Цель урока: Передать при изображении головы человека ( на плоскости и в объёме) пропорции, характер, выражение лица. Развить чувство симметрии. Воспитать адекватное восприятие эмоций человека.
Наглядность: Живопись - Ж.Л.Давида, Ж.Д.Энгра, О.Ренуара, Д.Левицкого, В.Боровинского, К.Брюллова, О.Кипренского, И.Репина, В.Серова и д.р. Графика – рисунки и гравюры Леонардо да Винчи, Рафаэля, А.Дюрера, И.Репина, В.Серова, К.Сомова.
Оформление доски: Учитель на доске пишет словарные слова:
“ Пропорции лица” – Портрет
|
Эти слова учитель выделяет в ходе урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (вводная беседа).
Портрет – от французского – “изображение”. Один из жанров живописи, скульптуры, графики, посвящённый изображению определённых людей. Портрет может изображать одного или нескольких людей. Портретный жанр известен в мировом искусстве с глубочайшей древности и не утратил своего значения до наших дней.
Глядя на портреты, мы узнаем, какие в то время были нравы, одежда, украшения и т.д.
Художник-портретист всегда стремится не только к передаче внешнего вида, внешнего сходства, но и к раскрытию внутреннего мира своего героя, его настроение.
Очень часто мы встречаемся с портретами в нашей жизни – это в галереях и выставочных залах, дома (фотографии), в школе (портреты писателей, учёных, музыкантов), в книгах которые вы читаете.
II. Объяснение нового материала.
На данном уроке мы вспомним сказку Джанни Родари “ЧИПОЛЛИНО”. Ребята вспоминают и описывают каждого героя по следующему плану:
Какой формы лицо?
Злой или добрый?
Весёлый или грустный? Почему?
III. Основная часть.
На доске вешаются рисунки с главными героями. Под рисунками рисуются схемы лица и мимики.
- ЧИПОЛЛИНО – лицо круглое, кверху вытянутое, весёлый, добрый.
- сеньор ПОМИДОР – лицо круглое, злой, красный (от гнева краснеет даже человек).
- граф ВИШЕНКА – лицо круглое, добрый, умный, грустный (чтобы передать лицо умного человека достаточно одеть очки).
- дедушка ТЫКВА – лицо овальное в ширину, добрый, но грустный, несчастный.
- принц ЛИМОН – лицо овальное в высоту, злой, не очень умный.
Далее – рисунки убираются с доски. Учащиеся зарисовывают схемы в альбом. По наводящим вопросам учителя дети сами делают вывод:
- по схемам можно нарисовать любое лицо;
- мимику лица можно передать с помощью бровей, глаз, губ.
Пробуем и проверяем на практике.
Практическая работа.
- Для того, чтобы портрет получился в центре листа, мы должны (со всех сторон листа) отступить по 4 пальчика.
- Последовательность работы учитель ведёт на доске, одновременно учащиеся работают в альбоме.
- Рисуем овал лица (выбираем одну из схем).
- Проводим осевые линии: вертикальную – делим овал на 2 части; 2 горизонтальные – делим овал на 3 части.
- Верхняя линия – линия бровей (выбираем по схемам форму бровей).
- Рисуем глаза: расстояние между глаз равно величине глаза; расстояние между бровью и глазом равно высоте глаза.
- Самое большое на лице? – НОС. В центре лица рисуем нос (до 2-ой линии).
- Показываем, как рисуют рот: опускаем осевые линии от центров глаз на самую нижнюю часть лица. Ставим засечки; по схеме выбираем линию губ; губы должны получиться в центре 3-ей части лица.
- Уточняем форму лица: виски вдавлены (линия бровей); косточки скул выпуклые; подбородок выдаётся вперёд.
- Уши равны высоте носа, находятся на средней части лица, между двух линий.
- Шея немного уже лица.
- Волосы немного пышнее, чем овал лица, всю верхнюю часть лица занимают лоб и волосы.
НАБРОСОК СДЕЛАН.
IV. Итог урока.
По желанию учащихся обсуждаются несколько работ. Весь класс находит ошибки. Вместе исправляют их.
Давая время на исправление, учитель даёт игру на внимание остальным учащимся.
ИГРА
![]() |
![]() |
Учитель показывает картинки 3 секунды и убирает. Ребята рисуют те предметы, которые запомнили (в столбик). Далее проверяем, рисуем рядом предметы, которые не запомнили.
Ребята проверяют друг друга. В это время учитель загадывает загадки:
ЗАГАДКИ
Между двух светил
Я в середине один? (нос)Не сеют, не сажают,
Сами вырастают? (волосы)Живёт мой братец за горой,
Не может встретиться со мной? (глаза)Один говорит, двое глядят,
двое слушают? (язык, глаза, уши)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю? (зубы, губы)
V. Инструктаж по домашнему заданию.
Нарисовать свой портрет с помощью зеркала – автопортрет.