Урок, посвященный Сергею Павловичу Королеву

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Раньше я мечтал летать на самолетах
собственной конструкции, а после встречи
с К.Э. Циолковским решил строить только
ракеты и летать на них.
Это стало смыслом всей моей жизни.
С.П. Королев

Цели:

  1. Расширить знания учащихся о жизни и деятельности С.П. Королева.
  2. Воспитывать чувство гордости за человека, чье имя носит наша школа.

Оборудование:

  • портрет С.П. Королева;
  • видеокассета «Старты пятидесятилетия»;
  • фонограмма увертюры «Время, вперед!» Г. Свиридова;
  • газета «С.П. Королев и Байконур», книжная выставка.

Ход урока

Ведущая:

Покидаем мы Землю родную
Для того, чтоб до звезд и планет
Донести нашу правду земную
И земной наш поклон и привет,
Для того, чтобы всюду победно звучал
Чистый голос любви,
Долгожданный сигнал:
Я-Земля!
Я своих провожаю питомцев,
Сыновей,
Дочерей.
Долетайте до самого Солнца
И домой возвращайтесь скорей!

Ведущий: Самыми любознательными были те, кто «рвался в небо». Можно вспомнить Дедала и Икара, Леонардо да Винчи, Константина Эдуардовича Циолковского, Сергея Павловича Королева, Юрия Алексеевича Гагарина и многих других.

Ведущая: Что может быть столь разным и единым? Почему людей всегда притягивают звезды? Почему в звездную ночь мы, как завороженные, не можем отвести глаз от ярких мерцающих точек в небе? Может быть, это наша генетическая память дает о себе знать? Может быть, на Земле мы, люди, – пришельцы и нам хочется вернуться к звездам. Всего сорок с небольшим лет как человек «шагнул в космос», а кажется, что это случилось давным-давно. Стали привычными полеты к Международным космическим станциям, ведь каждый полет – героический поступок.

Ведущий: В истории освоения космического пространства с именем Королева связано эпоха первых замечательных достижений. Выдающиеся организаторские способности и талант великого ученого позволили ему на протяжении ряда лет направлять работу многих конструкторских коллективов на решение больших комплексных задач.

Ведущая: Сегодня, 12 января, дня рождения С.П. Королева. Его имя носит наша школа. Каждый ученик знает об огромном вкладе этого человека в развитие отечественной и мировой космонавтики.

Учитель: Что вы знаете о жизни и деятельности С.П. Королева?

Ученик: Сережа Королев родился в 1907 году на Украине, в г. Житомире в семье преподавателя словесности. Отец Павел Яковлевич Королев – с отличием закончил Нежинский историко-филологический институт и получил звание учителя гимназии. Однако совместная жизнь с матерью Марией Николаевной Москаленко не сложилась с самого начала. Вскоре, после переезда в Киев, родители разошлись. Сережа воспитывался в семье родителей матери в г. Нежине. Дедушка и бабушка очень любили внука, души в нем не чаяли. Мария Николаевна в это время исполнила давнишнее свое желание – поступила на Высшие женские курсы.

В Нежине в 1911 году Сережа впервые увидел полет на аэроплане русского летчика Уточкина. Грохочущая огромная птица потрясла воображение впечатлительного мальчика и дала в душе такие ростки, которые через десять лет навсегда всем существом завладели Сергея Королева.

Отца Сережа не помнил. Его воспитывали мать – учительница и отчим Григорий Михайлович Баланин – инженер. В 1917 году Сережа вместе с матерью переехал в Одессу к отчиму, где тот получил работу. В 1921 году в Одессе появился отряд гидросамолетов ГИДРО-3, Главного управления Военно-воздушного Флота. Сергей с замиранием сердца наблюдал за их полетом над морем и, конечно, мечтал хоть раз подняться на них в небо. Случай свел подростка с механиком гидроотряда Василием Долгановым – старше его года на четыре. Сережа с интересом наблюдал, как ловко новый знакомый копался в моторе, объясняя ему, что к чему. После первой "лекции" началась и "практика". Отныне все летнее время он проводил в гидроотряде, помогая готовить самолеты к полетам. Изучив мотор, Королев стал незаменимым, безотказным помощником. За это его полюбили вес механики и летчики.

Среднее общее образование ему получить сразу не удалось - не было условий. Окончил профессиональную двухгодичную строительную школу. Учился Сережа прилежно, увлеченно. Классный руководитель говорил про него матери Марии Николаевне: "парень с царем в голове".

Все это время он не прерывал знакомства с механиком Долгановым и летчиками из гидроавиационного отряда. По протекции Долганова, Сергей однажды поднялся в воздух, да еще в гидросамолете, который вел сам командир.

Юноша решил стать летчиком. Вскоре за Сергеем закрепилась слава настоящего механика. Полет следовал за полетом. Сергей от полетов никогда не отказывался.

Ученик: Было в эти годы еще одно пристрастие у Сергея Королева. Часами он трудился и школьной производственной мастерской, где изготавливались деревянные изделия. "Столярная школа" очень пригодилась Сергею, когда он начал строить планеры.

В 1923 году правительство обратилось к народу с призывом построить свой Воздушный флот. На Украине родилось Общество авиации и воздухоплавания Украины и Крыма (ОАВУК).

Сережа сразу стал членом этого общества и начал заниматься в одном из его планерных кружков. Читал рабочим лекции по планеризму. Знания по планеризму, истории авиации юноша приобретал самостоятельно, читая все книги, в том числе и на немецком языке, которые только мог достать. Немецкий язык Сергей Королев, благодаря отчиму и преподавателю стройпрофшколы Готлибу Карловичу Аве, который все уроки вел на немецком языке, знал довольно прилично. Знание языка прочно закрепилось за ним на всю жизнь.

Когда в мастерских ОАВУК началось строительство планера конструкции знаменитого военного летчика К.А. Арцеулова, в работе над ним принял участие и Сергей Королев. В апреле 1924 года он участвовал в работе первой конференции планеристов Одессы. В это время в мае в Москве произошло событие весьма важное для истории космонавтики: основано первое в мире Общество изучения межпланетных сообщений (ОИМС). Почетными членами его были избраны Ф.Э. Дзержинский и К.Э. Циолковский. Основной задачей этого общества было содействие работе по осуществлению заатмосферных полетов с помощью реактивных аппаратов и других научно обоснованных средств.

Ученица: По окончании школы Сергей работал плотником, крыл крыши черепицей, позднее перешел на станок, на производство. Трудовой стаж Главного конструктора начался с шестнадцати лет. "Я буду строителем... но только самолетов", - говорил в те годы Королев. Мария Николаевна в душе противилась увлечению сына, выражая опасения по поводу опасности избираемого им жизненного пути. Рассудительный отчим напротив спокойно относился к нему. В отчиме Сергей находил поддержку своим устремлениям.

Устремлённый к цели Сережа мечтал получить высшее образование, мечтал об учебе в Военно-воздушной академии в Москве. Но туда принимались лица, отслужившие в Красной Армии и достигшие 18 лет. Сергею могла помочь справка из Одесского Губотдела ОАВУК о представлении в авиационно-технический отдел проекта сконструированного им безмоторного самолета К-5, который вместе с ходатайством за сына привезла руководству академии Мария Николаевна. Однако неопределенность с приемом в московскую академию оставалась. И Сергей решил поступит в Киевский политехнический институт, где в, это время предполагалось начать подготовку авиационных инженеров на механическом факультете.

В институте существовал планерный кружок. За его работой следили и помогали многие видные ученые, преподававшие в КПП. Сергей Королев стал его членом. Трудился он, как и все много и увлеченно. Часто по ночам. Спал Королев порой прямо в мастерской на стружках. Он любил работать и слыл мастером на все руки. После него никогда и ничего не переделывали.

Ученик: В 1926 году, отучившись два года в КПИ, Сергей Королев перевелся в Москву в специальную вечернюю группу по аэромеханике МВТУ.

В марте 1927 года Сергей с отличием окончил планерную школу. Одного он уже добился, он научился летать на планере. Дальше его задачей было набраться знаний и ...строить самолеты.

В сентябре 1929 года Сергей Королев и его коллега Сергей Люшин предъявили на VI Всесоюзные планерные состязания в Коктебеле необычный планер, примерно на 50-90 кг тяжелее собратьев. В то время считалось, что чем меньше планер, тем лучше. Пробный полет на "Коктебеле" совершил К.К. Арцеулов, доложив членам технической комиссии: "Планер удачно сбалансирован. Хорошо слушается рулей. Можно допустить к полетам". На планере "Коктебель" двадцатидвухлетний Королев установил рекорд парения. Более четырех часов парил он в воздухе.

С. Королева по-прежнему интересовала авиация, но стремление найти средства летать выше, быстрее, дальше вплотную подвели его к мысли заняться исследованием возможностей реактивною движения. Он был согласен с К.Э. Циолковским: "За эрой аэропланов винтовых должна следовать эра аэропланов реактивных, или аэропланов стратосферы".

Ученик: В 1933 году на базе московской ГПРД и ленинградской Газодинамической лаборатории (ГДЛ) основывается Реактивный научно-исследовательский институт пои руководством И.Т. Клейменова. С.П. Королев назначается его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на перспективы развития ракетной техники заставляют С.П. Королева перейти на творческую инженерную работу, и ему, как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 году удалось довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную – 217, с пороховым ракетным двигателем; и дальнобойную – 212, с жидкостным ракетным двигателем.

В 1938 году по ложному обвинению С.П. Королев был арестован и осужден на 10 лет. Осенью 1940 года он был переведен в новое место заключения – ЦКБ-29 НКВД СССР, где под руководством А.Н. Туполева принимал активное участие в создании и производстве фронтового бомбардировщика Ту-2 и одновременно инициативно разрабатывал проекты управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Это послужило поводом для перевода Королева в 1942 году в другую организацию такого же лагерного типа – ОКБ НКВД СССР при Казанском авиазаводе №16, где велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С.П. Королев со свойственным ему энтузиазмом отдавало, идее практического использования ракетных двигателей для усовершенствования авиации: сокращения длины пробега самолета при взлете и повышения скоростных и динамических характеристик самолетов во время воздушного боя.

Ученик: 13 мая 1946 года было принято решение о создании в СССР отрасли по разработке и производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим же постановлением предусматривалось объединение всех групп советских инженеров по изучению немецкого ракетного вооружения Фау-2, работавшего с 1945 года в Германии, в единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», директором которого был назначен генерал-майор Л.М. Гайдуков, а главным инженером техническим руководителем – С.П. Королев. В Германии

Сергей Павлович не только изучает немецкую ракету Фау-2, но и проектирует более совершенную баллистическую ракету с дальностью полета до 600 км. Вскоре все советские специалисты возвращаются в Советский Союз в научно-исследовательские институты и опытно-конструкторские бюро, созданные согласно упомянутому майскому постановлению правительства. В августе 1946 года С.П. Королев был назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия и начальником отдела №3 НИИ-88 по их разработке.

Ученица: Совместно с практическими работами над ракетным оружием в НИИ-88 под научным руководством С.П. Королева были начаты широкомасштабные проектно-экспериментальные исследования по темам Н-1, Н-2, Н-3 с целью создания научно-технического задела для разработки качественно новых баллистических ракет.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами. С.П. Королев, как сейчас видно, стремился к большему – к покорению космического пространства и космическим полетам человека. С этой целью Сергей Павлович еще в 1949 году совместно с учеными АН СССР начал исследования с использованием модификаций ракеты Р-1А путем их регулярных вертикальных запусков на высоты до 100 км, а затем с помощью более мощных ракет Р-2 и Р-5 на высоты 200 и 500 км соответственно. Целью этих полетов были изучение параметров ближнего космического пространства, солнечных и галактических излучений, магнитного поля Земли, поведения высокоразвитых животных в космических условиях (невесомости, перегрузок, больших вибраций и акустических нагрузок), а также отработка средств жизнеобеспечения и возвращение животных на Землю из космоса – было произведено около семи десятков таких пусков. Этим Сергей Павлович заблаговременно заложил серьезные основы для штурма космоса человеком. В 1955 году еще задолго до летных испытаний ракеты Р – С.П. Королев, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Правительство поддерживает эту инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88 и становится самостоятельной организацией, главным конструктором и директором которой назначается С.П. Королев. И уже 4 октября 1957 года С.П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.

Ученик: 12 апреля 1961 года С.П. Королев снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль "Восток-Г", он реализует первый в мире полет человека – гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.

Сергей Павлович в решении проблемы освоения человеком космического пространства не спешит. Первый космический корабль сделал только один виток: никто не знал, как человек будет себя чувствовать при столь продолжительной невесомости, какие психологические нагрузки будут действовать на него во время необычного и неизученного космического путешествия. Вслед за первым полетом Ю. А. Гагарина 6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле "Восток-2" был совершен второй космический полет, который длился одни сутки. Опять – скрупулезный анализ влияния условий полета на функционирование организма. Затем совместный полет космических кораблей "Восток-3" и "Восток-4", пилотируемых космонавтами А.Н. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год – совместный полет космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях "Восток-5" и "Восток-6" с 14 по 16 июня 1962 года – изучается возможность полета в космосе женщины. За ними – с 12 по 13 октября 1964 года – в космосе экипаж из трех человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле "Восход-Г1". 18 марта 1965 года во время полета на корабле "Восход-2" с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.

Ученица: Отслеживая череду совершенных космических полетов, нельзя не заметить четкую методическую последовательность освоения космического пространства человеком и подготовки к созданию научной пилотируемой долговременной орбитальной станции (ДОС), о необходимости которой С.П. Королев говорил еще в начале штурма космоса Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС. Ее прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль "Союз". В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей "Союз" и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах. К сожалению, Сергей Павлович не дожил до воплощения своих идей в космических кораблях "Союз".

Для реализации пилотируемых полетов и запусков автоматических космических станций С.П. Королев разрабатывает на базе боевой ракеты семейство совершенных трехступенчатых и четырехступенчатых носителей. Таким образом, вклад С.П. Королева в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим.

Демонстрация видеосюжета о космических буднях космодрома под музыку сюиты Г.В. Свиридова «Время, вперед!».

Учитель: Байконур – это легендарный город! Здесь живут и трудятся люди во благо нашего Отечества, во благо нашего государства!

Ученик:

Нам гений Циолковского и подвиг Королева
В космические дали открыли верный путь.
Вслед за Колумбом космоса, за Юрием Гагариным,
Так хочется к галактикам неведомым шагнуть.
Ах, звездная романтика, нам каждому знакома
Манящую вселенную мне хочется обнять.
Да, есть судьба такая – стоять на страже космоса,
И небо наше звездное собою заслонять.
Здесь звезды редко падают, погоны изменяя,
Все чаще серебрятся сединою на висках.
И служат не за деньги, и даже не за звания,
А служат за Отечество в космических войсках.

Исполняется песня "Чтоб в мире не было тревог".

Ученик:

Мы с песками безбрежными рядом
На околице звездной живем,
Город наш мы зовем Звездоградом,
Космодромной столицей зовем.

Пусть пески и погода суровы,
В мире звезднее города нет,
Здесь живут и мечты Королева
И улыбки гагаринской свет.

Деятельность С.П. Королева была неотделимо связана с нашим космодромом. Дважды Герой Социалистического Труда академик Королев Сергей Павлович стоит первым в ряду основоположников города и космодрома. Именем основоположника практической космонавтики С.П.Королева в городе названа площадь на пересечении проспектов Абая и Академика Королева. Здесь же на площади установлен памятник Главному конструктору скульптора А.П. Файдыш-Карандиевского и архитектора Н.Асатура. За памятником 2 июня 1999 года открыт красивый сквер имени С.П. Королева с фонтаном и детским игровым городком.

Имя С.П. Королева носит средняя школа №3. На фасаде дома №9 по улице Октябрьской установлена мемориальная доска, свидетельствующая о том, что здесь проживал С.П. Королев. На площадке №2 космодрома находится мемориальный музей – домик, где проживал Сергей Павлович, бывая на космодроме.
Памятник С.П. Королеву в Байконуре.

С именем С.П. Королева навсегда будет
связано одно из величайших завоеваний
науки и техники всех времен – открытие
эры освоения человечеством
космического пространства.

Академик М.В. Кельдыш

Здесь, на просторе солнечно-степном,
Приходят мысли необыкновенные,
Он думает о чем-то дорогом,
Вокруг – его провинция – Вселенная.

Он людям двери в космос отворил
На сотни лет и далее на тысячи.
Не из гранитной глыбы – из зари
Ваятелем на площади он высечен.

Он поступь Байконура слушать рад,
Исполнив историческую миссию.
С ним звезды до рассвета говорят,
Как члены Государственной комиссии.

Выступление почетного гостя Ровкова Андрея Владимировича.

Вопрос учащихся: как Вам удалось удостоиться титула «Мирового парня»?

Урок героя, посвященный С.П. Королёву.