Д., Боевой)
- Образуйте от прилагательного тихий три наречия с одинаковым количеством букв. (Потихоньку, втихомолку, исподтишка).
- Что означает слово "одеколон"? (Вода из Кельна, по имени города в Германии).
- Что означает слово "фурункул"? (Слово "фурункул" по-латыни означает "воришка", так как считалось, что он ворует часть питания человека).
- Первое - нота, второе - тоже, а целое - на горох похоже. (Фасоль).
Подводятся итоги.
Гейм третий. Команды задают вопросы друг другу по очереди. Право задать первый вопрос определяет ведущий. Заранее готовятся 3 вопроса по русскому языку, литературе и истории. На обдумывание ответа дается 30 секунд. За каждый правильный ответ - балл.
Подводятся итоги.
Гейм четвертый "Гонка за лидером". Начитает лидирующая команда. Отвечают практически не раздумывая. Можно хором. За каждый правильный ответ - балл.
- Правило, обязательное для всех граждан государства. (Закон).
- Состязание средневековых рыцарей. (Турнир).
- Место, где происходило Ледовое побоище. (Чудское озеро).
- Столица древнерусского государства, "мать городов русских". (Киев).
- Праздник 25 декабря или 7 января. (Рождество).
- Где протекает река Хуанхэ? (Китай).
- Богиня любви и красоты у древних греков. (Афродита).
- Священный город у мусульман. (Мекка).
- Как проехать из древнерусского города Юрьева в г. Дерпт и в г. Тарту? (Это один город).
- Родина фарфора. (Китай).
- Кого в Древнем Египте называли "убитыми" и "живыми убитыми". (Рабов).
- Назовите автора древнегреческих поэм "Илиада" и "Одиссея". (Гомер).
Вопросы второй команде.
- Плата за проезд и право торговли. (Пошлина).
- Родина арабов. (Аравийский полуостров).
- Предводитель русских воинов в битве на Куликовом поле. (Дмитрий Донской).
- Основатель Киева. (Кий).
- Первый царь династии Романовых. (Михаил).
- Площадь, на которой происходило восстание декабристов. (Сенатская).
- Место обитания греческих богов. (Олимп).
- Легендарный основатель династии русских князей. (Рюрик).
- Как проехать из Царьграда в Константинополь и в Стамбул? (Это один город).
- Богиня победы в Древней Греции. (Ника).
- Какой цветок египтяне считали священным, символом солнца, скромности и невинности? (Лотос).
- Гроб, куда клали мумию египетского фараона. (Саркофаг).
Подводятся итоги.
III. Общее подведение итогов. Награждение грамотами. Выставление оценок.