Тема урока: "Звуковой и предметный образы буквы "з". Буква "з" как имя предмета". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • познакомить детей со звуковым и предметным образами буквы “З”, добиваться четкого различия образа звука и образа буквы;
  • обогащать словарный запас учащегося;
  • развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;
  • развивать память, внимание, творческую активность, мелкую моторику рук;
  • отрабатывать чтение целыми словами; развивать понятийное мышление при сопоставлении предметов (явлений) по их местонахождению относительно друг друга во времени: месяц (январь – в январе и т. д., год и время года (зима - зимой и т. д.);
  • обращать внимание на отдых на уроке (подвижные игры, прогулка и т. д.).

Оборудование: “Букварь” под редакцией А. Ф. Малышевского, альбомы, краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, природный материал, конструкторы, пластилин; набор картинок для игры “Когда это бывает?”, изображение Золушки; различные предметы на букву “З”; зайка, змейка- мягкие игрушки; кубики с буквами; индивидуальные магнитные доски; классная разрезная касса букв (на магнитах).

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

У: Ребята, сегодня мы продолжаем свое путешествие в мир Знаний. На пути у нас будет много трудностей, поэтому нужно быть очень внимательными. Поднимите руку те, кто готов справиться со всеми трудностями. (Поднимают руки все.)

Молодцы! Тогда в путь!

II. Вводный момент.

У. Какое сегодня число?

Д: Сегодня 29 ноября.

У: Какое время года заканчивается?

Д: Заканчивается осень, осталось 2 дня.

У: Какие осенние месяцы вы знаете?

Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

У: Вспомните, что интересного было у вас в сентябре.

Д: В сентябре мы пошли в школу.

У: А в октябре?

Д: В октябре у меня был день рождения …

У: В ноябре?

Д: В ноябре выпал первый снег …

У: Какое время года будет после осени?

Д: После осени идет зима.

У: Поиграем в игру “Когда это бывает?”

(Дети идут на ковер, где разложены картинки.)

Послушайте загадку и скажите, когда это бывает:

- Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и
Елочек. Я…

Д: Осень.

У: Поберите картинки, которые изображают, что было осенью.

(Дети находят, показывают и рассказывают)

Д: Осенью мы собираем урожай. Осенью желтеют и опадают листья.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.

У:

Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня …

Д: Зима.

(Дети также находят картинки с изображением зимы и раскрывают, что бывает зимой.)

Д: Зимой выпадает снег, все вокруг белое.

Зимой мы катаемся на коньках, лыжах, санках.

Зимой мы лепим снежную бабу …

У: Как изменилась природа с приближением зимы?

(Подходим к окну.)

Д: Деревья голые. Кругом лежит снег. Сегодня очень холодно, сильный мороз. Не слышно пения птиц.

Прилетели снегири…

У: Ребята, давайте споем песню о зиме. Под фонограмму дети исполняют песню “Зимушка, зимушка. ”

III. Звуковой образ буквы “З” . Проговаривание скороговорки.

- Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

У: Проговорим вместе и послушаем, какой звук произносится чаще.

Д: Повторяется звук (З)

(Проговаривают еще раз, выделяя звук (З))

Зззимним утром от мороззза
На зззаре зззвенят березззы.

У: В каких словах мы слышим звук (З).

Д: Зззимним - в начале слова,

От мороззза – в конце слова,

На зззаре – в начале слова,

Зззвенят - вначале слова,

Березззы- в конце слова.

У: Проговорим скороговорку тихо, громко. (дети читают)

У: Проговорите скороговорку, так, как бы ее проговорил медведь, зайчик, лисичка.

IV. Предметный образ буквы “З”.

У: Какой буквой обозначается звук (З)?

Д: Буквой “З”.

У: На что похожа буква “З”?

Д: На цифру 3.

У: На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3 три. (Дети показывают на доске изображение цифры 3).

Д: На змейк, которая легла и изобразила букву “З”.

(Рассматривают змейку- мягкую игрушку).

У: - Буква “З” на вид как змейка,

Разглядеть ее сумей-ка!

- “З” не просто завитушка,

“З” пружинка, крендель, стружка.

V. Художественно-изобразительная деятельность.

У: Ребята, садитесь за свои столики, откройте альбомы и изобразите, на что похожа буква “З” и подготовьте рассказ о своем образе.

(дети рисуют красками, гуашью, цветными карандашами, фломастерами - по желанию)

После прослушивания рассказов, дети выкладывают букву “З” из природного материала, конструируют ее из конструктора, лепят из пластилина и т. д.

У: Посмотрите, какие разные буквы у вас получились, но все они узнаваемы. А теперь напечатайте букву “З” в своих тетрадках.

У: Оля, сколько букв ты напечатала?

Оля: Я напечатала 15 букв.

У: У Димы сколько букв?

Дима: Я напечатал 12 букв.

У: Ребята, на сколько больше букв напечатала Оля, чем Дима?

Д: Оля напечатала на 3 буквы больше.

У: Молодцы.

VI. Буква “З” как имя предмета.

У: Сегодня к нам пришли гости. Отгадайте загадку и узнайте.

- Она красива и мила,
А имя ей от слова “зола”.

Д: Это Золушка. (Печатают это слово ЗОЛУШКА в тетради).

У: Как вы думаете, почему именно Золушка пришла к нам в гости?

Д: Ее имя на букву “З”.

У: Какая Золушка? (Рассматривают изображение Золушки, вспоминают сказку.)

Д: Она красивая, трудолюбивая, добрая, рукодельная.

У: Золушка пришла к нам не одна, а со своими друзьями.

- Обитатель леса шустрый,
Оборвал листок капустный.
У него дрожат реснички:
- Нет ли где-нибудь лисички?

Д: Это зайчик.

(Дети печатают в тетрадях ЗАЙЧИК, и на магнитной доске.)

У: Какой звук слышим в начале слова ?

Д: Звук (З).

У: Какой буквой обозначается этот звук?

Д: Буквой “З”.

У: Найдите зайчика среди наших игрушек.

Какой он?

(Дети рассматривают его).

Д: Он пушистый, длинноухий, красивый, добрый, трусливый, смешной, косой, мягкий, яркий.

У: В каких сказках вы читали про зайчика?

Д: В сказках “Колобок”, “Теремок”, “Зайкина избушка”…

У: Давайте для наших гостей покажем сказку “Зайкина избушка”. Вспомним эту сказку. (Дети рассказывают) какие животные участвуют в этой сказке?

Д: Лиса, заяц, медведь, волк, петух.

(Оговариваются интонации, с которой будут дети изображать своего героя: медведь- голос грубый; лиса- хитрая; заяц- трусливый; петух- голосистый)

Инсценировка сказки осуществляется с помощью кукол - кукольный театр. Дети участвуют по желанию.

У: Молодцы, ребята! Ваша сказка очень понравилась Золушке и зайчику. Смотрите, у зайчика в кармане какая-то записка. Она для вас. Это загадка. Прочитаем ее. (Читает хорошо читающий ребенок)

- Рассыпалось к ночи зерно.

Глянули утром - нет ничего.

Д: Это звезды. (Дети печатают слово ЗВЕЗДА в тетради.)

У: А какие звезды?

Д: Они яркие, блестящие, маленькие, далекие, волшебные, …

У: У нас в комнате тоже есть звезды, только их надо поискать.

(Дети ищут, рассматривают после нахождения)

У: Произнесем слово звезды еще раз и послушаем первый звук.

Д: Зззвезззды. В начале слова звук (З) и в середине звук (З).

У: Посчитайте звезды.

Д: Один, два, три.

У: Сколько звезд вы нашли?

Д: Мы нашли три звезды.

У: Сравните их. Какая звезда лишняя.

Д: У двух звезд четыре – 4 луча, а у третьей - 5.

У: На сколько лучей больше у третьей звезды?

Д: На один луч больше.

У: На одной звездочке что-то написано. Давайте прочитаем.

(Загадку читает хорошо читающий ребенок)

Всю жизнь свою хожу в тельняшке,

Но без сапог и без фуражки.

Д: Это зебра. (Слово ЗЕБРА печатают в тетради)

У: Послушайте, какой звук слышим в начале слова?

Д: Зззебра. Звук (З).

У: Какой буквой обозначается звук (З).

Д: Буквой “З”.

У: Какая зебра?

Д: Зебра полосатая, быстрая , красивая …

У: А где можно увидеть зебру?

Д: Зебру мы можем увидеть в зоопарке (Печатают ЗООПАРК в тетради).

У: Произнесите еще раз слово “зоопарк”. Какой звук первый?

Д: Зззопарк . Звук (З), он обозначается буквой “З”.

У: Вот и мы отправляемся в зоопарк вместе с Кирюшкой.

Садитесь за столики и рассмотрите рисунки, составьте по ним рассказ, чтобы были слова с буквой “З”.

Работа в группах.

I группа – рассказ “Крестики-нолики” (про зебру).

II группа – рассказ “Обознались” (про моржа). См. Приложение

III группа – рассказ “Крокодил обиделся” (про зубы).

IV группа – рассказ “Собезьянничала” (про обезьяну).

Дети в своих группах рассматривают картинки, готовят рассказ и один учащийся рассказывает. Остальные дети слушают и называют слова, в которых услышали звук (З.)

У: Молодцы, ребята! Ваши рассказы очень интересные. В зоопарке очень много зверей. Сейчас мы проведем эстафету зверей.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА “ЭСТАФЕТА ЗВЕРЕЙ”

Учащиеся делятся на 4 равные команды. Играющие принимают названия зверей: “Медведь”, “Заяц”, “Лиса”, “Волк”, “Белка” и т. д.

Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки выбегают вперед до указанного места. Кто первый прибежит, получает очко.

Подводится итог игры.

VII. Работа по “Букварю” (стр. 119-120)

У: Мы нашли много слов на букву “З”. Но в “Букваре” еще есть слова. Откройте учебники и прочитаем загадки .

(Дети открывают учебники на стр. 119-120. Читающие дети читают загадки, остальные отгадывают.)

У: Сколько загадок на стр. 119.

Д: три загадки.

У: Сколько загадок на стр. 120.

Д: Две загадки.

У: Где загадок больше.

Д: Больше на стр. 119, левой странице.

У: На сколько больше?

Д: На одну загадку больше.

У: Рассмотрите нарисованную землянику.

Сколько ягод на ветке слева?

Д: Слева одна ягода.

У: Сколько ягод справа?

Д: Справа две ягоды.

У: Сколько всего?

Д: Всего три ягоды.

У: А как получилось три?

Д: Две и еще одна, будет три ягоды.

VIII. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

- С какой буквой мы познакомились?

- С какими героями из сказок встречались?

Молодцы, ребята! Вы хорошо работали, узнали много нового.

Иллюстрации