Цели:
- познакомить детей с различными видами кодирования, научить применять свои знания на практике,
- научить детей декодировать зашифрованную информацию,
- закрепить знания, умения и навыки работы на персональном компьютере,
- развивать память, мышление, внимание,
- развивать кругозор детей,
- продолжить формирование устойчивого интереса к учебной деятельности в целом и к уроку информатики конкретно.
Оборудование: фрагмент м/ф “Зима в Простоквашино”, презентация “Кодирование информации”, раздаточный материал (листы с зашифрованным посланием, таблица с кодами для букв алфавита/см. Приложение/, мультимедийный CD “Мир информатики 3 – 4 класс” Кирилл и Мефодий, фонограмма к фильму “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”, грамоты
Ход урока
У: Добрый день, мои юные друзья. Я приветствую вас на очередном заседании юных информатиков.
(Звучит музыка из к/ф “Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона”)
У: Как и на предыдущих уроках мы отправляемся в страну Информация, в город… А вот в какой город отправляемся мы сегодня, вам подскажет одно видеописьмо, которое пришло к нам из деревни Простоквашино. Внимание на экран.
(На экране отрывок из мультфильма “Зима в Простоквашино”. Момент, когда Шарик и Матроскин передают различные послания через почтальона Печкина. Обязательно захватить тот момент, когда Шарик рисует вигвам. После этого фрагмент отключается)
У.: Уважаемые коллеги, как вы думаете, что хотели нам сказать Матроскин и Шарик, в какой город мы сегодня с вами поедем?
Д.: Возможно, что Матроскин и Шарик общались друг с другом при помощи шифров, значит, и город наш тоже будет связан с шифрами.
У.: А что вам подсказало, что говорить мы сегодня будем о шифрах.
Д.: Нам подсказал об этом Шарик. Он передал Матроскину зашифрованное письмо, нарисовал на печке вигвам, а почтальон Печкин смог объяснить нарисованное.
У.: Действительно, следующий город, который мы с вами посетим, будет Шифроград. Нам предстоит познакомиться с его жителями и решить множество непростых задач.
В городе Шифрограде живут удивительные люди. Всю информацию, которую они получают или передают, они кодируют. А вот что же такое кодирование информации, нам и предстоит выяснить. Но в начале жители хотели бы узнать о вас побольше, достойны ли вы посетить их город. Первое задание, которое они вам предлагают, на внимание. Посмотрите на листы, лежащие перед вами. Перед вами логическая задачка. Приступайте к работе
У.: Молодцы, вы очень хорошо справились. Жители города довольны. Теперь настало время перейти к самому вопросу кодирования. Внимание, коллеги, на экран.
(Несколько сильных учеников заранее готовят краткие сведения о кодировании информации, на экране в это время идёт презентация (см. Приложение)
1-й ученик: Люди придумали множество способов кодирования информации. Разговорные языки:
- русский
- английский
- французский и другие
Язык мимики и жестов:
- язык глухонемых
Научные языки:
- язык математики
- язык физики
2-й ученик: Одним из древних способов кодирования является узелковое письмо.
Можно без особого труда записать любое целое число, например, вот такое…
3-й ученик: Также в старину на Руси довольно широко употреблялась система нумерации, по которой вели записи сборщики податей. А выглядела она вот так…
4-й ученик: Из всех старинных систем нумераций только римская нумерация сохранилась до сих пор и применяется довольно часто. Римскими цифрами и сейчас обозначают столетия, главы и другое.
5-й ученик: Но кодирование применяется и сейчас. Самый яркий пример – это азбука Морзе. При радиосвязи часто используют специальный код – азбуку Морзе, где буквы и цифры обозначаются последовательностью коротких и длинных сигналов – точек и тире.
6-й ученик: А на флоте для кодирования информации применяется семафорная азбука, в которой буквы передаются с помощью условного положения рук с флажками.
7-й ученик: А вот для компьютеров люди придумали специальный двоичный код. Каждая буква, которую ты вводишь с клавиатуры, кодируются цепочкой из восьми нулей и единиц.
У.: Молодцы, ребята. Посмотрите, как, оказывается, часто мы встречаемся с закодированной информацией. Внимание! Из Шифрограда к нам поступила новая информация, но что это с ней такое, здесь сплошные цифры?
|
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||
|
|
Д.: Возможно, она закодирована.
У.: Да, но это очень странный код. А как вы думаете, что надо обязательно знать, чтобы работать с кодами и шифрами
(варианты ответов детей)
У.: Давайте посмотрим на экран.
(На доске третья часть презентации о кодировании и декодировании информации)
У.: Так что же нам нужно знать, чтобы раскодировать любую информацию?
Д.: Нам нужно знать код, при помощи которого была зашифрована информация.
У.: Вы абсолютно правы. Но, чтобы хорошо декодировать информацию, надо немного потренироваться. Включаем компьютеры и открываем приложение “Мир информатики” - Глава “Кодирование информации”
Перед вами четыре зашифрованных послания. Декодируйте их, следуя указаниям в программе.
(Дети работают на компьютерах. На задание уходит не более 8 – 10 минут)
У.: Молодцы, вы очень хорошо справились. А вот кто из вас заметил одну особенность, когда вы декодировали информацию?
Д.: Все знаки были расположены по порядку букв алфавита. Каждый знак – это определённая буква алфавита.
Д.: Возможно, и наш код из Шифрограда сделан по такому же принципу.
У.: Я думаю, вы на правильном пути. Давайте попробуем решить послание жителей Шифрограда
(Дети декодируют послание из Шифрограда)
У.: Что у вас получилось?
Д.: “Молодцы, вы правильно догадались. Добро пожаловать в Шифроград!”
У.: Я согласна с жителями города, вы действительно молодцы. Вы справились со всеми заданиями. Я вас поздравляю. Ворота города теперь открыты для нас. И на следующих уроках мы с вами познакомимся с различными способами кодирования информации. А сегодня я объявляю заседание юных информатиков закрытым. Приведите свои рабочие места в порядок, и у меня остался ещё один сюрприз для вас. Жители города приготовили для каждого из вас почётную грамоту, за великолепное решение задач. Но грамоты эти немного необычны. Для каждого из вас они зашифрованы при помощи одного из кодов, о которых мы сегодня с вами говорили. Дома попробуйте свои грамоты декодировать, а помогут вам в этом специальные таблицы и ваши знания, которые вы получили на нашем заседании.
Желаю вам удачи и до новых встреч!