Цели:
- Сформировать представление учащихся о времени правления Петра 1, его реформы.
- Раскрыть причины начала строительства Санкт-Петербурга.
- Развить логическое мышление, воссоздающее мышление. Умение вдумываться в учебные тексты.
- Познакомить с новыми приемами работы с текстом: структиризовать содержание текста с помощью таблицы и актуализации знаний при первичном воспроизведении.
Оборудование: словарь Ожигова, фотографии С.-Петербурга, карта С.-Петербурга, репродукции: Петр I, герб С.-Петербурга, рабочие листы.
Ход урока
Орг. момент:
Долгожданный дан звонок –
Начнем урок.
Петр I зовет к себе
В град прекрасный на Неве.
Проверка домашнего задания:
В начале урока проверим то, как вы усвоили предыдущий материал.
Прочитайте слова и даты на доске. Из какой темы представлены слова и даты?
- Отрезана от морей
- Отставала от развитых стран
- Петр I
- 1682 г
- Строительство флота
- 1709 г.
- Полтавская битва
- Империя
- Император
- Потешные войска
Эти слова и даты из темы “Как Россия стала империей”
Что такое империя?
Кто стал первым императором в России?
Почему оторванность России от морей привела к ее отставанию от других стран?
С какими детскими увлечениями Петра I было связанно образование русской армии?
Что такое флот? Как он создавался в России?
Для чего Россия вступила со Швецией в войну?
Какое значение имела победа русских в Полтавской битве?
Работа над новой темой.
1. Актуализация знаний.
Прочитайте тему урока. Как вы понимаете слово Преобразование?
Найдите это слово в словаре Ожeгова.
Преобразование – крупное изменение, перемена, изменение к лучшему.
Почему тема называется Петровские преобразования?
Изучение этой темы мы начнем с работы по таблице.
(таблица у каждого ученика)
Что я знал. | Что я хочу узнать | Что я теперь знаю |
- Итак, что вы хотите узнать о Петровских преобразованиях? Поиск ответа на этот вопрос и является целью нашего урока.
2. Новая тема
Чтобы заполнить 3 столбик таблицы прочитайте статью “Царь – преобразователь” и с помощью специальных значков произведите его разметку в пустых квадратиках (у каждого ученика на парте статья).
V – я знал.
? – об этом я подумаю
+ - новое для меня
- - думал иначе
! - удивлен
* - очень важно, следует запомнить
Царь-преобразователь.
Деятельному и энергичному Петру не по душе были многие порядки и обычаи русской старины ( ). Много нового появилось в России при Петре. Мы празднуем новый год 1 января – это он ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова ( ). Петр выпустил публичную (доступную всем) библиотеку ( ).
В России появился морской флот, открылись новые заводы, возникли новые города (Санкт – Петербург, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург) ( ). В ту пору наладилось более тесное общение с другими странами Европы ( ). Русские люди стали быстрее узнавать о последних новинках техники, достижениях науки, культуры ( ). Они получили возможность бывать за границей, а иностранцы стали охотно приезжать в Россию. Стране требовались специалисты, хорошо знающие свое дело. Для их подготовки были открыты школы ( ).
Царь пытался приохотить знатных людей, купцов, зажиточных горожан к европейским обычаям ( ). Петр запретил носить бороду и русское платье ( ). Русскую одежду с длинными рукавами он считал очень неудобной.
В 1721 году Петр I был провозглашен императором ( ). Россия стала империей ( ).
Вопросы после прочтения статьи.
Что из содержания было известным?
Что удивило?
Что нового узнали для себя из текста?
Что нового появился в России при правлении Петра I?
Какие дела вошли в историю?
Чем Петр I отличался от европейских государей своего времени?
Какие дополнения по этой теме вы можете сделать?
Заполните 3 столбик таблицы.
3. Продолжение изучения материала.
Мы продолжим изучение темы и рассмотрим главу “Строительство Санкт-Петербурга”. Цели этой главы поставьте сами, преобразовав повествовательные предложения в вопросительные.
(запись на доске)
- Город Санкт-Петербург был основан в x году.
- Город Санкт-Петербург был основан y царем.
- Основатель города Санкт-Петербурга заинтересовался его местоположением по причине а.
- Целью нашего изучения будет поиск ответов на следующие вопросы.
В каком году был основан город Санкт-Петербург?
Каким царем был основан город Санкт-Петербург?
По какой причине основатель города Санкт-Петербурга заинтересовался его месторасположением?
Ответим на 1 вопрос. Опираясь на ленту времени, подпишите под датами, что они обозначают.
859 1147 1221 ?
(дети подписывают: 859 г. – образование Новгорода, 1147г. – основание Москвы, 1221 г. – основание Н.Новгорода.)
Узнайте год основания Санкт-Петербурга, если он младше Москвы на 556 лет.
Сколько лет Санкт-Петербургу сейчас?
Какую дату нам нужно запомнить? (1703г . 16 мая).
Вспомните 2 вопрос, на который мы должны найти ответ. Для того чтобы узнать, кто и при каких обстоятельствах основал город, обратимся к учебнику ст. 109 –110. читайте внимательно, подготовьте вопросы друг другу.
Вопросы после прочтения.
В честь кого был назван город?
Легко ли было построить город на Неве?
Как вы понимаете город-порт?
Расскажите о строительстве города, опираясь на опорные слова.
Издал приказ
В устье Невы
Город-порт
Выбрано неудачно
Тяжело приходилось
Не выдерживали
(дети пересказывают текст)
- По какой причине основатель города Санкт-Петербурга заинтересовался его месторасположением? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим карту. Найдите город Санкт-Петербург. Где находится этот город? Какое значение имело море для России, города? (Связь с Европой, торговые пути, укрепление границ). Сделайте вывод, прослушав стихотворение А.С. Пушкина.
От сель грозить мы будем Шведу.
Здесь будет город заложен,
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено,
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам,
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
К концу царствования Петра I на пристани развивались торговые флаги уже всех европейских народов, в городе насчитывалось более 40 тыс. жителей.
Предположите, истинно или ложно следующее высказывания:
Санкт-Петербург станет столицей российского государства.
Санкт-Петербург строился только при жизни Петра I.
Санкт-Петербург стал одним из красивейших городов мира.
Расскажите о достопримечательностях этого города.
(Дети рассказывают об Исаакиевском соборе, о Петропавловской крепости, о Невском проспекте)
4. Заключительная часть урока.
Игра “Домино” проводится по группам. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет историческое домино.
5. Итог урока.
Наш урок подходит к концу. Подведем итоги. Дайте ответ на вопросы.
- При каком царе произошли основные преобразования в России?
- Какие основные преобразования произошли при Петре I?
- Я благодарю вас за интересный урок.
6. Домашнее задание (по выбору).
- Рассказать о петровских преобразованиях.
- Рассказать о строительстве С.- Петербурга от имени
а) иностранца,
б) мастерового-строителя города,
в) Петра I.