Разработка урока чтения во 2-м классе по теме: "Развитие речи на уроках чтения у детей младшего школьного возраста" (М.М. Пришвин "Ребята и утята")

Разделы: Начальная школа


Цель урока: ознакомить с творчеством М.М.Пришвина, развивать навык правильного и осознанного чтения, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся, воспитывать любовь и заботливое отношение к животным, стремление оберегать природу и ее обитателей.

Оборудование: анаграммы, раздаточный материал (карточки № 1 ), портрет М.М.Пришвина, музыкальное сопровождение, демонстрационный материал ( на доске: лес, зверюшки - медведь, лиса, ежик, мышка, белочка, зайчик, лягушка, рыбки, утка с утятами ), плакат” Любить и охранять природу- значит любить и охранять Родину”, выставка книг М.М.Пришвина.

Ход урока

Организационный момент:

Звучит музыка “Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь”.

- Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие, в лес. Но для этого нам надо подготовиться.

2.Речевая гимнастика:

- Сейчас мы прочитаем скороговорку: сначала тихо, громче, громко. Читать будем хором и вместе со мной. Готовы?

Стала утка на пруду
Учить своих утят;
Утята плавать на виду
У мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
“ Ну что из них получится?”

- Прочитайте вопросительное предложение. Прочитайте его, выдерживая интонацию.

- А теперь прочитаем медленно, быстрее и быстро. Молодцы.

3. Сообщение цели урока:

  • - Ребята, сегодня на уроке мы побываем в гостях у природы. На уроках природоведения мы уже узнали, какая бывает природа. Так какая же бывает природа? Отвечаем полным ответом.
    ( Природа бывает живая и неживая)
  • - Что относится к живой природе?
    ( К живой природе относятся птицы, люди, звери, рыбы)
  • - Что относится к неживой природе?
    (Солнце, воздух, камни и т.д.- это все неживая природа.)
  • - И сейчас мы с вами отправимся на чудесную полянку, в сказочный лес.
  • - Какое время года сейчас?
    ( Зима)
  • - А как вы думаете, в какой лес мы с вами отправимся: зимний, весенний, летний, осенний?
    ( Мы отправимся в летний лес.)
  • - Как вы узнали?
    ( Деревья зеленые, медведь не спит, на полянке цветы, трава и так далее)
  • - Но прежде чем отправиться на прогулку, вспомним, как себя ведут в гостях, правила поведения на природе.
    ( Не сорить, не рвать цветы, не ломать деревья, не обижать животных и насекомых.)
  • - Давайте закроем глазки и помечтаем, что мы оказались в летнем лесу, на чудесной полянке.

Звучит музыка: “ Лесная тишина”

Послушайте. Вы слышите?
Вам песня не слышна?
Поет, звенит таинственно
Лесная тишина.

- Что вы слышите и представляете? Можно отрыть глазки, а можно отвечать с закрытыми глазами.
( Ответы детей).

- Но мы с вами не просто будем гулять по лесу, но и еще что-то делать. Кто догадается, чем мы будем заниматься в лесу? ( Анаграммы)

ТАТЬЧИ       ДАТЬЛЮНАБ       НАТЬМИВСПО     МАТЬДУ

Читать наблюдать вспоминать думать

- Верно, ребята, сегодня на уроке мы с вами не просто будем путешествовать, но еще и читать, наблюдать, вспоминать, думать.

- Вы говорили, что слышали голоса птиц, звуки разных животных. Сейчас вы прочитаете и назовете голоса, каких птиц вы слышали? Работаем по карточке № 1 – карточку не вертим.

(Ответы детей)

- А для того, чтобы назвать, какие звери обитают в лесу, вам нужно будет дополнить стихотворение.

Игра “ Доскажи словечко”.

- Отвечать можно хором.

На ветке не птичка-
Зверек-невеличка,
Мех теплый, как грелка
Кто же это… (белка)

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо…
Жили-били серый еж
И его … (ежиха)

Уронила белка шишку
Шишка стукнула… (зайчишку)

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это - зверь лесной … (медведь)

В подполье, в каморке
Живет она в норке
Серая малышка
Кто же это? (мышка)

Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую … (лису).

-Молодцы, ребята, а на нашей полянке есть такие зверюшки?
(Да, на нашей полянке такие звери есть.)

ФИЗМИНУТКА

- Как-то на полянке собрались зверюшки: медведь, утка, заяц, тигр.
(Дети изображают зверей).

4. Проверка домашнего задания.

- Отгадайте загадку:

Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край я не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю
Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый …(воробей).

- А в нашем лесу есть воробей? (Да)

- И так, ваше домашнее задание стихотворение Николая Михайловича Рубцова

“ Воробей”.
( Стихотворение рассказывают наизусть 3-4 человека.)

5.Новая тема:

- Продолжаем нашу прогулку. И мы познакомимся с вами с творчеством еще одного писателя Михаила Михайловича Пришвина. Михаил Михайлович родом из Орловщины, зеленого, щедрого края., За годы своей жизни он был агрономом, охотником, землепроходцем, учителем. Михаил Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Обратите внимание на книги (выставка книг М.М.Пришвина). Он много рассказывал о животных и о природе. Посмотрите, какие у него добрые глаза (портрет писателя) Вот уже несколько десятков лет нет писателя с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги Михаила Михайловича Пришвина читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает добрее, мудрее, умнее и великодушнее.

- И сегодня мы прочитаем одно из произведений этого автора. Но я бы хотела, чтобы вы сами догадались, о ком это произведение. А поможет вам загадка:

Вдоль по речке, по водице,
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою всех ведет.
( Утка с утятами.)

6.Словарная работа:

- Верно, мы прочитаем произведение Михаила Михайловича Пришвина “ Ребята и утята”. Но при чтении этого произведения попадутся “хитрые слова”. Давайте прочитаем и объясним значение этих слов.

ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – русская мера длины.
ЧИРОК-СВИСТУНОК – уточка.
ПРОЧНОЕ МЕСТО – безопасное место.
КУЗНИЦА – там работает кузнец.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле.
ВОДА СПАЛА – стало меньше воды.

( Слова читаем хором, обращая внимание на ударение. Дети объясняют смысловое значение слов).

7. Первичное чтение.

- Сейчас я буду читать рассказ, вы внимательно следите и ответьте на вопрос:

- Когда ребята начали ловить утят, подумали ли они о том, что утка-мать, будет переживать?

(После чтения дети отвечают на вопрос, высказывая свою точку зрения.)

ФИЗМИНУТКА под музыку “ Танец маленьких утят”.

8.Повторное чтение.

Жужжащее чтение.

- При чтении будьте внимательны, так как свои ответы будете подтверждать предложениями из текста.

9. Выборочное чтение.

- Где видно, что мать-уточка была заботливая?

- Прочитайте, как писатель называет ребят?

( Дети зачитывают ответы на вопросы из текста.)

10. Работа по группам:

- У утят для вас есть задание. Нужно выйти и выбрать задание для своей группы. Итак, у вас есть задания:

  • 1группа: Как М.Пришвин относится к уточке и ее семейству?
  • 2группа: Как М.Пришвин относится к ребятам?
  • 3группа: Что можно сказать о самом авторе, читая это произведение?

- Сначала перечитайте текст самостоятельно, а потом я вам дам время пообщаться группами и выбрать правильный, подходящий ответ на свой вопрос.
( Дети перечитывают еще раз текст и работают в группах, затем отвечают полным ответом).

11. Беседа по прочитанному:

- Как вы думаете, для чего автор написал нам это произведение? Над чем заставил задуматься каждого этот рассказ?
( Дети отвечают, высказывая свое мнение..)

12. Работа по плакату: “ Любить и охранять природу – значит любить и охранять Родину” М. Пришвин.

- Давайте хором прочитаем слова Михаила Пришвина. Как вы понимаете эти слова?

13. Итог урока:

- О чем был наш урок?

- Что понравилось на уроке больше всего?

- Сейчас мы с вами прослушаем детскую песенку Шаинского “ Не дразните собак”.
( Прослушивание произведения.)

- Как вы думаете, почему я предложила именно это произведение вам прослушать?
( Ответы детей)

14. Домашнее задание: перечитать текст, подготовиться к чтению по ролям.

15. Выставление оценок.