Урок-презентация по окружающему миру в 4-м классе по теме: "Лес – природное сообщество"

Разделы: Начальная школа, Экология


Цели урока: закрепить знания учащихся о взаимосвязях компонентов живой природы леса; разви- вать умения отстаивать своё мнение; прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к лесу.

Оборудование: доска, карточки, компьютер, таблица.

Ход урока

I. Организация начала занятий.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. - На прошлом уроке мы познакомились с полезными ископаемыми. Вспомните свойства и их применение (учитель выдаёт карточки, слабые ученики выбирают 3-и ископаемых, средние – 5-ть, сильные - выполняют всё).

Название Свойства Применение
Гранит    
Известняк    
Песок    
Уголь    
Глина    
Нефть    
Торф    

После выполнения работы учитель собирает карточки и говорит, что проверит их на перемене.

III.Постановка цели урока.

Учитель. - тема нашего урока “Лес - природное сообщество”. Наша задача ответить на вопрос - “Почему так называют лес?”. Для этого просмотрим презентацию и вспомним всё, что связано с лесом.

IV. Актуализация знаний (каждый слайд сопровождается беседой или рассказом).

- Какие типы леса вы знаете? Расскажите об особенностях природы в этих лесах.

- Замечали ли вы в лесу “этажи”? Учёные называют их ярусами. Расскажите, какими растениями заселён каждый ярус?

- Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными! Расскажите, какие животные обитают на каждом ярусе.

- Вы помните, грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.

- Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений - гриб-мухомор.

А ещё грибы необходимы лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей. Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков: пней, упавших сучьев и стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу. Послушайте правила сбора грибов. Запомните те из них, которые не знаете (подготовленные дети рассказывают правила).

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем.

- А теперь, вспомним роль леса в природе и жизни людей. После ответов детей вывешивается таблица на доске.

Значение леса:

  • дом для растений, животных, грибов;
  • защитник воздуха, водоёмов и почв;
  • место для отдыха человека;
  • источник ягод, грибов, лекарственных растений;
  • источник древесины.

V. Рефлексия

  • Почему же лес называют природным сообществом?

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (стр. 122-128)