Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А в ЕГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык


Приоритетным направлением в образовании становится обеспечение развивающего потенциала новых ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) не только начального, но и основного общего образования, где отмечается, что «развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД)». Поэтому необходимо, чтобы в процессе обучения на каждом уроке учащиеся овладели определенными универсальными учебными действиями. Это позволит им самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и приобретать в процессе учения определенные компетентности. Четкое выделение универсальных учебных действий позволит учителю уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретного учебного предмета. На уроках русского языка развитие универсальных учебных действий происходит при работе с языковыми фактами и явлениями.

Лингвистический анализ учебно-научных текстов в части А ЕГЭ по русскому языку (задания А7-А12) предполагает формирование следующих основных умений, проверяемых на итоговой аттестации (см.кодификатор ЕГЭ):

  1. Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
  2. Использовать основные виды чтения в процессе работы с текстом.
  3. Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
  4. Владеть основными приёмами информационной переработки текста.
  5. Осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.

В таблице представлена система работа над лингвистическим анализом текста. Предложенные формы работы можно использовать как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков в 10-11 классах по подготовке к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ.

Задание ЕГЭ Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ Формы работы, используемые при изучении содержания Универсальные учебные действия (УУД)
А7 Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. 1. Анализ учебно-научного текста.
2. Составление логографа (графической схемы) текста в соответствии с развитием мысли автора.
3. Определение темы и ее развитие в тексте (составление тематической цепочки).
3. Работа с терминами конкретной науки для понимания содержания текста.
4. Расположение разрозненных предложений в соответствии с предлагаемой схемой, планом.
5. Проверить понимание текста можно с помощью:
  • ключевых слов;
  • самостоятельного конструирования вопросов к тексту;
  • ответов на заданные вопросы;
  • сжатого или подробного пересказа.
Познавательные:
  • смысловое чтение;
  • анализ объекта (текста) с целью выделения признаков;
  • умение находить и представлять нужную информацию;
  • подведение информации под понятия (текст, тема текста, основная мысль текста, тематическая цепочка);
  • синтез как составление целого из частей;
  • умение структурировать информацию и моделировать с помощью схемы;
  • умение адекватно передавать содержание текста.

Коммуникативные:

  • умение полно и ясно выражать свои мысли;
  • умение ставить вопросы и отвечать на них.

Регулятивные:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата.
А8 Средства связи предложений в тексте. 1. Составление схем цепной и параллельной связи. Составлять схему связи предложений в конкретном тексте.
2. Метод семантического анализа средства связи (значения противопоставления, следствия, причины, вывода, примера и т.д.).
3. Виды средств связи между предложениями в тексте (местоименная замена, наречия, однокоренные слова, формы одного и того же слова, вводные слова и т.д.) и их определение в тексте.
4. Прочитайте пары предложений, определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие.
5. Найдите в тексте слова, которые помогают определить последовательность действий.
6. Найдите в тексте предложения, которые противопоставлены друг другу.
7. Найдите в тексте предложения, одно из которых поясняет суждение, высказанное в предыдущем.
Познавательные:
  • выбор оснований для сравнения, классификации объектов;
  • установление причинно-следственных связей;
  • подведение информации под понятия (цепная и параллельная связь, виды средств связи).

Коммуникативные:

  • умение полно и ясно выражать свои мысли;
  • умение ставить вопросы и отвечать на них.

Регулятивные:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата.
А9 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. 1. Графический анализ предложения (конструирование схемы).
2. Лингвистический анализ языковой единицы по алгоритму (вопрос, значение, от чего зависит в предложении).
3. Работа над видами односоставных предложений.
4. Работа по формированию различий между подлежащим и дополнением в винительном падеже.
5. Работа с союзными словами в роли подлежащего.
6. Работа над видами сказуемых, способами их выражения.
Познавательные:
  • умение структурировать информацию и моделировать с помощью схемы;
  • анализ объекта (грамматической основы) с целью выделения признаков;
  • умение находить и представлять нужную информацию;
  • подведение информации под понятия (виды ОСП, сказуемых, части речи, члены предложения);
  • выбор оснований для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные:

  • умение полно и ясно выражать свои мысли;
  • умение ставить вопросы и отвечать на них.

Регулятивные:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата.
А10 Предложение. Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных предложений по средствам связи частей.
Сложные предложения с разными видами связи.
См. формы к предыдущему заданию.
1. Синтаксический анализ простого и сложного предложения.
2. Работа по классификации сложных предложений, средств связи в них.
3. Составление схем и таблиц.
4. Конструирование предложений:
  • составьте из двух предложений одно (простое осложненное, сложносочиненное);
  • образуйте сложноподчинённое предложение из приведённых простых и т.д.

5. Подбор видов предложений из художественной и публицистической литературы с обязательным обоснованием их типа и структуры).

Познавательные:
  • умение структурировать информацию и моделировать с помощью схемы;
  • анализ объекта (грамматической основы) с целью выделения признаков;
  • умение находить и представлять нужную информацию;
  • выбор оснований для сравнения, классификации объектов.

Регулятивные:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата.

Коммуникативные:

  • умение полно и ясно выражать свои мысли;
  • умение ставить вопросы и отвечать на них.

Познавательные:

  • выдвижение гипотез и их обоснование (почему именно это предложение выписали?).
А11 Части речи. 1. Морфологический анализ слова.
2. Классификация частей речи (таблицы, схемы).
3. Работа по алгоритму (вопрос, значение, морфологические признаки, синтаксическая роль).
4. Работа с омонимичными частями речи.
5. Упражнения на узнавание лексических единиц: найдите в данном тексте существительные (глаголы, прилагательные и т.д.).
Познавательные:
  • анализ объекта (части речи) с целью выделения признаков;
  • умение находить и представлять нужную информацию;
  • выбор оснований для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные:

  • умение полно и ясно выражать свои мысли;
  • умение ставить вопросы и отвечать на них.

Регулятивные:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата.
А12 Лексическое значение слова. 1. Работа со словарями различных видов: толковый, иностранных слов, синонимов.
2. Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку (найдите синонимы, антонимы, заполните пропуски подходящими по смыслу словами.)
3. Работа со значениями многозначного слова, с прямым и переносным значением слова.
4. Объяснение значений заимствованных слов (особенно терминов конкретной науки).
Познавательные:
  • выбор оснований для классификации объекта;
  • умение находить и представлять нужную информацию;
  • выдвижение гипотезы и ее обоснование;
  • синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты (слова);
  • анализ объекта (многозначного слова) с целью выделения признаков (оттенков значений).

Коммуникативные:

  • умение полно и ясно выражать свои мысли;
  • умение ставить вопросы и отвечать на них.

Регулятивные:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата.