Личностно-ориентированный урок по курсу "Окружающий мир" на тему: "Петровские преобразования. Строительство Санкт-Петербурга"

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Цели:

  • Сформировать представление учащихся о времени правления Петра 1, его реформы.
  • Раскрыть причины начала строительства Санкт-Петербурга.
  • Развить логическое мышление, воссоздающее мышление. Умение вдумываться в учебные тексты.
  • Познакомить с новыми приемами работы с текстом: структиризовать содержание текста с помощью таблицы и актуализации знаний при первичном воспроизведении.

Оборудование: словарь Ожигова, фотографии С.-Петербурга, карта С.-Петербурга, репродукции: Петр I, герб С.-Петербурга, рабочие листы.

Ход урока

Орг. момент:

Долгожданный дан звонок –
Начнем урок.
Петр I зовет к себе
В град прекрасный на Неве.

Проверка домашнего задания:

В начале урока проверим то, как вы усвоили предыдущий материал.

Прочитайте слова и даты на доске. Из какой темы представлены слова и даты?

  • Отрезана от морей
  • Отставала от развитых стран
  • Петр I
  • 1682 г
  • Строительство флота
  • 1709 г.
  • Полтавская битва
  • Империя
  • Император
  • Потешные войска

Эти слова и даты из темы “Как Россия стала империей”

Что такое империя?

Кто стал первым императором в России?

Почему оторванность России от морей привела к ее отставанию от других стран?

С какими детскими увлечениями Петра I было связанно образование русской армии?

Что такое флот? Как он создавался в России?

Для чего Россия вступила со Швецией в войну?

Какое значение имела победа русских в Полтавской битве?

Работа над новой темой.

1. Актуализация знаний.

Прочитайте тему урока. Как вы понимаете слово Преобразование?

Найдите это слово в словаре Ожeгова.

Преобразование – крупное изменение, перемена, изменение к лучшему.

Почему тема называется Петровские преобразования?

Изучение этой темы мы начнем с работы по таблице.

(таблица у каждого ученика)

Что я знал. Что я хочу узнать Что я теперь знаю
     

- Итак, что вы хотите узнать о Петровских преобразованиях? Поиск ответа на этот вопрос и является целью нашего урока.

2. Новая тема

Чтобы заполнить 3 столбик таблицы прочитайте статью “Царь – преобразователь” и с помощью специальных значков произведите его разметку в пустых квадратиках (у каждого ученика на парте статья).

V – я знал.

? – об этом я подумаю

+ - новое для меня

- - думал иначе

! - удивлен

* - очень важно, следует запомнить

Царь-преобразователь.

Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины ( ). Много нового появилось в России при Петре. Мы празднуем новый год 1 января – это он ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова ( ). Петр выпустил публичную (доступную всем) библиотеку ( ).

В России появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города (Санкт – Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург) ( ). В ту пору наладилось более тесное общение с другими странами Европы ( ). Русские люди стали быстрее узнавать о последних новинках техники, достижениях науки, культуры ( ). Они получили возможность бывать за границей, а иностранцы стали охотно приезжать в Россию. Стране требовались специалисты, хорошо знающие свое дело. Для их подготовки были открыты школы ( ).

Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям ( ). Петр запретил носить бороду и русское платье ( ). Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной.

В 1721 году Петр I был провозглашен императором ( ). Россия стала империей ( ).

Вопросы после прочтения статьи.

Что из содержания было известным?

Что удивило?

Что нового узнали для себя из текста?

Что нового появился в России при правлении Петра I?

Какие дела вошли в историю?

Чем Петр I отличался от европейских государей своего времени?

Какие дополнения по этой теме вы можете сделать?

Заполните 3 столбик таблицы.

3. Продолжение изучения материала.

Мы продолжим изучение темы и рассмотрим главу “Строительство Санкт-Петербурга”. Цели этой главы поставьте сами, преобразовав повествовательные предложения в вопросительные.

(запись на доске)

  1. Город Санкт-Петербург был основан в x году.
  2. Город Санкт-Петербург был основан y царем.
  3. Основатель города Санкт-Петербурга заинтересовался его местоположением по причине а.

- Целью нашего изучения будет поиск ответов на следующие вопросы.

В каком году был основан город Санкт-Петербург?

Каким царем был основан город Санкт-Петербург?

По какой причине основатель города Санкт-Петербурга заинтересовался его месторасположением?

Ответим на 1 вопрос. Опираясь на ленту времени, подпишите под датами, что они обозначают.

859 1147 1221 ?

(дети подписывают: 859 г. – образование Новгорода, 1147г. – основание Москвы, 1221 г. – основание Н.Новгорода.)

Узнайте год основания Санкт-Петербурга, если он младше Москвы на 556 лет.

Сколько лет Санкт-Петербургу сейчас?

Какую дату нам нужно запомнить? (1703г . 16 мая).

Вспомните 2 вопрос, на который мы должны найти ответ. Для того чтобы узнать, кто и при каких обстоятельствах основал город, обратимся к учебнику ст. 109 –110. читайте внимательно, подготовьте вопросы друг другу.

Вопросы после прочтения.

В честь кого был назван город?

Легко ли было построить город на Неве?

Как вы понимаете город-порт?

Расскажите о строительстве города, опираясь на опорные слова.

Издал приказ

В устье Невы
Город-порт
Выбрано неудачно
Тяжело приходилось
Не выдерживали

(дети пересказывают текст)

- По какой причине основатель города Санкт-Петербурга заинтересовался его месторасположением? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим карту. Найдите город Санкт-Петербург. Где находится этот город? Какое значение имело море для России, города? (Связь с Европой, торговые пути, укрепление границ). Сделайте вывод, прослушав стихотворение А.С. Пушкина.

От сель грозить мы будем Шведу.
Здесь будет город заложен,
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено,
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам,
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

К концу царствования Петра I на пристани развивались торговые флаги уже всех европейских народов, в городе насчитывалось более 40 тыс. жителей.

Предположите, истинно или ложно следующее высказывания:

Санкт-Петербург станет столицей российского государства.

Санкт-Петербург строился только при жизни Петра I.

Санкт-Петербург стал одним из красивейших городов мира.

Расскажите о достопримечательностях этого города.

(Дети рассказывают об Исаакиевском соборе, о Петропавловской крепости, о Невском проспекте)

4. Заключительная часть урока.

Игра “Домино” проводится по группам. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет историческое домино.

5. Итог урока.

Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Дайте ответ на вопросы.

- При каком царе произошли основные преобразования в России?

- Какие основные преобразования произошли при Петре I?

- Я благодарю вас за интересный урок.

6. Домашнее задание (по выбору).

- Рассказать о петровских преобразованиях.

- Рассказать о строительстве С.- Петербурга от имени

а) иностранца,
б) мастерового-строителя города,
в) Петра I.