Урок "Кукольный театр" во 2-м классе по теме: "Занятие по сценической речи"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Отрабатывать выразительность, дикцию речи.
  • Продолжать знакомство с приемами вождения
  • кукол.
  • Развивать желание импровизировать, проявлять творческую инициативу

Оборудование: куклы,ширма

Ход урока

1.Артикуляционная гимнастика.

1). И, э, а, о, у, ы сочетания
(М), (Д), (Б), (Р), БР) звуков

2). Изображаем накачивание мяча ( упражнение на дыхание)

Все больше воздуха вбираем в легкие, затем по команде воздух выпускаем. ( показать руками).

3). Работа со скороговоркой.

Купила бабуся бусы Марусе.

  • медленно
  • быстро
  • со сжатыми зубами
  • четко и громко (дикторы телевидения)

а) если это секрет? ( шепотом)

б) - Как произнести скороговорку, если надо сообщить что именно купила бабуся?

БУСЫ – громче
Кто их купил? БАБУСЯ
Кому? МАРУСЕ

в) Произнести:

  • Радостно
  • Удивленно
  • Обиженно
  • Зло
  • С гордостью

 Сообщение цели урока.
все эти упражнения, вся речевая разминка нам сегодня понадобится. Мы будем отрабатывать сценическую речь.

3. Новый материал.

1). Что же такое сценическая речь? Зачем она нужна?
Как говорят на сцене актеры-кукольники?
( Как понимают дети)

В нашей речи мы должны будем использовать слова таблички :

  • до свидания
  • извините
  • пожалуйста
  • будьте добры
  • спасибо
  • доброе утро
  • здравствуйте

Какие это слова ?

А еще какие вежливые слова вы знаете?

3). Разыгрывание ситуаций

а) “Поссорились” ( 2 девочки)

Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам!
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала “Не отдам”.

Как вы закончили эту историю?

Правильно, автор так и закончил эту историю.

Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу “ Играть давай!”

б) А вот что случилось в одном дворе.

Попал я в дедушку мячом
И закричал: “ А я причем?”
Но досчитав до 30, сказал:
- Ну, дедушка, прости.

Как вы думаете, вежливо мальчик попросил извинения у дедушки?

А как бы извинились вы?

( Даже если вы случайно причинили боль другому человеку, надо обязательно так извиниться, чтобы человеку стало легче после ваших слов).

в). Но всегда ли вы случайно обижаете кого-либо?

Пошел я гулять и в саду по привычке
Я дернул девчонку за обе косички.
На крик прибежала девчонкина мать
Меня изловчилась за ухо поймать …

( Разыгрывание)

Какой выход из данной ситуации? ( ответы детей)

Автор стихотворения Н. Юсупов закончил так:

Попробовать, что ли?
В сторонку куда-то “ простите меня”
Я шепнул виновато.
Ступай – улыбнулась, прощаю пока.
И ухо мое отпустила рука.
“ Простите”… Ура!
Убедился я снова,
Какое оно интересное слово!

4). Создание новой серии “ Ну, погоди!”

Куклы: Волк, заяц

Мы выпустили новую серию мультфильма, где Заяц и Волк подружились.

Как вы думаете с чего решил начать Волк ? ( с извинения)

Какое извинение вы бы выбрали на месте Волка? Почему? ( на доске)

Извини меня.
Извини меня, Заяц.
Извини меня, пожалуйста, Заяц.
Извини меня, я виноват
Прости меня, Заяц, за то, что я все время тебя преследовал.

В каких предложениях используются вежливые слова и обращения?

Как Волк объясняет свою вину?

Каким тоном Волк просит извинения?

Заяц тоже хотел бы дружить с Волком. Наверное, он мог бы ответить Волку по-разному. Какой ответ выбрал бы ты?

Почему?

Пожалуйста.
Ну так и быть, Волк.
Ладно, Волк, пожалуйста.
Ну хорошо, тебе всегда не везло.
Я принимаю твои извинения. Тебе всегда больше доставалось, чем мне.

Какие слова Зайца показывают, что он принимает извинение Волка?

Как бы ты ответил Волку?

Какой жест может сделать Заяц, чтобы показать, что примирение состоялось?

5). Разыгрывание детьми ( Каким голосом , тоном говорят Волк и Заяц?)

Закрепление.

1). Послушайте стихотворение, в котором автор пропустил некоторые слова, Попробуйте их угадать. Отвечать громко, четко, выразительно.

Дядя Саша огорчен, рассказал он вот о чем.
Настя – славная девчонка, Настя ходит в первый класс.
Но давно уже от Насти я не слыша слова “ЗДРАСЬТЕ!”

Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он как торпеда налетел из-за угла!
Но- представьте: зря от Вити
Ждал я слова “ Извините!”

Эти слова не простые, они очень дорогие, Почему?

1) - Кто рассказывает?
       Кто слушает?
       Чтобы было интересно слушать, как надо рассказывать?
       А слушать?

3). Сценка “ Золотое яичко”
Махотина Яна, Артемьев Женя.

Обмен мнениями о том, кто лучше из артистов :

  • владеет сценической речью?
  • А вождением куклы?

Практические упражнения

  1. Инсценировка сказки “Репка”, но герои используют в речи вежливые слова.
  2. Разыгрывание ситуации.

Какие слова извинения, каким тоном и кому ты бы сказал?

Мама спит. Она устала.

Ты громко включил телевизор и мама проснулась.

Прозвенел звонок, начинается урок. Ты торопишься в класс. На пороге ты сталкиваешься с:

  • учителем
  • одноклассницей
  • другом

3). ”Кто лучше расскажет?”

Русская народная потешка “Идет коза рогатая”

( использовать мимику и жесты).

Представьте себе, что вы ее рассказываете младшим детям:

Идет коза рогатая
Идет коза бодатая,
Ножками то-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет –
Забодает, забодает, забодает!

6. Игра “Отгадай чей голосок”.

7. Совет друзьям.

Г. Остер дает Вам совет – серьезный или шутливый?

Если ты пришел к кому-то,
Не здоровайся ни с кем.
Слов “Пожалуйста”, “Спасибо”
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

8. Дети одевают куклу на руку и дают серьезный ответ друзьям.