Литература в 1-м классе по теме: "Творчество Н.М. Рубцова"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Познакомить детей с творчеством Н. М. Рубцова (Первый снег. Ласточка. Воробей. Ворона).
  2. Учить детей анализировать стихи.
  3. Раскрыть идею и смысл стихотворений. Сравнить их.
  4. Познакомить с картиной Пластова “Первый снег”.
  5. Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.
  6. Учить выразительности чтения.
  7. Развивать в детях эмоционально-чувствительное отношение к действительности.
  8. Формировать личностное видение окружающего мира.
  9. Воспитывать чувство сопереживания, сострадания к птицам, слабым.
  10. Прививать любовь к современной поэзии.

Оборудование.

  1. Портрет Н. М. Рубцова.
  2. Газеты о творчестве и жизни поэта.
  3. Титульные листы сборников стихов.
  4. Стихи и их анализ.
  5. Школьные словари литературных терминов и понятий (Л. Б. Есин и др.).
  6. З. И. Романовская. Живое слово, с.74.
  7. Стихотворение “Первый снег” (на листе ватмана и у каждого отпечатанное).
  8. Грамзапись “Времена года”.
  9. Картина Пластова “Первый снег”.
  10. Карандаши, линейки.
  11. Макет телевизора.

Ход урока

1. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством современного поэта Николая Михайловича Рубцова. Проанализируем его стихотворение “Первый снег”.

2. Рассказ учителя.

- Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года. Если бы он был жив, ему в 2006 году исполнилось бы 70 лет. Мальчиком, он рано остался без родителей (“Мать умерла. Отец ушел на фронт. Соседка злая не даёт проходу”) – пишет поэт в стихотворении “Детство”. Мальчика отправили в “детский дом на берегу реки”. Жизнь его была очень трудной, бесприютной, прожил он недолго, всего 35 лет. Умер в 1971 году. Однако написал Рубцов много замечательных стихотворений. На выставке мы можем это увидеть.

Николай Михайлович писал и для детей. Это в основном стихи о животных, птицах, о природе: “Ласточка”, “Воробей”, “Ворона”, “Медведь”, “Про зайца”, “Коза”, “Берёзы”, “Первый снег”.

3. Анализ стихотворения “Первый снег”.

а) Учитель читает стихотворение наизусть. Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года”.

(Дети слушают, закрыв глаза).

б) - Какое настроение вызывает это стихотворение?

(Какое приподнятое чувство вызывает у поэта первый снег! Хочется радоваться вместе с ним, отбросить усталость, грусть, печаль.)

- О чём это стихотворение?

(Поэт любит этот момент в жизни природы. Она, укрываясь белым одеялом, уходит в живительный сон: снег – “в замёрзших руслах рек”, “в полях, селеньях – и в бору, слегка гудящих на ветру”. Поэт любуется лосем “…весь в светящемся снегу замирает на бегу”).

- Почему? (Дорога гладкая, подмерзло).

в) Повторное чтение, самостоятельное.

- Прочитайте внимательно стихотворение про себя. Найдите и запомните непонятные слова.

- Какие слова непонятны?

Русло – углубления в земле, по которому течет река.

Дожинки – конец уборки урожая..

Кнут – верёвка или ремень, прикреплённые к палке, служащие для понукания лошадей.

Упряжка – несколько лошадей, запряженных вместе.

Бор – хвойный лес.

Учитель объясняет с помощью учащихся.

г) Стихотворение читает Даша.

- Какие художественно – изобразительные средства, или тропы, вы знаете?

(Сравнения, метафора, эпитет, олицетворение; контраст, юмор, мораль).

- Какие тропы использовал автор, чтобы выразить состояние своей души: восторг, восхищение первым снегом?

Стихотворение богато эпитетами, яркими, красочными: реки тихие, снег светящийся, голуби белые, русла замёрзшие, берег отдалённый.

Сравнение – снег из-под саней, как стая белых голубей.

Метафора – бор, гудящий на ветру.

Олицетворение – взлетает снег.

Вопросительные и восклицательные предложения оживляют стихотворение.

д) Словесное рисование.

- Ребята! Представьте, что вы художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?

- Почему так много различных картин можно нарисовать к одному стихотворению?

- У Рубцова каждая строчка, каждое предложение – зримый образ – картина. Он природу не только видит, он её ощущает.

“Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.”

- Какой цвет будет преобладать в ваших картинах?

4. Работа по картине Пластова “Первый снег”.

а) – А сейчас мы познакомимся с другим видом искусства.

Посмотрите внимательно на эту репродукцию картины. Написал её Аркадий Александрович Пластов, называется она “Первый снег”.

- Кто особенно рад первому снегу?

- Почему вы так думаете?

- Как девочка встретила первый снег?

- Что можно сказать о её настроении? Как художник передал его?

б) – Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Александровича Пластова на тебя словно пахнёт нежной свежестью. И передана эта нежность и свежесть цветом.

Для своей картины “Первый снег” А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены.

И девочка, которая рядом с братишкой стоит на запорошённом снегом крыльце, тоже в белом. Нежная, как снежинка.

Братишка в тёплой куртке и шапке-ушанке. А девочка выскочила на крыльцо в одном платьишке, наспех накинув на голову шерстяной платок.

Ей зябко. Но уходить не хочется. Уж очень красив падающий снег!

В кино заснять снегопад просто. Но холст, на котором художник кистью наносит мазки, - неподвижен. Как заставить тебя поверить, что на картине снежинки кружатся, летят?

И всё же ты поверишь гибким ветвям берёзы, между которыми проскальзывают хрупкие белые звёздочки. Художник отклонил их в одну сторону, показывая направление ветра, а значит, и направление полёта пушистых, воздушно-лёгких снежинок.

Нельзя не поверить и девочке. Улыбаясь и щурясь, как щурятся все ребята, когда к ним на лоб, на щёки, на нос падают и тают снежинки, она смотрит в небо, с которого на землю сыплется снег.

И ты, вместе с девочкой радуясь первому снегу, невольно вскидываешь голову вверх.

По двору важно разгуливает ворона. Зачем она понадобилась художнику? Прикрой ворону рукой, а потом отведи руку – и поймёшь. Крупная, серая, с черными крыльями птица на свежевыпавшем снегу – словно клякса на чистой странице тетрадки. И поставил художник эту “кляксу” нарочно. От тёмного пятна чистый белый снег кажется ещё белей. Только он не всегда такой.

в) Составьте рассказ к этой картине.

- Какие стихи о первом снеге мы ещё учили, прочитайте отрывки.

5. Работа над выразительным чтением.

а) – Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения.

- Какие правила выразительного чтения мы знаем?

(Читать надо не торопясь, вдумываясь в то, о чём читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова. Надо останавливаться на точках.)

- Правильно! Сейчас мы возьмём карандаш и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мы должны сделать паузу, т. е. остановиться при чтении, поставим вот такой знак “/”. Разберём первую строфу.

- Какие слова вы бы выделили в первой строчке?

Ах, / кто не любит первый снег /

- Почему?

- Так, вторая строка.

В замерзших руслах тихих рек, /

- Почему?

- В третьей строке что выделяем?

В полях, / в селеньях и в бору, /

- Почему?

- Наконец, в четвёртой.

Слегка гудящем на ветру! /

- Почему?

- Мы не будем настаивать на своём мнении, так как каждый чтением может передать чувства, охватившие его.

Уточним, в каком темпе мы будем читать всё стихотворение?

(Спокойно).

- Теперь паузы расставим.

б) – Остальное стихотворение разберите самостоятельно.

в) – Затем, пользуясь своими разметками, прочитайте его про себя.

(Дети самостоятельно работают над текстом, если кому-то нужна помощь учителя, то он обращается к нему).

г) Конкурс чтецов.

- Внимание, внимание!

Объявляется конкурс чтецов.

Желающие – на сцену.

2 – 3 ученика выходят к доске и читают стихотворение “по телевизору”. Чтение оценивается.

6. Итог урока.

– Подведём итоги нашей работы.

– Чем мы занимались на уроке?

– Какой цветок расцвёл в твоей душе?

– Почему?

7. Домашнее задание.

Каждый выбирает сам (есть 3 варианта).

  1. выучить наизусть понравившееся стихотворение “Ворона” или “Воробей”;
  2. сравнить эти стихи, проанализировать их;
  3. сочинить маленькое стихотворение о зиме.

Дополнительные задания.

1. Анализ стихотворения Рубцова “Ласточка”.

Женя читает стихотворение наизусть.

- Стихотворение вызывает страдание, хочется помочь. Но чем? Как утишить боль потери птенца? Это стихотворение написано как бы о самом себе. Ведь сам он выпал из родительского гнезда неоперившимся птенцом.

Кто первым откликнулся на крик ласточки? Те из людей, кто чище душой; “Дети окрестные мигом все прибежали сюда”.

Всё как у людей в мире живой природы, те же радости, те же страдания.

Стихотворение учит нас быть более чуткими, внимательными, аккуратными, ответственными, чтобы по нашей вине не произошло что-либо непоправимое.

В то же время учит состраданию, быть не только наблюдательными, но и помочь чем-то.

2. Буриме.

__________морозы

__________берёзы

__________иней

__________синий

3. Чтение с доски пословиц, найти ту, которая больше всех подходит к теме урока.

Снег холодный, а от стужи укрывает.

Как не мойся, белее снега не будешь.

Не тот снег, что метёт, а тот, что сверху идёт.

Белый снег на чёрную землю, и тот к лицу.

Белее снегу белого.

Снежком всё прикроет.

Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу.

Снег глубок – хлеб хорош.

Снег глубок – год хорош.

Зима без снега – лето без хлеба.