Цели и задачи урока:
- повторить общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени прилагательного, роль прилагательного в тексте;
- формировать умение находить и классифицировать орфограммы, применять на практике полученные знания;
- развивать умение работать на компьютере, приемы само- и взаимопроверки, коммуникативные качества школьников, творческие способности; умение работать с разными источниками информации;
- воспитывать культуру общения, публичного выступления, внимание и любовь к слову; используя тематический ряд "Природа", воспитывать любовь к природе, чувство сопричастности ко всему, что нас окружает, бережное отношение к красоте вокруг нас; активизировать знания учащихся о поэзии, о поэте И.Никитине;
- продолжить работу по формированию умения работать с тестами, составлять их, по подготовке к ЕГЭ.
Оборудование: компьютеры, карточки с заданиями, тесты, репродукция картины на медиапроекторе, образцы мини-сочинений.
Методические приемы, технологии: самостоятельная, групповая работа, элементы лаборатории, творческой мастерской, тестирование, ИКТ.
Ход урока
1. Организационный момент.
- С каким настроением вы пришли ко мне на урок?
- Выберите и поставьте в тетради значок, соответствующий вашему настроению.
- Для чего вы пришли сегодня на урок?
Разложить все по полочкам,
Все расставить по клеточкам,
Направленье по струнке задать.
Без качанья, без хаоса,
Без излишнего пафоса,
Без свободы надуманной
Путь умей продолжать!
2. Сообщение темы урока.
- Какова цель сегодняшнего урока? Сформулируйте и задачи, которые перед нами стоят.
- Для чего нам нужно знать все эти сведения?
3. Самостоятельная работа учащихся.
Работа на компьютере: задание № 1 - закончите схему, данную вам.
Имя прилагательное.
Общее грамматическое значение | Морфологические признаки | Синтаксические признаки |
1. ... часть речи. | 1. | 1. |
2. | 2. | 2. |
3. | 3. | 3. |
Пользуясь своей работой, дайте определение имени прилагательного.
4. Групповая работа.
Вспомним орфограммы имени прилагательного, некоторые теоретические сведения о нем.
Работа в группах на компьютере.
Выполните задание № 2, данное вам на компьютере.
(работа над орфограммами)
Высвечиваем выполненное задание на экран, проверяем, дополняем; исправляем, если есть ошибки; обсуждаем, если есть вопросы, сомнения.
- На какое правило задания нет? Расскажите его и приведите примеры.
5. Реализация домашнего задания.
Проверим, как вы усвоили орфограммы имени прилагательного. Выполним тесты, которые вы составили друг для друга дома (тесты до урока проверены учителем).
Выполнение тестов, взаимопроверка. Автор теста проверяет, выставляет оценки. Критерии записаны на доске.
- Кто поставил "5"? "4"? "3"? Есть ли "2"?
Физминутка.
6. Теперь поговорим о роли прилагательных в тексте.
- В каком типе речи чаще всего употребляются имена прилагательные?
- Какова их роль?
- Что такое эпитет? Приведите примеры.
7. Групповая работа на компьютере. Лаборатория.
Задание № 3 для групп № 1 и 2.
Вам дано стихотворение И. Никитина. На месте пропусков вставьте прилагательные, которые вам кажутся уместными, обратите внимание на смысл, рифму, на картину, которую рисует поэт. Выясните в словаре значение незнакомых слов. Найдите в Интернете сведения о поэте.
На западе солнце пылает,
. . . море горит.
Корабль . . . , как птица,
По влаге . . . скользит.Сверкает струя за кормою,
Как крылья, шумят паруса,
Кругом . . . море,
И с морем слились небеса.Беспечно . . . песню
Задумавшись, кормчий поет,
А . . . туча на юге,
Как дым от пожара, встает.
- Какие изобразительно-выразительные средства используются в тексте?
- Какие вспомнились стихи других поэтов?
Задание № 3 для групп № 3 и 4.
Вам дано стихотворение И Никитина. На месте пропусков вставьте имена прилагательные, которые вам кажутся уместными, обратите внимание на смысл стихотворения, рифму, на картину, которую рисует поэт. Выясните в словаре значение незнакомых слов. Найдите в Интернете сведения о поэте И. Никитине.
В . . . небе плывут над полями
Облака с . . . краями,
Чуть заметен над лесом туман,
. . . вечер прозрачно-румян.
Вот уж веет прохладой . . . ,
Грезит колос над . . . межою,
Месяц . . . шаром встает,
. . . заревом лес обдает.
- О каком чувстве говорит поэт, чем оно вызвано?
- Какие изобразительно-выразительные средства используются в тексте?
Проверка. Смотрим на экран, проверяем, что у вас получилось.
- Почему выбрали именно эти прилагательные?
- Значение каких слов искали в словарях?
- Что узнали о поэте?
- А теперь сравним с оригиналами: чье описание ярче? Почему? Над чем нам еще предстоит поработать? (приложение № 1).
8. Морфологический разбор имени прилагательного.
Повторим разбор прилагательного как части речи.
3 человека работают у доски по карточкам, остальные на местах выполняют задание самостоятельно (прилагательные из текстов стихотворений).
Проверим работу у доски: рецензия на ответ, замечания, дополнения, оценка.
9. В творческой мастерской.
- Посмотрите на экран (фотография пейзажной зарисовки).
- Всмотритесь в эту красоту.
- Как бы вы назвали эту фотографию? Почему?
- Поделитесь впечатлениями, ассоциациями, которые возникли у вас, что вспомнилось вам, о чем захотелось рассказать?
- А не услышали ли вы музыку? Какой она должна быть?
Звучит негромкая мелодичная музыка.
- Как вы думаете, какое задание я для вас приготовила?
Это может быть этюд, миниатюра, зарисовка: напишите о том, о чем вам захотелось сказать, глядя на эту фотографию - о своих чувствах, переживаниях, впечатлениях.
Для тех, кто еще затрудняется выполнять творческие задания, имеются образцы работ ребят этого класса, выполненные ранее, и ребят других классов.
Это может быть и рисунок, коллаж, основанный на ассоциациях. Работу можно выполнять индивидуально (сочинение) и в группе.
Итогом урока станет представление, афиширование творческих работ.
10. Рефлексия.
Методика неоконченного предложения:
- Сегодня на уроке я ...
- Мне на уроке было ...
- Мой сосед по парте на уроке был ...
- Учитель на уроке ...
- С каким настроением я ухожу с урока: выберите рисунок из предложенных в начале урока, сравните с первым.
11. Домашнее задание: индивидуально по листу учета знаний, который велся на протяжении изучения всего раздела.