Цели урока: закрепить знания учащихся о взаимосвязях компонентов живой природы леса; разви- вать умения отстаивать своё мнение; прививать любовь к природе, воспитывать бережное отношение к лесу.
Оборудование: доска, карточки, компьютер, таблица.
Ход урока
I. Организация начала занятий.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель. - На прошлом уроке мы познакомились с полезными ископаемыми. Вспомните свойства и их применение (учитель выдаёт карточки, слабые ученики выбирают 3-и ископаемых, средние – 5-ть, сильные - выполняют всё).
Название | Свойства | Применение |
Гранит | ||
Известняк | ||
Песок | ||
Уголь | ||
Глина | ||
Нефть | ||
Торф |
После выполнения работы учитель собирает карточки и говорит, что проверит их на перемене.
III.Постановка цели урока.
Учитель. - тема нашего урока “Лес - природное сообщество”. Наша задача ответить на вопрос - “Почему так называют лес?”. Для этого просмотрим презентацию и вспомним всё, что связано с лесом.
IV. Актуализация знаний (каждый слайд сопровождается беседой или рассказом).
- Какие типы леса вы знаете? Расскажите об особенностях природы в этих лесах.
- Замечали ли вы в лесу “этажи”? Учёные называют их ярусами. Расскажите, какими растениями заселён каждый ярус?
- Весь лес - от верхушек деревьев до земли - заселён животными! Расскажите, какие животные обитают на каждом ярусе.
- Вы помните, грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Грибы состоят из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница – подземная часть гриба.
- Оказывается, грибы очень нужны в лесу. Дело в том, что нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений - гриб-мухомор.
А ещё грибы необходимы лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей. Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков: пней, упавших сучьев и стволов, отмершей листвы. Тем самым они поддерживают круговорот веществ в лесу. Послушайте правила сбора грибов. Запомните те из них, которые не знаете (подготовленные дети рассказывают правила).
Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем.
- А теперь, вспомним роль леса в природе и жизни людей. После ответов детей вывешивается таблица на доске.
Значение леса:
- дом для растений, животных, грибов;
- защитник воздуха, водоёмов и почв;
- место для отдыха человека;
- источник ягод, грибов, лекарственных растений;
- источник древесины.
V. Рефлексия
- Почему же лес называют природным сообществом?
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (стр. 122-128)