Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемым написанием

Разделы: Начальная школа


Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является изучение слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением. Слова с такой орфограммой обычно называются словарными. Безударную гласную в них необходимо запоминать. Существует много способов запоминания слов и мы хотим остановиться на более эффективных, они разнообразят урок, внесут элементы игры, сделают работу более интересной и привлекательной.

При первом изучении словарного слова я обращаю внимание детей на признак, который присущ только этой единице, и затем связываю этот признак с орфограммой, которую надо запомнить. Например, слово “береза”. Говорим о березе, выделяем признак, который отличает березу от других деревьев. Дети сразу выделяют этот признак: берёза белая.

Белая береста у березки нашей,
Нет на свете деревца
И милей, и краше.

Да, у березы белая береста. А дальше приводим строки для запоминания безударной гласной Е:

Белые березы все,
После “б” пишите “е”

На этом этапе изучения слова с безударной гласной, которую нельзя проверить ударением, очень важно, чтобы внимание детей было максимально сконцентрировано на изучаемой орфограмме. Для этого на доске пишем изучаемое на уроке слово, выделяя цветным мелком нужную орфограмму.

Далее следует закрепить написание изучаемого слова. Для этого надо дать слово, которое изучали на предыдущем уроке, но в другой, загадочной, форме в этом случае используем ребусы или кроссворды. С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся читать слова “корова, ворона, ворота” и другие, зашифрованные в форме ребусов.

Вот, например, кроссворд, где подразумевается слово “молоко”. К такому кроссворду обычно дается загадка.

  О   О   О

Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще … (молоко)!

Дети хором подсказывают отгадку.

Кроссворд или ребус в этом случае не только забавный материал, но и способ еще раз подчеркнуть трудную орфограмму и закрепить ее написание в памяти.

  А  

У

    А

Две гласных “а” и “у” одна.
Угадайте-ка, друзья.
Очень много хруста
Издает … (капуста)

    Е   И Ц  

В поле выросла она,
Колосом своим горда:
Может колосом гордиться
Лишь хорошая … (пшеница)

  О Р О  

Прошу вас все слова назвать,
Где –оро– надо написать

К этому кроссворду можно предложить игру “Подскажи словечко”

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков … (горох)

Дедушка Рох
Посеял … (горох)

“Уродился я неплох”, –
С грядки хвастался … (горох)

Привезли во двор песок –
Золотую гору:
Без гвоздей и без досок
Можно строить … (город)

Берегите уши, нос,
Здесь ведь прячется … (мороз)

Для закрепления написания словарного слова используем шуточные вопросы, загадки, например:

  • В каких словах живет рак? (Завтрак, ракета)
  • В каких словах спрятались ноты? (Помидор, ребята, дорога и др.)
  • Назовите слова, в которых спрятались числа (Родина (1), сорока (40), однажды (1) и др.)
  • Все слова хороши, но где-то спрятались ежи и ужи (дежурный, ужин)
  • Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель). А лягушка? (квартира, Москва)
  • В каких словах ель растет? (картофель, учитель, понедельник)

Очень хорошо воспринимают учащиеся загадки в форме шарад.

Мой первый слог - крик птицы.
Два других на дне пруда,
А целое в музее
Найдете без труда (картина)

Или:

Прибавьте О к единице длины,
И вмиг она преобразится
А как? Подумать вы должны.
Скажу лишь – под землей помчится (метро)

После того, как написание слово хорошо усвоено и дети не делают ошибок, можно использовать загадки, где отгадка – словарное слово. Я загадываю загадку, а дети пишут отгадку. Кроме обычных загадок, использую загадки с хоровыми ответами. Мы “помогаем” поэту, вставляя пропущенное слово.

“Подскажи словечко”:

Рано утром всех на луг
Собирает нас пастух,
А к вечеру всем молока
Я людям дать готова.
Угадали, кто же я?
Конечно же, … (корова).

Дремучий лес к стеклу прирос –
Нарисовал его … (мороз)

Трещала с самого утра:
“Пора! Пор-р-ра!”
А что – пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока).

И последним, завершающим этапом изучения словарного слова является самостоятельная работа учащихся по закреплению умения правильно оформлять слово в письменной работе. С этой целью даю такие задания, как:

  • написать все словарные слова, используя сюжетную картинку.
  • учитель читает стихотворение, а учащиеся после его прослушивания должны записать все словарные слова.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Сделать работу интересной, занимательной, а значит, запоминающейся – одна из задач учителя на уроке. Ее решение сделает работу более продуктивной.