Начальная школа
-
Формирование у младших школьников общих умений решать текстовые задачи 2007
Я работаю в школе более 20 лет и долгое время испытывала неудовлетворение, формируя у учащихся умение решать задачи. Наверное, это было связано с тем, что не все учащиеся могли самостоятельно справиться с решением задачи или же предлагали единственный способ решения. Теперь, работая по учебнику математики Н.Б. Истоминой, поняла, что трудности, которые испытывали мои ученики при решении задач, были связаны с подходом, которого придерживалась, обучая их умению решать задачи. Хочу поделиться своими размышлениями.
-
Урок развития речи по картине А.А. Пластова "Первый снег" 2007
В начальной школе дети начинают приобщаться к большому искусству – живописи, широко используют репродукции картин известных художников. К.Д. Ушинский о значении картины для развития речи учащихся говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начинайте показывать картинки, и класс заговорит свободно, непринуждённо». Обычно дети интуитивно правильно реагируют на эстетическое содержание произведения изобразительного искусства. При восприятии пейзажа они, например, охают: «Как красиво!» – а глядя на картину, где изображён злодей, негодуют; готовы защитить слабого и наказать обидчика. Вот здесь стоит задача – не убить в ученике его эмоциональное восприятие своим сухим вопросом: «Что здесь нарисовано?»
-
Урок взаимообучения по русскому языку в 3-м классе (программа "Начальная школа XXI века") 2007
Урок по русскому языку в 3-м классе, проводимый в форме взаимообучения, позволяет в полной мере развивать индивидуальные способности каждого ученика, повышает взаимоответственность детей. Особенность данного урока заключается в том, что дети хорошо усваивают материал, получая помощь не столько от учителя, сколько от учащихся. На уроке используется работа в парах и коллективная работа. Успешность выполнения всех заданий контролируется при помощи экспресс-тестов, а также по жетонам.
-
Тематическое использование опор по русскому языку во 2-м классе "Школа-2100" 2007
В основе проблемного обучения лежит принцип открытия учениками выводов науки, способов действия, приложения знаний к практике. В результате возникает необходимость обозначить «открытие», зафиксировать его на бумаге, представить его в виде абстрактного образа, а это ведёт к созданию опоры. В статье предлагаются опоры по темам русского языка 2-го класса ОС «Школа-2100», разработанные и используемые мною в работе. Это позволяет повысить уровень мотивации обучения, способствует развитию грамотности, внимания, креативных способностей, повышает качество обученности.
-
Нервная система и ее роль в организме (окружающий мир, 4-й класс, автор О.Т. Поглазова) 2007
Предложен конспект урока по предмету "Окружающий мир", на котором учащиеся знакомятся со стоением нервной системы человека.
-
Логопедическое занятие с учащимися 2-го класса, имеющими системное недоразвитие речи, по коррекции дисграфии и развитию связной устной речи по теме: "Обозначение мягкости согласных буквой Ь" 2007
Представленное занятие является частью системы занятий по развитию фонематического анализа. Но работу по формированию навыка обозначения мягкости согласных буквой ь, я попыталась дополнить работой по закреплению навыков составления описательного рассказа. При этом я использовала зрительные опоры, частично заимствованные из методики В.К. Воробьёвой. Кроме того, подобран занимательный речевой материал, что значительно повышает мотивацию учащихся, стимулирует познавательную деятельность, расширяет кругозор учащихся и их представления об окружающем мире.
-
Разработка урока математики в 1-м классе по системе Л.В. Занкова на тему: "Верные и неверные равенства и неравенства" 2007
Цели урока: дать понятия "верное" и "неверное" равенство и неравенство; обобщать и систематизировать знания о равенствах и неравенствах; развивать внимание, память, логическое мышление, умение делать обобщающие выводы.
-
Интегрированный урок по ОБЖ и природоведению в 3-м классе на тему: "Опора тела и движение. Осанка – стройная спина!" 2007
Цели: дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении; профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; воспитать умение владеть своим телом в покое и движении.
-
Урок русского языка по теме: "Мягкий знак в конце существительных после шипящих" 2007
Предлагаемый урок русского языка в 3-м классе формирует у учащихся навыки орфографического письма, содержит дифференцированные задания, осуществляет обратную связь, расширяет кругозор учащихся о птицах, воспитывает эстетические чувства на примерах стихотворений Н. Никитина и С. Есенина.
-
Урок окружающего мира по теме: "Жизнь – особенность нашей планеты" (по системе Л.В.Занкова). 2-й класс 2007
Предлагаемый урок содействует формированию правильных представлений об особенностях нашей планеты Земля, способствует расширению кругозора учащихся в области астрономии, развивает познавательный интерес и творческую активность учащихся младших классов.
-
Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [х] и [х'], буква Х, х" 2007
Урок обучения грамоте разработан по программе "Школа России" с элементами развивающего обучения. Предназначен в помощь учителю начальных классов: направлен на развитие творческого мышления учащихся, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, интереса к чтению. На уроке используются новые подходы к изучению нового материала (урок проводится в преддверии Новогоднего праздника с украшением елки).
-
Тема урока: "Разнообразие растительного мира Краснодарского края" 2007
Сегодня наша школа имеет возможность для экспериментов, творчества, поисков новых путей развития, но одной из важнейших задач образования остается введение растущего человека в культуру своего народа. Без знания истории родного края, природы, литературы, искусства, традиций, обычаев, особенностей малой родины невозможно становление гражданской позиции, нравственности. Так, в школах Краснодарского края введен курс "Кубановедение".
-
Тема урока: "Герб, флаг, гимн Кубани" 2007
Сегодня наша школа имеет возможность для экспериментов, творчества, поисков новых путей развития, но одной из важнейших задач образования остается введение растущего человека в культуру своего народа. Без знания истории родного края, природы, литературы, искусства, традиций, обычаев, особенностей малой родины невозможно становление гражданской позиции, нравственности. Так, в школах Краснодарского края введен курс "Кубановедение".
-
Урок по внеклассному чтению в 3-м классе. К 100-летию со дня рождения Веры Васильевны Чаплиной. Тема урока: "Рассказы Веры Васильевны Чаплиной о животных" 2007
Урок посвящен творчеству талантливого биолога, писательницы, большого друга животных - В.В. Чаплиной. Ее творчество воспитывает доброту к нашим младшим братьям, сеет в детские трепетные души зерно, которое даст прекрасные всходы.
-
Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка 2007
В каждой семье используются методы поощрения и наказания, но не всегда они приносят желаемые результаты. Возникает вопрос: "Почему?" В этой работе вы найдете ответ на данный вопрос.
-
Из опыта работы с орфографическим словарем 2007
В этой статье рассматриваются практические методы работы с орфографическим словарем в начальных классах. Особое внимание уделяется формированию прочного навыка работы со словарем, приводятся конкретные примеры заданий, помогающих учащимся легко ориентироваться в словаре.
-
Формирование у первоклассников нввыков проверки арифметических действий 2007
В данной статье я покажу, как можно использовать в качестве средства проверки вычислений счетный материал, широко применяемый для предметной иллюстрации действий сложения и вычитания, а также раскрою доступные первоклассникам средства устной проверки.
-
Интегрированный урок для начальных классов "Музыка в москвоведении" 2007
Урок обеспечивает усвоение, повторение, закрепление музыкальных и художественных понятий, исторических фактов, формирование эмоционально-нравственного отношения к музыке, посвященной Москве, воспитание патриотизма, гордости за Москву, причастности к ее славному прошлому.
-
Тема урока: "Проверка вычислительных навыков". 4-й класс 2007
Урок математики в 4-м классе - урок проверки вычислительных навыков учащихся, их умения составлять и решать задачи. На уроке формируется интерес к истории страны, воспитывается чувство гордости за свою родину.
-
Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников 2007
Для организации полноценного совместного учебного действия школьников очень важны такие формы работы, как взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. В статье автор делится своими размышлениями по поводу организации групповой деятельности на уроках в младших классах. Необходимость такой формы работы очевидна, но чтобы взаимодействие было эффективным, нужно ответить на ряд вопросов, таких как:<br> – Какие цели и задачи преследуются?<br> – Каким образом будут формироваться группы?<br> – Что и как будет оцениваться в итоге работы?<br> – Чего нельзя допускать в ходе совместной деятельности?
-
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Снова о Ь" 2007
Урок в 3-м классе "Снова о Ь" - конкурсный урок, подготовленный по учебнику русского языка "К тайнам нашего языка" (авт. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко), но может использоваться по любой программе обучения. На каждом этапе урока прослеживалась деятельность детей, которая приводила к поставленной цели. Через создание проблемной ситуации дети сами обозначили тему и цель урока. Урок построен так, чтобы каждый ученик почувствовал себя успешным в обучении, присутствовала самооценка, развивались творческие способности детей.
-
Урок по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Что у нас под ногами?" (программа "Мир вокруг нас" А.А. Плешаков) 2007
Урок окружающего мира в начальной школе знакомит учащихся с различными видами камней, с их свойствами и способами образования. Урок построен так, что на часть поставленных вопросов дети отвечают сами.
-
Игра как метод формирования положительного отношения младших школьников к учению 2007
Младший школьный возраст отличается тем, что положительное отношение к учёбе слабо дифференцировано, непрочно. Но если у ребёнка сложилось положительное отношение к учёбе, то ему легче учиться. Очень важен тот факт, что формирование положительного отношения к учению у младших школьников накладывает определённый отпечаток на весь процесс обучения. Формированию положительного отношения к учению и стимулированию познавательной активности младших школьников в процессе обучения способствует метод дидактических, сюжетно-ролевых и развивающих игр.
-
Урок по природоведению в 4-м классе на тему: "Пустыня" 2007
Урок природоведения в 4-м классе продолжает путешествие по природным зонам России. Он посвящен пустыне и ее обитателям.
-
Урок по русскому языку на тему: "Правописание падежных окончаний имен существительных" 2007
Урок по русскому языку в 4-м классе по теме "Правописание падежных окончаний имен существительных".
-
Конспект урока-сказки по интегрированному курсу: природоведение и ОБЖ на тему: "Знай правила движения, как таблицу умножения" 2007
Предлагаю вашему вниманию урок-сказку по интегрированному курсу: природоведение, ОБЖ "Знай правила движения, как таблицу умножения". Ознакомление учащихся с правилами движения, воспитание у них навыков безопасного поведения на улице и в городском транспорте - основная задача этого курса. Этот урок - результат совместного труда учащихся, их родителей и работников ГИБДД Южного округа г. Москвы и г. Видного Московской области.
-
Проект учащихся 3-го класса "Книга – мой друг" по теме: "Проектно-исследовательская деятельность учащихся начальной школы" (из опыта практической работы) 2007
В статье показана работа с учащимися начальной школы по методу проекта. Представлены этапы работы над проектом, классификация, структура. Даны теоретические знания, которые станут полезны педагогам начальной школы.
-
Тема урока: "Человек и общество" 2007
Довести до сознания детей мысли о том, что общество основано на взаимосвязи интересов, взаимозависимости людей, объяснить, что такое конфликт, компромисс, право, совесть, мораль.
-
Открытый урок по литературному чтению "Самого главного глазами не увидишь" по повести Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2007
Живет на свете уже много лет удивительная повесть-сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Удивительна она тем, что ставит перед нами очень важные и трудные вопросы. Как часто в жизни бывает, что взрослые не всегда понимают своих детей! Да и дети зачастую не всегда понимают взрослых.
-
Аналитико-исследовательская деятельность учителя как основа коррекции знаний и повышения уровня предметной подготовленности учащегося 2007
Проблема слабоуспевающих учеников – это проблема комплексная, требующая для своего разрешения участия всех вовлеченных в нее сторон: самого ребенка, учителя и родителей. Учитель должен играть роль организатора, фассилитатора процесса изменения. При этом он действует в интересах ребенка. И моя цель – помочь ребенку почувствовать, что я с ним не для того, чтобы в очередной раз вынудить его защищаться от обвинений, а для того, чтобы помочь ему стать более успешным. А чтобы ответить на вопрос: «Как помочь?», надо было определиться, какие именно знания помогут скорректировать педагогическую деятельность.