Цели:
- познакомить детей со звуковым и предметным образами буквы “З”, добиваться четкого различия образа звука и образа буквы;
- обогащать словарный запас учащегося;
- развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать, делать выводы;
- развивать память, внимание, творческую активность, мелкую моторику рук;
- отрабатывать чтение целыми словами; развивать понятийное мышление при сопоставлении предметов (явлений) по их местонахождению относительно друг друга во времени: месяц (январь – в январе и т. д., год и время года (зима - зимой и т. д.);
- обращать внимание на отдых на уроке (подвижные игры, прогулка и т. д.).
Оборудование: “Букварь” под редакцией А. Ф. Малышевского, альбомы, краски, гуашь, цветные карандаши, фломастеры, природный материал, конструкторы, пластилин; набор картинок для игры “Когда это бывает?”, изображение Золушки; различные предметы на букву “З”; зайка, змейка- мягкие игрушки; кубики с буквами; индивидуальные магнитные доски; классная разрезная касса букв (на магнитах).
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
У: Ребята, сегодня мы продолжаем свое путешествие в мир Знаний. На пути у нас будет много трудностей, поэтому нужно быть очень внимательными. Поднимите руку те, кто готов справиться со всеми трудностями. (Поднимают руки все.)
Молодцы! Тогда в путь!
II. Вводный момент.
У. Какое сегодня число?
Д: Сегодня 29 ноября.
У: Какое время года заканчивается?
Д: Заканчивается осень, осталось 2 дня.
У: Какие осенние месяцы вы знаете?
Д: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
У: Вспомните, что интересного было у вас в сентябре.
Д: В сентябре мы пошли в школу.
У: А в октябре?
Д: В октябре у меня был день рождения …
У: В ноябре?
Д: В ноябре выпал первый снег …
У: Какое время года будет после осени?
Д: После осени идет зима.
У: Поиграем в игру “Когда это бывает?”
(Дети идут на ковер, где разложены картинки.)
Послушайте загадку и скажите, когда это бывает:
- Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и
Елочек. Я…
Д: Осень.
У: Поберите картинки, которые изображают, что было осенью.
(Дети находят, показывают и рассказывают)
Д: Осенью мы собираем урожай. Осенью желтеют и опадают листья.
Осенью птицы собираются в стаи и улетают в теплые края.
У:
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня …
Д: Зима.
(Дети также находят картинки с изображением зимы и раскрывают, что бывает зимой.)
Д: Зимой выпадает снег, все вокруг белое.
Зимой мы катаемся на коньках, лыжах, санках.
Зимой мы лепим снежную бабу …
У: Как изменилась природа с приближением зимы?
(Подходим к окну.)
Д: Деревья голые. Кругом лежит снег. Сегодня очень холодно, сильный мороз. Не слышно пения птиц.
Прилетели снегири…
У: Ребята, давайте споем песню о зиме. Под фонограмму дети исполняют песню “Зимушка, зимушка. ”
III. Звуковой образ буквы “З” . Проговаривание скороговорки.
- Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
У: Проговорим вместе и послушаем, какой звук произносится чаще.
Д: Повторяется звук (З)
(Проговаривают еще раз, выделяя звук (З))
Зззимним утром от мороззза
На зззаре зззвенят березззы.
У: В каких словах мы слышим звук (З).
Д: Зззимним - в начале слова,
От мороззза – в конце слова,
На зззаре – в начале слова,
Зззвенят - вначале слова,
Березззы- в конце слова.
У: Проговорим скороговорку тихо, громко. (дети читают)
У: Проговорите скороговорку, так, как бы ее проговорил медведь, зайчик, лисичка.
IV. Предметный образ буквы “З”.
У: Какой буквой обозначается звук (З)?
Д: Буквой “З”.
У: На что похожа буква “З”?
Д: На цифру 3.
У: На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3 три. (Дети показывают на доске изображение цифры 3).
Д: На змейк, которая легла и изобразила букву “З”.
(Рассматривают змейку- мягкую игрушку).
У: - Буква “З” на вид как змейка,
Разглядеть ее сумей-ка!
- “З” не просто завитушка,
“З” пружинка, крендель, стружка.
V. Художественно-изобразительная деятельность.
У: Ребята, садитесь за свои столики, откройте альбомы и изобразите, на что похожа буква “З” и подготовьте рассказ о своем образе.
(дети рисуют красками, гуашью, цветными карандашами, фломастерами - по желанию)
После прослушивания рассказов, дети выкладывают букву “З” из природного материала, конструируют ее из конструктора, лепят из пластилина и т. д.
У: Посмотрите, какие разные буквы у вас получились, но все они узнаваемы. А теперь напечатайте букву “З” в своих тетрадках.
У: Оля, сколько букв ты напечатала?
Оля: Я напечатала 15 букв.
У: У Димы сколько букв?
Дима: Я напечатал 12 букв.
У: Ребята, на сколько больше букв напечатала Оля, чем Дима?
Д: Оля напечатала на 3 буквы больше.
У: Молодцы.
VI. Буква “З” как имя предмета.
У: Сегодня к нам пришли гости. Отгадайте загадку и узнайте.
- Она красива и мила,
А имя ей от слова “зола”.
Д: Это Золушка. (Печатают это слово ЗОЛУШКА в тетради).
У: Как вы думаете, почему именно Золушка пришла к нам в гости?
Д: Ее имя на букву “З”.
У: Какая Золушка? (Рассматривают изображение Золушки, вспоминают сказку.)
Д: Она красивая, трудолюбивая, добрая, рукодельная.
У: Золушка пришла к нам не одна, а со своими друзьями.
- Обитатель леса шустрый,
Оборвал листок капустный.
У него дрожат реснички:
- Нет ли где-нибудь лисички?
Д: Это зайчик.
(Дети печатают в тетрадях ЗАЙЧИК, и на магнитной доске.)
У: Какой звук слышим в начале слова ?
Д: Звук (З).
У: Какой буквой обозначается этот звук?
Д: Буквой “З”.
У: Найдите зайчика среди наших игрушек.
Какой он?
(Дети рассматривают его).
Д: Он пушистый, длинноухий, красивый, добрый, трусливый, смешной, косой, мягкий, яркий.
У: В каких сказках вы читали про зайчика?
Д: В сказках “Колобок”, “Теремок”, “Зайкина избушка”…
У: Давайте для наших гостей покажем сказку “Зайкина избушка”. Вспомним эту сказку. (Дети рассказывают) какие животные участвуют в этой сказке?
Д: Лиса, заяц, медведь, волк, петух.
(Оговариваются интонации, с которой будут дети изображать своего героя: медведь- голос грубый; лиса- хитрая; заяц- трусливый; петух- голосистый)
Инсценировка сказки осуществляется с помощью кукол - кукольный театр. Дети участвуют по желанию.
У: Молодцы, ребята! Ваша сказка очень понравилась Золушке и зайчику. Смотрите, у зайчика в кармане какая-то записка. Она для вас. Это загадка. Прочитаем ее. (Читает хорошо читающий ребенок)
- Рассыпалось к ночи зерно.
Глянули утром - нет ничего.
Д: Это звезды. (Дети печатают слово ЗВЕЗДА в тетради.)
У: А какие звезды?
Д: Они яркие, блестящие, маленькие, далекие, волшебные, …
У: У нас в комнате тоже есть звезды, только их надо поискать.
(Дети ищут, рассматривают после нахождения)
У: Произнесем слово звезды еще раз и послушаем первый звук.
Д: Зззвезззды. В начале слова звук (З) и в середине звук (З).
У: Посчитайте звезды.
Д: Один, два, три.
У: Сколько звезд вы нашли?
Д: Мы нашли три звезды.
У: Сравните их. Какая звезда лишняя.
Д: У двух звезд четыре – 4 луча, а у третьей - 5.
У: На сколько лучей больше у третьей звезды?
Д: На один луч больше.
У: На одной звездочке что-то написано. Давайте прочитаем.
(Загадку читает хорошо читающий ребенок)
Всю жизнь свою хожу в тельняшке,
Но без сапог и без фуражки.
Д: Это зебра. (Слово ЗЕБРА печатают в тетради)
У: Послушайте, какой звук слышим в начале слова?
Д: Зззебра. Звук (З).
У: Какой буквой обозначается звук (З).
Д: Буквой “З”.
У: Какая зебра?
Д: Зебра полосатая, быстрая , красивая …
У: А где можно увидеть зебру?
Д: Зебру мы можем увидеть в зоопарке (Печатают ЗООПАРК в тетради).
У: Произнесите еще раз слово “зоопарк”. Какой звук первый?
Д: Зззопарк . Звук (З), он обозначается буквой “З”.
У: Вот и мы отправляемся в зоопарк вместе с Кирюшкой.
Садитесь за столики и рассмотрите рисунки, составьте по ним рассказ, чтобы были слова с буквой “З”.
Работа в группах.
I группа – рассказ “Крестики-нолики” (про зебру).
II группа – рассказ “Обознались” (про моржа). См. Приложение
III группа – рассказ “Крокодил обиделся” (про зубы).
IV группа – рассказ “Собезьянничала” (про обезьяну).
Дети в своих группах рассматривают картинки, готовят рассказ и один учащийся рассказывает. Остальные дети слушают и называют слова, в которых услышали звук (З.)
У: Молодцы, ребята! Ваши рассказы очень интересные. В зоопарке очень много зверей. Сейчас мы проведем эстафету зверей.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА “ЭСТАФЕТА ЗВЕРЕЙ”
Учащиеся делятся на 4 равные команды. Играющие принимают названия зверей: “Медведь”, “Заяц”, “Лиса”, “Волк”, “Белка” и т. д.
Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки выбегают вперед до указанного места. Кто первый прибежит, получает очко.
Подводится итог игры.
VII. Работа по “Букварю” (стр. 119-120)
У: Мы нашли много слов на букву “З”. Но в “Букваре” еще есть слова. Откройте учебники и прочитаем загадки .
(Дети открывают учебники на стр. 119-120. Читающие дети читают загадки, остальные отгадывают.)
У: Сколько загадок на стр. 119.
Д: три загадки.
У: Сколько загадок на стр. 120.
Д: Две загадки.
У: Где загадок больше.
Д: Больше на стр. 119, левой странице.
У: На сколько больше?
Д: На одну загадку больше.
У: Рассмотрите нарисованную землянику.
Сколько ягод на ветке слева?
Д: Слева одна ягода.
У: Сколько ягод справа?
Д: Справа две ягоды.
У: Сколько всего?
Д: Всего три ягоды.
У: А как получилось три?
Д: Две и еще одна, будет три ягоды.
VIII. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
- С какой буквой мы познакомились?
- С какими героями из сказок встречались?
Молодцы, ребята! Вы хорошо работали, узнали много нового.
Иллюстрации