Цели.
- Познакомить детей с творчеством Н. М. Рубцова (Первый снег. Ласточка. Воробей. Ворона).
- Учить детей анализировать стихи.
- Раскрыть идею и смысл стихотворений. Сравнить их.
- Познакомить с картиной Пластова “Первый снег”.
- Продолжить знакомство с литературоведческими терминами.
- Учить выразительности чтения.
- Развивать в детях эмоционально-чувствительное отношение к действительности.
- Формировать личностное видение окружающего мира.
- Воспитывать чувство сопереживания, сострадания к птицам, слабым.
- Прививать любовь к современной поэзии.
Оборудование.
- Портрет Н. М. Рубцова.
- Газеты о творчестве и жизни поэта.
- Титульные листы сборников стихов.
- Стихи и их анализ.
- Школьные словари литературных терминов и понятий (Л. Б. Есин и др.).
- З. И. Романовская. Живое слово, с.74.
- Стихотворение “Первый снег” (на листе ватмана и у каждого отпечатанное).
- Грамзапись “Времена года”.
- Картина Пластова “Первый снег”.
- Карандаши, линейки.
Макет телевизора.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством современного поэта Николая Михайловича Рубцова. Проанализируем его стихотворение “Первый снег”.
2. Рассказ учителя.
- Николай Михайлович Рубцов родился 3 января 1936 года. Если бы он был жив, ему в 2006 году исполнилось бы 70 лет. Мальчиком, он рано остался без родителей (“Мать умерла. Отец ушел на фронт. Соседка злая не даёт проходу”) – пишет поэт в стихотворении “Детство”. Мальчика отправили в “детский дом на берегу реки”. Жизнь его была очень трудной, бесприютной, прожил он недолго, всего 35 лет. Умер в 1971 году. Однако написал Рубцов много замечательных стихотворений. На выставке мы можем это увидеть.
Николай Михайлович писал и для детей. Это в основном стихи о животных, птицах, о природе: “Ласточка”, “Воробей”, “Ворона”, “Медведь”, “Про зайца”, “Коза”, “Берёзы”, “Первый снег”.
3. Анализ стихотворения “Первый снег”.
а) Учитель читает стихотворение наизусть. Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года”.
(Дети слушают, закрыв глаза).
б) - Какое настроение вызывает это стихотворение?
(Какое приподнятое чувство вызывает у поэта первый снег! Хочется радоваться вместе с ним, отбросить усталость, грусть, печаль.)
- О чём это стихотворение?
(Поэт любит этот момент в жизни природы. Она, укрываясь белым одеялом, уходит в живительный сон: снег – “в замёрзших руслах рек”, “в полях, селеньях – и в бору, слегка гудящих на ветру”. Поэт любуется лосем “…весь в светящемся снегу замирает на бегу”).
- Почему? (Дорога гладкая, подмерзло).
в) Повторное чтение, самостоятельное.
- Прочитайте внимательно стихотворение про себя. Найдите и запомните непонятные слова.
- Какие слова непонятны?
Русло – углубления в земле, по которому течет река.
Дожинки – конец уборки урожая..
Кнут – верёвка или ремень, прикреплённые к палке, служащие для понукания лошадей.
Упряжка – несколько лошадей, запряженных вместе.
Бор – хвойный лес.
Учитель объясняет с помощью учащихся.
г) Стихотворение читает Даша.
- Какие художественно – изобразительные средства, или тропы, вы знаете?
(Сравнения, метафора, эпитет, олицетворение; контраст, юмор, мораль).
- Какие тропы использовал автор, чтобы выразить состояние своей души: восторг, восхищение первым снегом?
Стихотворение богато эпитетами, яркими, красочными: реки тихие, снег светящийся, голуби белые, русла замёрзшие, берег отдалённый.
Сравнение – снег из-под саней, как стая белых голубей.
Метафора – бор, гудящий на ветру.
Олицетворение – взлетает снег.
Вопросительные и восклицательные предложения оживляют стихотворение.
д) Словесное рисование.
- Ребята! Представьте, что вы художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?
- Почему так много различных картин можно нарисовать к одному стихотворению?
- У Рубцова каждая строчка, каждое предложение – зримый образ – картина. Он природу не только видит, он её ощущает.
“Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться,
чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.”
- Какой цвет будет преобладать в ваших картинах?
4. Работа по картине Пластова “Первый снег”.
а) – А сейчас мы познакомимся с другим видом искусства.
Посмотрите внимательно на эту репродукцию картины. Написал её Аркадий Александрович Пластов, называется она “Первый снег”.
- Кто особенно рад первому снегу?
- Почему вы так думаете?
- Как девочка встретила первый снег?
- Что можно сказать о её настроении? Как художник передал его?
б) – Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Александровича Пластова на тебя словно пахнёт нежной свежестью. И передана эта нежность и свежесть цветом.
Для своей картины “Первый снег” А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены.
И девочка, которая рядом с братишкой стоит на запорошённом снегом крыльце, тоже в белом. Нежная, как снежинка.
Братишка в тёплой куртке и шапке-ушанке. А девочка выскочила на крыльцо в одном платьишке, наспех накинув на голову шерстяной платок.
Ей зябко. Но уходить не хочется. Уж очень красив падающий снег!
В кино заснять снегопад просто. Но холст, на котором художник кистью наносит мазки, - неподвижен. Как заставить тебя поверить, что на картине снежинки кружатся, летят?
И всё же ты поверишь гибким ветвям берёзы, между которыми проскальзывают хрупкие белые звёздочки. Художник отклонил их в одну сторону, показывая направление ветра, а значит, и направление полёта пушистых, воздушно-лёгких снежинок.
Нельзя не поверить и девочке. Улыбаясь и щурясь, как щурятся все ребята, когда к ним на лоб, на щёки, на нос падают и тают снежинки, она смотрит в небо, с которого на землю сыплется снег.
И ты, вместе с девочкой радуясь первому снегу, невольно вскидываешь голову вверх.
По двору важно разгуливает ворона. Зачем она понадобилась художнику? Прикрой ворону рукой, а потом отведи руку – и поймёшь. Крупная, серая, с черными крыльями птица на свежевыпавшем снегу – словно клякса на чистой странице тетрадки. И поставил художник эту “кляксу” нарочно. От тёмного пятна чистый белый снег кажется ещё белей. Только он не всегда такой.
в) Составьте рассказ к этой картине.
- Какие стихи о первом снеге мы ещё учили, прочитайте отрывки.
5. Работа над выразительным чтением.
а) – Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения.
- Какие правила выразительного чтения мы знаем?
(Читать надо не торопясь, вдумываясь в то, о чём читаешь. Надо выделять голосом отдельные слова. Надо останавливаться на точках.)
- Правильно! Сейчас мы возьмём карандаш и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мы должны сделать паузу, т. е. остановиться при чтении, поставим вот такой знак “/”. Разберём первую строфу.
- Какие слова вы бы выделили в первой строчке?
Ах, / кто не любит первый снег /
- Почему?
- Так, вторая строка.
В замерзших руслах тихих рек, /
- Почему?
- В третьей строке что выделяем?
В полях, / в селеньях и в бору, /
- Почему?
- Наконец, в четвёртой.
Слегка гудящем на ветру! /
- Почему?
- Мы не будем настаивать на своём мнении, так как каждый чтением может передать чувства, охватившие его.
Уточним, в каком темпе мы будем читать всё стихотворение?
(Спокойно).
- Теперь паузы расставим.
б) – Остальное стихотворение разберите самостоятельно.
в) – Затем, пользуясь своими разметками, прочитайте его про себя.
(Дети самостоятельно работают над текстом, если кому-то нужна помощь учителя, то он обращается к нему).
г) Конкурс чтецов.
- Внимание, внимание!
Объявляется конкурс чтецов.
Желающие – на сцену.
2 – 3 ученика выходят к доске и читают стихотворение “по телевизору”. Чтение оценивается.
6. Итог урока.
– Подведём итоги нашей работы.
– Чем мы занимались на уроке?
– Какой цветок расцвёл в твоей душе?
– Почему?
7. Домашнее задание.
Каждый выбирает сам (есть 3 варианта).
- выучить наизусть понравившееся стихотворение “Ворона” или “Воробей”;
- сравнить эти стихи, проанализировать их;
- сочинить маленькое стихотворение о зиме.
Дополнительные задания.
1. Анализ стихотворения Рубцова “Ласточка”.
Женя читает стихотворение наизусть.
- Стихотворение вызывает страдание, хочется помочь. Но чем? Как утишить боль потери птенца? Это стихотворение написано как бы о самом себе. Ведь сам он выпал из родительского гнезда неоперившимся птенцом.
Кто первым откликнулся на крик ласточки? Те из людей, кто чище душой; “Дети окрестные мигом все прибежали сюда”.
Всё как у людей в мире живой природы, те же радости, те же страдания.
Стихотворение учит нас быть более чуткими, внимательными, аккуратными, ответственными, чтобы по нашей вине не произошло что-либо непоправимое.
В то же время учит состраданию, быть не только наблюдательными, но и помочь чем-то.
2. Буриме.
__________морозы
__________берёзы
__________иней
__________синий
3. Чтение с доски пословиц, найти ту, которая больше всех подходит к теме урока.
Снег холодный, а от стужи укрывает.
Как не мойся, белее снега не будешь.
Не тот снег, что метёт, а тот, что сверху идёт.
Белый снег на чёрную землю, и тот к лицу.
Белее снегу белого.
Снежком всё прикроет.
Где снег, там и след: не было снегу, не было и следу.
Снег глубок – хлеб хорош.
Снег глубок – год хорош.
Зима без снега – лето без хлеба.