Урок русского языка по теме "I и II спряжения глаголов настоящего времени". 4-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 4


Цель. Закрепить знания об окончаниях глаголов I и II спряжения настоящего времени через сказки А.С. Пушкина.

Задачи:

Познавательные:

  • развивать умение распознавать спряжения глаголов по личным окончаниям;
  • формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
  • учить работать с толковым словарём С. И. Ожегова.

Развивающие:

  • развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
  • развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе со стихами;
  • логическое мышление, память.

Воспитательные (мировоззренческие):

  • воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма,
  • чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

Оборудование. Портрет А.С. Пушкина; выставка работ к сказкам А.С. Пушкина; отрывки из музыкальных произведений Г. Свиридова, М.А. Римского-Корсакова.

Ход урока

Организационный момент.

Звучит музыка Г. Свиридова.

У.:

Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт.
Он гений, в этом спору нет.

Актуализация знаний

Ребята, чтобы узнать, кому принадлежат эти строки, я предлагаю вам выполнить криптограмму "Кто автор?"

 Рисунок 1.

Д.: Эти строчки посвящены автору замечательных сказок Александру Сергеевичу Пушкину.

У.: Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием. Сегодня наш урок пройдёт по сказкам Пушкина. А попутно мы продолжим изучение темы "I и II спряжения глаголов настоящего времени".

Минутка чистописания.

У.:

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

До сказочной страны мы доплывем на корабле царя Салтана.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

Дети записывают предложение в тетрадь.

Словарно-орфографическая работа.

У.: Вот мы и прибыли в волшебную страну, которая называется Лукоморье. А что такое Лукоморье? Как об этом говорит толковый словарь?

Ученики раскрывают словарь С. И. Ожегова и читают толкование слова.

У.: Где встречается это название у Пушкина?

Д.: В поэме "Руслан и Людмила".

У.: Перед вами известный отрывок из поэмы "Руслан и Людмила". Подчеркните все глаголы, которые Пушкин употребил для обозначения действия сказочных героев.

Работа в парах.

Рисунок 2.

Ходит, идёт, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несёт, тужит, служит, бредёт, чахнет, пахнет.

У.: Что вы можете сказать о глаголах? Какой глагол "лишний"? Определите спряжения глаголов.

Дети выполняют задания.

У.: Как будете различать глаголы I и II спряжения?

Д.: По личным окончаниям.

Работа по вариантам: дети, работающие по I варианту, называют глаголы I спряжения, по II варианту - глаголы II спряжения.

У.: Образуйте от глаголов 3-го лица глаголы 2-го лица единственного числа.

Дети выполняют задание.

Рисунок 3.

Ходишь, идёшь, заводишь, говоришь, бродишь, сидишь, стоишь, прихлынешь, выходишь, пленяешь, несёшь, тужишь, служишь, бредёшь, чахнешь, пахнешь.

У.: Какова особенность написания окончаний глаголов 2-го лица единственного числа?

Д.: У глаголов 2-го лица пишется ь после шипящих.

У.: Запишите глаголы в тетради, выделите окончания.

Мальчики записывают глаголы I спряжения, а девочки - глаголы II спряжения.

У.: На острове, куда мы с вами попали, есть и другие чудеса.

Звучит отрывок из музыкального произведения Н. А. Римского-Корсакова "Три чуда".

У.: Ребята, какого героя из сказки Пушкина вы представили? Я вам помогу.

Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет.
Как автор называет белочку?

Д.: Затейница.

У.: Как объяснить слово затейница?

Ученики обращается к толковому словарю С. И. Ожегова.

У.: Запишите это слово и подберите к нему однокоренные слова.

Д.: Затейливый, затевать, затея, затейник.

У.: Разберите слово затейница по составу.

Дети выполняют задание.

У.:

Корабельщики дивятся,
На кораблике толпятся,
На знакомом острову
Чудо видят наяву...

Какие чудеса еще таит в себе волшебный остров?

У.: Разгадка таится в этих конвертах. Но злой волшебник рассыпал строчки Пушкина. Вам их следует восстановить.

Дети работают с карточками по рядам.

 Рисунок 4.

блистают латы

У ворот

идут в палаты

И стоят

Все теперь

в глазах царя

Тридцать три

богатыря

Д.:

Все теперь идут в палаты;
У ворот блистают латы,
И стоят в глазах царя
Тридцать три богатыря.

Рисунок 5.

звезда горит

Под косой

Смотрят - что ж?

луна блестит

Княгиня - диво

А во лбу

Д.:

Смотрят - что ж?
Княгиня - диво;
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит.

Рисунок 6.

и в море

Гибель близкую

Злого коршуна

Лебедь около

Бьёт крылом

топит

плывёт

клюёт

торопит

Д.:

Лебедь около плывет,
Злого коршуна клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит.

После того как все четверостишия "расшифрованы", дети выписывают глаголы в два столбика: в первый - глаголы I спряжения, во второй - глаголы II спряжения, затем объясняют написание безударных гласных.

Далее следует взаимопроверка: дети обмениваются тетрадями, проверяют и выставляют оценки.

У.: Теперь я проверю ваши работы и посмотрю, какие вы были внимательные.

Рисунок 7.

Гл. I спр. Гл. II спр.
идут стоят
блистают смотрят
плывёт блестит
клюёт торопит
бьёт топит

Итоговая рефлексия.

У.: Вот и подходит к концу наш урок. Понравился ли он вам и что нового, интересного вы узнали. Для этого вы должны заполнить перфокарты.

Рисунок 8.

Итог урока.

У.: Вот и закончилось наше путешествие. Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Александра Сергеевича Пушкина. Сказки... Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес. Пушкин очень любил сказки, он слышал их от своей няни - Арины Родионовны Матвеевой. И каждый раз поэт восклицал: "Что за прелесть эти сказки!"

За работу на уроке детям выдаются "золотые" и "серебряные" орешки.

Домашнее задание.

  • Выписать из своей любимой сказки Пушкина по десять глаголов I и II спряжения.
  • Выучить четверостишие и подготовится его писать по памяти.