Цель. Закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего времени через сказки А.С. Пушкина.
Задачи:
Познавательные:
- развивать умение распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям;
- формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
- учить работать с толковым словарём С. И. Ожегова.
Развивающие:
- развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
- развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе со стихами;
- логическое мышление, память.
Воспитательные (мировоззренческие):
- воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма,
- чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.
Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; выставка работ к сказкам А.С. Пушкина; отрывки из музыкальных произведений Г. Свиридова, М.А. Римского-Корсакова.
Ход урока
Организационный момент.
Звучит музыка Г. Свиридова.
У.:
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт.
Он гений, в этом спору нет.
Актуализация знаний
Ребята, чтобы узнать, кому принадлежат эти строки, я предлагаю вам выполнить криптограмму "Кто автор?"
Д.: Эти строчки посвящены автору замечательных сказок Александру Сергеевичу Пушкину.
У.: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Сегодня наш урок пройдёт по сказкам Пушкина. А попутно мы продолжим изучение темы "I и II спряжения глаголов настоящего времени".
Минутка чистописания.
У.:
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
До сказочной страны мы доплывем на корабле царя Салтана.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.
Дети записывают предложение в тетрадь.
Словарно-орфографическая работа.
У.: Вот мы и прибыли в волшебную страну, которая называется Лукоморье. А что такое Лукоморье? Как об этом говорит толковый словарь?
Ученики раскрывают словарь С. И. Ожегова и читают толкование слова.
У.: Где встречается это название у Пушкина?
Д.: В поэме "Руслан и Людмила".
У.: Перед вами известный отрывок из поэмы "Руслан и Людмила". Подчеркните все глаголы, которые Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев.
Работа в парах.
Рисунок 2.
Ходит, идёт, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несёт, тужит, служит, бредёт, чахнет, пахнет. |
У.: Что вы можете сказать о глаголах? Какой глагол "лишний"? Определите спряжения глаголов.
Дети выполняют задания.
У.: Как будете различать глаголы I и II спряжения?
Д.: По личным окончаниям.
Работа по вариантам: дети, работающие по I варианту, называют глаголы I спряжения, по II варианту - глаголы II спряжения.
У.: Образуйте от глаголов 3-го лица глаголы 2-го лица единственного числа.
Дети выполняют задание.
Рисунок 3.
Ходишь, идёшь, заводишь, говоришь, бродишь, сидишь, стоишь, прихлынешь, выходишь, пленяешь, несёшь, тужишь, служишь, бредёшь, чахнешь, пахнешь. |
У.: Какова особенность написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?
Д.: У глаголов 2-го лица пишется ь после шипящих.
У.: Запишите глаголы в тетради, выделите окончания.
Мальчики записывают глаголы I спряжения, а девочки - глаголы II спряжения.
У.: На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса.
Звучит отрывок из музыкального произведения Н. А. Римского-Корсакова "Три чуда".
У.: Ребята, какого героя из сказки Пушкина вы представили? Я вам помогу.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
Как автор называет белочку?
Д.: Затейница.
У.: Как объяснить слово затейница?
Ученики обращается к толковому словарю С. И. Ожегова.
У.: Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.
Д.: Затейливый, затевать, затея, затейник.
У.: Разберите слово затейница по составу.
Дети выполняют задание.
У.:
Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву...
Какие чудеса еще таит в себе волшебный остров?
У.: Разгадка таится в этих конвертах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить.
Дети работают с карточками по рядам.
Рисунок 4.
блистают латы У ворот идут в палаты И стоят Все теперь в глазах царя Тридцать три богатыря |
Д.:
Все теперь идут в палаты;
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря.
Рисунок 5.
звезда горит Под косой Смотрят - что ж? луна блестит Княгиня - диво А во лбу |
Д.:
Смотрят - что ж?
Княгиня - диво;
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит.
Рисунок 6.
и в море Гибель близкую Злого коршуна Лебедь около Бьёт крылом топит плывёт клюёт торопит |
Д.:
Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит.
После того как все четверостишия "расшифрованы", дети выписывают глаголы в два столбика: в первый - глаголы I спряжения, во второй - глаголы II спряжения, затем объясняют написание безударных гласных.
Далее следует взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют оценки.
У.: Теперь я проверю ваши работы и посмотрю, какие вы были внимательные.
Рисунок 7.
Гл. I спр. | Гл. II спр. |
идут | стоят |
блистают | смотрят |
плывёт | блестит |
клюёт | торопит |
бьёт | топит |
Итоговая рефлексия.
У.: Вот и подходит к концу наш урок. Понравился ли он вам и что нового, интересного вы узнали. Для этого вы должны заполнить перфокарты.
Итог урока.
У.: Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сказки... Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес. Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни - Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: "Что за прелесть эти сказки!"
За работу на уроке детям выдаются "золотые" и "серебряные" орешки.
Домашнее задание.
- Выписать из своей любимой сказки Пушкина по десять глаголов I и II спряжения.
- Выучить четверостишие и подготовится его писать по памяти.