Приоритетным направлением в образовании становится обеспечение развивающего потенциала новых ФГОС (Федеральных государственных образовательных стандартов) не только начального, но и основного общего образования, где отмечается, что «развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД)». Поэтому необходимо, чтобы в процессе обучения на каждом уроке учащиеся овладели определенными универсальными учебными действиями. Это позволит им самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и приобретать в процессе учения определенные компетентности. Четкое выделение универсальных учебных действий позволит учителю уделить им приоритетное место в рамках изучения конкретного учебного предмета. На уроках русского языка развитие универсальных учебных действий происходит при работе с языковыми фактами и явлениями.
Лингвистический анализ учебно-научных текстов в части А ЕГЭ по русскому языку (задания А7-А12) предполагает формирование следующих основных умений, проверяемых на итоговой аттестации (см.кодификатор ЕГЭ):
- Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов.
- Использовать основные виды чтения в процессе работы с текстом.
- Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
- Владеть основными приёмами информационной переработки текста.
- Осуществлять анализ, синтез, обобщение и систематизацию языковых и текстовых единиц.
В таблице представлена система работа над лингвистическим анализом текста. Предложенные формы работы можно использовать как на отдельно взятом уроке русского языка или его части, так и в системе уроков в 10-11 классах по подготовке к сдаче итоговой аттестации в формате ЕГЭ.
Задание ЕГЭ | Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ | Формы работы, используемые при изучении содержания | Универсальные учебные действия (УУД) |
А7 | Текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. | 1. Анализ
учебно-научного текста. 2. Составление логографа (графической схемы) текста в соответствии с развитием мысли автора. 3. Определение темы и ее развитие в тексте (составление тематической цепочки). 3. Работа с терминами конкретной науки для понимания содержания текста. 4. Расположение разрозненных предложений в соответствии с предлагаемой схемой, планом. 5. Проверить понимание текста можно с помощью:
|
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
А8 | Средства связи предложений в тексте. | 1. Составление
схем цепной и параллельной связи. Составлять схему связи предложений в
конкретном тексте. 2. Метод семантического анализа средства связи (значения противопоставления, следствия, причины, вывода, примера и т.д.). 3. Виды средств связи между предложениями в тексте (местоименная замена, наречия, однокоренные слова, формы одного и того же слова, вводные слова и т.д.) и их определение в тексте. 4. Прочитайте пары предложений, определите, какое обозначает причину названного в них явления, а какое – следствие. 5. Найдите в тексте слова, которые помогают определить последовательность действий. 6. Найдите в тексте предложения, которые противопоставлены друг другу. 7. Найдите в тексте предложения, одно из которых поясняет суждение, высказанное в предыдущем. |
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
А9 | Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. | 1. Графический
анализ предложения (конструирование схемы). 2. Лингвистический анализ языковой единицы по алгоритму (вопрос, значение, от чего зависит в предложении). 3. Работа над видами односоставных предложений. 4. Работа по формированию различий между подлежащим и дополнением в винительном падеже. 5. Работа с союзными словами в роли подлежащего. 6. Работа над видами сказуемых, способами их выражения. |
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
А10 | Предложение.
Виды предложений по количеству грамматических основ. Виды сложных
предложений по средствам связи частей. Сложные предложения с разными видами связи. |
См. формы к
предыдущему заданию. 1. Синтаксический анализ простого и сложного предложения. 2. Работа по классификации сложных предложений, средств связи в них. 3. Составление схем и таблиц. 4. Конструирование предложений:
5. Подбор видов предложений из художественной и публицистической литературы с обязательным обоснованием их типа и структуры). |
Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
|
А11 | Части речи. | 1. Морфологический
анализ слова. 2. Классификация частей речи (таблицы, схемы). 3. Работа по алгоритму (вопрос, значение, морфологические признаки, синтаксическая роль). 4. Работа с омонимичными частями речи. 5. Упражнения на узнавание лексических единиц: найдите в данном тексте существительные (глаголы, прилагательные и т.д.). |
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|
А12 | Лексическое значение слова. | 1. Работа со
словарями различных видов: толковый, иностранных слов, синонимов. 2. Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку (найдите синонимы, антонимы, заполните пропуски подходящими по смыслу словами.) 3. Работа со значениями многозначного слова, с прямым и переносным значением слова. 4. Объяснение значений заимствованных слов (особенно терминов конкретной науки). |
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные:
|