Урок внеклассного чтения в начальной школе по теме: "Творчество М.Ю. Лермонтова"

Разделы: Начальная школа


Тема: Творчество М.Ю.Лермонтова.

Форма: Литературная гостиная (родители и дети).

“Здесь всюду властвуют его стихи.

Далёкие, зовущие, живые”.

Цель:

1. Познакомить учащихся с произведениями М. Ю. Лермонтова, его биографией. Расширять кругозор учащихся в области искусства, через просмотр репродукций картин и прослушивание музыкальных фрагментов, написанных к произведениям поэта

2. Развивать навыки выразительного чтения, умения слушать лирические произведения.

3. Воспитывать любовь к русской классической поэзии посредством прослушивания стихотворений М. Ю. Лермонтова, прививать любовь к Родине и наблюдательность к окружающей природе.

Наглядность: презентация, выставка книг, рисунки учащихся.

Подготовка: учащиеся готовят наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова по рекомендации учителя; изготавливаются пригласительные для родителей; оформляется выставка книг из семейных библиотек учащихся.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Тема и задачи урока.

В этом году исполняется 165 лет со дня гибели великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Он погиб на дуэли под Пятигорском совсем ещё молодым человеком.

Этот урок мы посвятим Михаилу Юрьевича Лермонтову. Давайте, попробуем разобраться в творчестве поэта. Им написано около 400 стихотворений, около 25 поэм, 5 драм и 7 повестей. На страницах лирики Лермонтова каждый может найти собственные находки. “Перелистаем страницы” его жизни и творчества

3. Чтение произведений наизусть.

Страница 1. Детство.

(Слайд 1) Родился поэт 15 октября 1814 года в Москве в семье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери. Когда Мише было всего три года, мальчик остался на воспитании бабушки. (слайд2)

Лермонтов вырос в Тарханах, имении бабушки Арсеньевой Елизаветы Алексеевны, в окружении друзей и хороших гувернёров.

(Слайд 3) “Как часто, пёстрою толпою окружён…”

…И вижу я себя ребёнком, кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

Бабушка не жалела средств для воспитания внука. По дворянскому обычаю были приглашены иностранцы в качестве воспитателей.

Когда Лермонтову исполнилось 14 лет он с бабушкой переехал из Тархан в Москву, т.к. надо было подумать о школьном образовании мальчика.

Осенью он был принят в Московский университет благородного пансионата. В годы учения он начал сам писать стихи.

Страница 2. Первые пробы пера.

В пансионате он впервые осознал себя поэтом. Он ищет новые стихотворные формы, точные слова, новые размеры.

“Нищий”

Учился Лермонтов прекрасно, но закончить пансионат ему не удалось. Он, в знак протеста против царской реформы, подал прошение на увольнение. Спустя несколько месяцев, он поступает в университет. За годы обучения в пансионате и университете появляются замечательные ранние стихотворения. Одно из них “Парус”.

(Слайд 4) “Парус”

Страница 3. Моска – любимый город.

Поэт любил Москву, город своего детства, своей юности. Он воспевал её в своих произведениях. Вот отрывок из его сочинения, написанного в университете.

(Cлайд 5)Панорама Москвы”

А вот, что он писал о Москве в стихах. Послушайте, как он восхищается красотой колокольни Ивана Великого

“Кто не видел Кремль в час утра золотой…”

Кто не видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь, белеет башня – великан?

Он рано научился понимать язык памятников. В своём творчестве он не раз обращался к облику Москвы. Любовь к этому городу он пронёс через всю недолгую жизнь.

“Два великана”

Поэтом написаны первые переводы с немецкого и английского. Вот его один перевод.

“Из Гёте”

(Ребёнок читает это стихотворение на немецком языке и в переводе.)

Страница 4. Кавказ в творчестве поэта.

После Москвы поэт переехал вместе с бабушкой в Петербург и поступил в Школу гвардейских прапорщиков. Стихи Лермонтова волновали читателей. Царь видел в произведениях поэта призыв к революции. Поэтому отправил Лермонтова на Кавказ, где шла война с горцами. Царь, посылая под пули, надеялся, что поэт не вернётся в столицу.

“Кавказу”

Кавказ! – Далёкая страна!
Жилище вольности простой!
И ты несчастьями полна.
И окровавлена войной…

Тема Кавказа неотделима от творчества поэта.

До 10 лет Лермонтов рос болезненным мальчиком. Чтобы укрепить здоровье внука, бабушка три раза возила его на Кавказ. Полюбившие горные пейзажи, яркие краски, своеобразный свободолюбивый характер здешних жителей ещё в раннем детстве произвели на поэта огромные впечатления. Послушаем его произведения о Кавказе.

“Синие горы Кавказа, приветствую вас”.

Синие горы Кавказа, приветствую вас.
Вы взлелеяли детство моё,
Вы носили меня на своих одичавших хребтах.
Облаками меня одевали,
Вы к нему меня приучали,
И я с той поры всё мечтаю об Вас да о небе.

“Спеша на север из далёка…”

“Крест на скале”

Лермонтов посвятил кавказским мотивам множество превосходных стихотворений. Горы, снежные вершины становятся символами свободы.

Поездки на Кавказ сыграли особую роль в развитии Лермонтова поэта. Они пробуждали поэтическое вдохновение.

“Люблю я цепи синих гор…”(отрывок)

Люблю я цепи синих гор,
Когда, как южный метеор,
Ярка без света и красна
Всплывает из – за них луна,
Царица лучших дум певца
И лучший перл того венца,
Которым свод небес порой
Гордится, будто царь земной…

В результате путешествий и знакомства с жизнью кавказских народов, с природой Кавказа в поэзии и прозе отражаются впечатления поэта.

“Дары Терека” (отрывок)

Лермонтов не боялся бросить в лицо царской власти вызывающие слова. Поэтому “по повелению царя” его ссылали на Кавказ дважды. Туда, где шли бои с горцами.

Во время второй ссылки поэту пришлось участвовать в военных действиях на территории Чечни и Дагестана. Рассказывая о сражении у реки Валерик, поэт показывает свои переживания. Горцы, к которым Лермонтов относился с уважением и русские солдаты вынуждены убивать друг друга вместо того чтобы жить в братстве.

“Валерик” (отрывок)

Из стихотворения мы узнаём, что Валерик в переводе на русский язык– это “речка смерти”. Название её было “дано старинными людьми”.

Страница 5. Поэт, музыкант, художник.

О чём ещё хочется напомнить тому, кто открывает сочинения М.Ю. Лермонтова? Может быть о том, что он был гениальным человеком, поэт – гений. Бабушка дала ему прекрасное домашнее образование. Поэт с детства говорил на двух языках немецком и французском.. Он играл на фортепиано и на скрипке. Прекрасно рисовал. За 12 лет Лермонтов написал 13 картин маслом, 44 акварели, около 300 рисунков. Некоторые его работы вы уже видели.

Слово не всегда способно выразить чувство. Поэт обращается к другим видам искусства: к живописи и музыки. Лермонтов был наделён даром живописца. Он прекрасно “видел мир и умел передать игру красок, света и тени как кистью в своих рисунках, так и словом”.

У Лермонтова есть рисунок изображающий молодых девушек, танцующих лезгинку на кровле крыши. Ему удалось изобразить сцену из жизни кавказского народа. Сравните это изображение с текстом и прослушайте музыку лезгинки, написанную Рубенштейном.

“Демон” (отрывок)

Страница 6. Картины природы.

Уже в детские годы у Лермонтова появилась такая его черта, как мечтательность, склонность к фантазии. Он внимательно наблюдает за природой. В образах природы будущий поэт ищет сходство со своими душевными переживаниями.

“Когда волнуется желтеющая нива…”

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под сенью сладостной зеленого листка;
Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой…
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,-
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Лермонтов открывает нам живительный мир природы. Он показывает радость пребывания в родных среднерусских местах.

“Осень”

Страница 7. Поэзия Лермонтова в творчестве композиторов и художников.

Поэзия Лермонтова нашла отражение в различных видах искусства. Многие композиторы отмечали музыкальность его строк. Около 800 композиторов писали музыку на стихи Лермонтова. Среди них такие имена, как Чайковский, Рахманинов, Лист, Глинка и т. д. Написаны различные музыкальные жанры: опера Рубенштейна, вальс Хачатуряна, романсы Варламова.

Иллюстрации, гравюры, рисунки украшают лермонтовские произведения. Знаменитый русский художник И.И. Шишкин выбрал два стихотворении поэта. Одно из них “На севере диком стоит одиноко…” .Художник пишет картину, которая так и называется “На севере диком стоит одиноко…”. На высоком утёсе в морозную лунную ночь изображён образ сосны. Как пишет поэт, “одетой ризой” снегов. Риза – это одежда священника при богослужении. Внизу, за утёсом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. Художник смог передать образ одиночества кистью, а поэт словом.

“На севере диком стоит одиноко…”

Ни одно стихотворение М.Ю. Лермонтова наполнено чувством одиночества и тоски. Послушаем стихотворение “Утёс”.

Страница 8. Разлуки с родиной.

“Утёс”.

Не смотря на свой молодой возраст, М. Ю. Лермонтов немало поездил по стране, побывал на Кубани, Ставрополе, Грузии. В своём стихотворении “Листок” он описывает грусть расставания с родными местами.

“Листок”

Любовь к Родине – это одна из главных особенностей человека. Без любви к Родине не испытать ни настоящего счастья, ни горечи разлуки с отчим домом. Лермонтов жил в 19 веке, мы – в 21 веке. Но и сегодня нам понятно лермонтовское восприятие Родины.

“Родина”

Лермонтов страстно мечтал уйти в отставку и заняться литературой. Но судьба распорядилась иначе.

Страница 9. Трагическая судьба поэта.

Апрель 1840 год. Лермонтова провожали друзья в ссылку на Кавказ. Растроганный вниманием к себе, Лермонтов стоя у окна глядел на тучи, которые ползли над Летним садом и Невою, писал стихотворение. Когда поэт кончил писать, его окружили и просили прочесть. Он оглянул всех взглядом выразительных глаз своих и задумчиво начал читать: “Тучки небесные, вечные странники..”

“Тучи”

Когда он кончил, глаза были влажны от слёз. Поэт прямо то дома двинулся в ссылку на Кавказ.

Свои последние стихи Лермонтов написал на Кавказе в небольшой книжечке с кожаным переплётом. Заключительным в этой тетради оказалось стихотворение “Пророк” – о горестной судьбе поэта, непонятного и гонимого людьми.

Трагическая дуэль оборвала жизнь поэта 15 июля 1841 года. Ушёл из жизни ещё один великий поэт России, которому было всего 26 лет.

Страница 10. Лермонтову посвящается.

4.1. Стихотворения.

Лермонтову посвящено множество стихотворений других поэтов: В. Брюсов, К Бальмонт, Т. Шевченко.

Учитель читает наизусть стихотворение Т. Шевченко.

Где ж ты,
Пророк, что сделался святым,
Великомученник? Ты с нами,
Ты, присносущий, всюду с нами
Витаешь Ангелом святым,
Ты с нами говоришь, не споря,
Тихонько, тихо… про любовь,
Про бесталанную, про горе,
Или про Бога, и про море,
Про даром пролитую кровь
На плахах злыми палачами.
Заплачешь горько перед нами-
И мы заплачем… Ведь жива-
Душа поэта – и, святая,
Она горит в его руках,
И мы, читая, оживаем
И слышим Бога в небесах.

4.2. Издание книг и сборников.

Много времени прошло с того трагического события. Лермонтов прожил короткую жизнь. Но как много он оставил после себя! О популярности лермонтовских стихов говорит следующая цифра. “Казачья колыбельная” была положена на музыку 31 раз.

“Казачья колыбельная”

Ни одно поколение читает его произведения. Подтверждение тому эта выставка книг, которую вы подготовили. Сколько разных изданий? Если в вашей семейной библиотеке нет ещё сборника произведений великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, то знайте, что в этом году, к юбилею, появилась новая книга.

Посмотрите, на обложке рисунок к стихотворению “Бородино”. Это произведение многие Ваши родители помнят со школьной скамьи.

-Уважаемые родители, кто может зачитать отрывок?

Родители читают отрывок.

5. Проблемный вопрос.

– Рассмотрите репродукцию картины литовского художника Чюрлёнис.

– Что изображено на репродукции?

– Ничего поначалу не рассмотришь в картине необычного. Казалось бы простой пейзаж: кусты, деревья на горизонте, большое завитое облако в небе. Но вглядитесь, и вы заметите здесь два человека. (Ребята делятся впечатлениями)

– Да, мы замечаем, что зелёные кусты – это человек, вползающий на вершину горы, а облако над ним его отражение. Очень напоминает облако горца, который жестом нас от чего – то предостерегает.

– Подумайте, к какому стихотворению Лермонтова, эта картина могла бы быть написана.

– Зачитайте цитаты из стихотворений. (Дети зачитывают строки из стихотворений)

– Я думаю, что эта картина может стать иллюстрацией к обложке ещё одного нового сборника стихотворений Лермонтова, но теперь – для детей. А украсят этот сборник ваши рисунки. Посмотрите, какие красочные иллюстрации могут оказаться на страницах нового издания.

6. Итог.

– Короткую жизнь прожил Лермонтов. Но его творчеством восхищаются многие годы. Замечательно, что сегодня мы вместе слушали и читали стихи великого поэта. Мы повторяли, нет, пели вслед за поэтом волшебные строки. Они так тонко передают настроение. Они – так дороги нам. Каждый смог найти в них своё душевное состояние.

ЛИТЕРАТУРА.

1. “Библиотека”, №9 2001, с. 86-89.

2. “Библиотека” №6 2006, с. 34-39.

3. “Читаем, учимся, играем” №7 2004.

4. “Лермонтовские чтения” Краснодар, 1990г, Управление культуры детской библиотеки им. Бр.Игнатьевых.

5. “Русская литература” М., “Просвещение”, С.209.

6. “Большая литературная энциклопедия”, М., Олма Пресс, 2004.

Приложение