Цели:
- Познакомиться с новым математическим действием.
- Научиться понимать смысл действия умножения, применять полученные знания на практике.
- Развитие рефлексивной культуры.
Оборудование:
- Таблица разрядов и классов.
- Рисунки с яблочками (2).
- Дерево Успеха.
- Комплект зеленых листьев.
- Высказывание Пифагора (Схема 1).
- Пословица (Схема 2).
Ход урока
I. Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмём же ручки и мелок
И вместе сочиним урок.
II. Активизация познавательной деятельности.
Вас ждут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас
Пожелаю вам удачи! –
За работу! В добрый час!
5 учеников получают карточки с заданиями разного уровня. В конверте, который выдаётся вместе с карточкой, находится решение заданий. Ученик самостоятельно выбирает посильное задание, проверяет его и оценивает работу.
Для остальных:
1.Упражнение на внимание.
Работа по таблице Разрядов и классов. Учитель указкой постукивает в разряде десятков и единиц. Дети записывают в тетради числа:
23; 5; 41; 50; 64; 14
У. – Что вы заметили?
Д. (числа однозначные, двухзначные, четные, нечетные)
– Лишнее число 5, т.к. однозначное.
– Лишнее число 50, т.к. круглое.
– Лишнее число 64, т.к. сумма цифр этого числа равна 10, а в остальных случаях – 5.
– Можно составить выражения:
23+41=64
64-14=50 и т.д.
У. – Назовите числа
- в порядке возрастания,
- в порядке убывания.
Молодцы! А сейчас немножко волшебства.
(Дети, закончившие работу по карточкам, присоединяются)
2.
– Найдите лишнее выражение в каждом столбике. Докажите.
(Ответы детей)
У. – Молодцы, ребята! Хорошо поработали с числами. А вот великий математик Пифагор, живший с 580 по 500г. до н.э., считал, что числа очень важны в жизни людей. Прочитайте его высказывание.
Д. – “Миром управляют числа”.
У. – Как вы понимаете это выражение?
– Согласны ли вы с Пифагором? Прав ли великий математик?
(Ответы детей)
III. Усвоение новых знаний и способ деятельности.
У. – Да, ребята. Числа повсюду в нашей жизни. Сегодня мы раскроем ещё одну тайну числа.
(Предлагается 2 рисунка).
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
У. – Рассмотрите и сравните рисунки.
– Чем эти рисунки похожи? Чем отличаются?
– Каким действием можно узнать, сколько яблок на каждом рисунке? Запишите выражения.
Д. 6+4+5
5+5+5
У. – Сравните записанные выражения. Чем они похожи? Чем отличаются?
(Ответы детей)
У. – Составьте и запишите три суммы, похожие на вторую.
(Предложения детей)
У. – Если все слагаемые в сумме равны между собой, сложение можно заменить другим действием – умножением.
Учитель записывает на доске:
5+5+5=5*3
- Рассмотрите выражение:
- Каким знаком обозначается действие умножения?
Д.– (Точкой).
У. – Что показывает в нём число 5? А число 3?
– Замените умножением записанные вами суммы.
Проверка.
У. – Что же является объектом нашего изучения? Какова тема урока? Чему должны научиться?
(Ответы детей).
IV. Первичная проверка понимания учащимися нового материала.
Нарисуйте в тетради 4 синих и 4 желтых квадрата. Сколько всего? Запишите выражение. Можно ли заменить умножением? (Да, т.к. слагаемые одинаковые).
Дорисуйте ещё 2 красных квадрата.
Замените умножением.
(Ответы детей).
Какие будут мнения? Как исправить ситуацию?
(Дети предлагают дорисовать ещё 2 красных квадрата).
V. Физминутка.
а) Покажите на пальцах:
– Самое маленькое двузначное число.
– Самое большое однозначное.
– Самое маленькое однозначное.
– К количеству цветов радуги прибавить число пальцев на 1 руке и вычесть количество пальцев на 2 руках.
б) Игра “День и ночь”
У. – Ночь! (дети закрывают глаза) 1+1+1 - День.
Д. – 1*3
У. – Ночь! 0+0 – День!
Д. – 0*2
У. – Ночь! 2+5+3-День!
Д. – Нельзя заменить умножением, т.к. слагаемые разные.
VI. Закрепление изученного.
1. Соедините стрелочкой равные выражения
На доске:
|
2. Работа с учебником.
Самостоятельная работа в парах.
с.40 № 4. Взаимопроверка.
3. Задача:
Ребята посадили около школы 16 тополей, а березок на 5 больше, чем тополей.
- Что вы заметили?
- Это задача?
- Дополните текст так, чтобы получилась простая задача.
(Предложения детей)
- Дополните этот же текст так, чтобы задачу нужно было решить двумя действиями.
(Дети высказывают своё мнение)
- Запишите решение задачи.
- Нужно ли сажать деревья?
- Какую роль играют растения в жизни людей?
- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинить растениям вреда?
(Ответы детей)
- Как хорошо, что есть растения! Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля. Берегите растения.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Я тоже посадила дерево. Дерево успеха. Только оно без листьев. У вас на партах лежат зелёные листочки.Кто разобрался в сегодняшней теме, узнал что-либо новое, приобрёл знания, подарите листочек нашему дереву.
(Дети приклеивают листочки).
Спасибо, ребята. Я очень рада вашим успехам.
Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Какие знания приобрели сегодня вы? Что положили в свои сундучки?
(0тветы детей)
Ученик.
Знания, друзья, - большое дело,
Но важнее добрым человеку быть.
И тогда не будет злой наука,
Не погибнут реки и поля.
Сохранят планету наши руки.
Не обидим мы тебя, земля.
VIII. Домашнее задание.
Попытайся прочесть русскую пословицу. Запиши ее.