Урок развития речи на тему "Сплетем венок доброты". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели и задачи урока: (слайд 2)

  • Повторить изученный материал по теме "Лексика", подготовить учащихся к ГИА.
  • Развивать речь детей, учить построению предложений, работать над грамотным оформлением мыслей.
  • Показать роль доброжелательного, вежливого отношения в общении людей, воспитание доброты, милосердия, любви и уважения к ближним.

Оборудование:

  • Стенд" По зову сердца"
  • Плакаты с пословицами:
    • "Доброе слово человеку, что дождь в засуху",
    • "Не одежда красит человека, а его добрые дела",
    • "Спешите делать добро"
  • Высказывания:
  • 1. "За добро плати добром". /К. Г. Паустовский/
    2.Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист - несчастлив"./ И. С. Тургенев/

  • Магнитофон для озвучивания мелодии.

Эпиграф урока:

"Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других". / Л. Толстой/

Тип урока - комбинированный.

Предварительная работа: Учащиеся заранее получили следующие задания:

  1. Выписать пословицы и высказывания о доброте, вежливости.
  2. Читать или сочинять стихи о доброте, вспомнить примеры из жизни, из художественных произведений о доброте.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

/Звучит легкая мелодия /

Мы часто говорим друг другу "желаю вам всего доброго", "желаю счастья" Это не просто выражение вежливости словами, этими словами мы передаём ещё и человеческую сущность. По-настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.

Мы говорим друг другу: "здравствуйте", "доброго вам здоровья" - в этих словах заключается глубокий смысл, в них самая сущность прикосновения души к душе, этими словами мы выражаем своё отношение к величайшей ценности - человеку. Мы говорим друг другу: "спасибо", "благодарю" - в этих словах выражается наше отношение к сделанному для нас добру, наше пожелание, чтобы доброму для людей человеку всегда сопутствовало добро.

Л. Толстой говорил " Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других" (слайд 3). Что такое доброта? Как вы понимаете значение этого слова?

/Доброта - стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству/

Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрения многих выдающихся мыслителей. Вот они: /чтение высказываний учениками/

II. Актуализация. (слайд 4)

Высказывания:

1. "За добро плати добром". /К. Г. Паустовский/

2.Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец, эгоист - несчастлив". / И. С. Тургенев/

- Как вы понимаете эти высказывания?

/ За добро надо платить добром./

/Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжёлые жизненные испытания, остается один, со всеми проблемами, переживает, страдает./

-Как вы думаете, в чём заключается человеколюбие общества?

/Понятие человеколюбие общества я понимаю так: это отношение к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к родной природе, стремление помогать людям в несчастье. Конечно, мы не всегда имеем возможности помочь, но к этому надо стремиться./

- Мы живём в бурное время. Куда-то спешим, кого-то обижаем, да и сами иногда обижаемся. Часто забываем, как себя вести, забываем о своих друзьях, грубо обращаемся с окружающими, забываем о больных, о тех, кто нуждается в помощи.

А как приятно, когда тебе говорят вежливые слова, поднимают твоё настроение, делают добро. Добры ли мы?

- Может, вы знаете стихотворения о доброте.

1 ученик.

С добротой легко на свете жить
Надо всем нам дружбой дорожить,
Добрых слов для друга не жалей,
Добрым жить на свете веселей

2 ученик.

Надо помогать друзьям,
Вместе с ними вырастая,
И поверьте; сила злая
Не опасна будет вам.
Другу помоги с душой
И пекись, как о брате,
Не для выгоды простой
Или выигрыша ради
Другу помоги с душой!

3 ученик.

Немало встречается злого
В любой человеческой судьбе.
А скажут лишь доброе слово-
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, всё же
Мы вслух произносим его.

4 ученик.

Люди разные бывают: хорошие, плохие
Бывают очень сильные
И подвластные стихии,
Способные и так себе,
Горькие и сладкие,
Бывают очень добрые,

Бывают очень гадкие.
Серые, дождливые,
Гнусные, искусные,
Приятные и грустные.

- А какие стихи вы сами сочинили? / Учащиеся читают свои стихотворения/

- Доброта издавна ценилась на Руси. Народ сложил много пословиц о доброте. Какие пословицы вы знаете о доброте?

- От вежливых слов язык не отсохнет.

- Недоброе слово, что огонь жжёт.

- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Не одежда красит человека, а его добрые дела.

- Спешите делать добро .

- Худо тому, кто не делает добра никому.

- Как вы понимаете значений этих пословиц? /Учащиеся высказывают свои мысли/

III. Формирование умений и навыков.

Работа с текстом (слайд 5)

Для тебя и для всех.

  1. Некоторые говорят, что нужно жить для себя. Другие учат жить для ближних. А я думаю, что каждому следует найти такую точку применения сил, чтобы жизнь для себя сама собой выходила жизнью для ближних, для дальних, для всех.
  2. / М. Пришвин/

  3. Что же самое главное в жизни? В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда и чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.
  4. Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты - очень и очень важно. / Д. Лихачёв/

Задания: (слайд 6)

1. К какому типу речи относятся тексты? Почему? Все ли элементы этого типа имеются в текстах?

2. Сравните предложения из 1-го и 2-го текстов:

Некоторые говорят, что нужно жить для себя.

Гораздо реже говорят о злых.

Что в них общего? Определите грамматическую основу.

3. Подберите синонимы и антонимы к словам доброта, добрый. (слайд 7) Укажите, в каких сочетаниях слово добрый употреблено в прямом значении:

добрый поступок,

добрый человек

добрая новость,

добрая память,

добрый малый ,

добрая цель

Физкультминутка

IV. Практическая работа.   (каждый ученик получает текст с заданиями)

Работа над текстом :

1. Чтение вслух

(1)В чём самая большая цель жизни? (2) Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. (3) А добро-это прежде всего счастье всех людей. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую можно уметь решать. (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку. (6) Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве . (7) Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом.(8) Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. (9) А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (10) Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

2. Ответы на вопросы:

-О чём этот текст? Какова главная мысль?

3. Выполнение тестовых заданий:

А1. В каком предложении содержится информация на вопрос "Что такое добро?"

  1. (3) А добро - это прежде всего счастье всех людей.
  2. (4) Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую можно уметь решать.
  3. . (5) Можно и в мелочи сделать добро человеку.
  4. (10) Большая цель добра начинается с малого- с желания добра своим близким, она захватывает всё более широкий круг вопросов.

А2. Какова информация, заключённая в предложениях первого абзаца(1-6)

  1. Увеличивать добро в окружающем нас мире.
  2. Человеку можно сделать добро и в мелочи.
  3. Добро слагается из многого.
  4. Многое начинается с мелочей.

А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

  1. Многое начинается с мелочей, зарождается в детстве.
  2. Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом.
  3. Можно и в мелочи сделать добро человеку.
  4. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека.

А4 . Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ДОБРО все согласные звонкие.
  2. В слове БОЛЬШОЕ мягкость согласного л' на письме обозначена буквой Ь.
  3. В слове ЖЕЛАНИЯ букв больше чем звуков.
  4. В слове ГОРОД все согласные звуки твёрдые.

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) зарождается 2) слагается 3) город 4) близким

В1. Замените слово слагается в предложении 4 синонимом. Напишите этот синоним.

В2 . Выпишите грамматическую основу предложения 3.

В3. Укажите количество грамматических основ в предложении 6 .

Беседа:

- Как осуществляется идея доброты в нашей среде? (Примерные ответы)

/Проводятся благотворительные марафоны, выступления известных артистов, певцов, которые зачисляют свои заработанные деньги на счёт благотворительного фонда/

/Проводятся акции по сбору тёплых вещей, игрушек, которые передаются в детские дома, в дома престарелых, нуждающимся многодетным семьям./

/ Мы тоже помогаем пожилым людям: воду таскаем, делаем уборку дома, очистим двор от снега./

- Что доброго вы можете сделать для своих родителей, товарищей?

/ Для наших родителей главное - быть добрыми, послушными, помогать им в домашних делах, хорошо учиться, чтобы они гордились своими детьми./

/ Для товарищей нужно доброе, внимательное общение, не быть равнодушным к их печалям и заботам, помогать по мере возможности в учёбе /

- Какие примеры вы можете привести из прочитанных произведений на тему доброты? (слайд 8)

/ У В. Распутина есть произведение "Уроки французского", где учительница помогает ученику в голодные послевоенные годы. /

/ У Платонова есть необыкновенный герой - Юшка. Внешне он ничем не примечателен, люди даже издеваются над его беззлобностью и простотой. А какой души оказался этот человек! Он содержал на свои деньги бедную сироту, выучил её на врача. /

/ В рассказе А. Платонова " Неизвестный цветок" маленькая девочка Даша вместила в свою душу необыкновенную доброту к цветку, который вырос на пустыре. Её доброта передалась другим ребятам, и они засадили пустырь цветами, которые радовали всех людей своим разноцветьем и благоуханием./

/ Рассказ А. Куприна " Белый пудель". Героям рассказа присущи доброта, человечность, милосердие./

V. Подведение итогов урока.

Мы становимся свидетелями того, что благотворительность принимает все более массовый характер в нашей республике, в нашем районе. Желаю, чтобы вы тоже подали руку помощи слабым, добрыми словами и делами скрасили старость пожилым, были всегда милосердными. Пусть эпиграф сегодняшнего урока сопутствует вас навсегда.

"Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других"

Я надеюсь, что из вас выйдут добрые люди.

VI. Домашнее задание. (слайд 9)

  • 1 гр. Написать сочинение на тему " Поспешим делать добрые дела".
  • 2 гр. Выучить стихотворение А. Яшина "Спешите делать добро".
Ключ: А1-1 В1- складывается
А2-1 В2-добро-счастье
А3-4 В3-1
А4-3
А5-2

Презентация