Урок по окружающему миру в 1-м классе по теме: "На что похожа наша планета?"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.
  • Развивать наблюдательность.
  • Воспитывать бережное отношение к нашей планете.

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, глобус, мяч, блюдо, пластилин, цветные карандаши, два круга голубого цвета, модели материков.

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель:

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?

Учитель: - Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой очень много страниц и каждая рассказывает свое.

Приложение №1

(Слайд №1, звучит спокойная мелодия. На доске 2 круга голубого цвета)

II. Сообщение темы урока

Страничка “Иследование” (Постановка проблемы)

Муравей Вопросик – Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки.

А все вместе мы живем на одной большой планете.

- Кто знает, как она называется?

Дети: Земля.

Муравей Вопросик - Иду, иду… Конца и края нет.

- Где же конец нашей Земли?

- Можно ли дойти до ее края?

Учитель: - Еще ни кому это не удавалось!

Муравей Вопросик – Но почему? Ведь наша Земля круглая!

- Интересно, на что похожа наша планета?

Учитель: - Ребята, помогите Вопросику ответить на его трудный вопрос (ответы детей).

Учитель показывает Блюдо и Мяч.

- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.

- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.

- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара (прикрепить фигурки к мячу, в том числе и “вверх ногами”).

- Кто же прав?

Учитель: Если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…

- Но пока никому из людей это не удалось…

- А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…(Слайды №2)

Работа по учебнику.

Учитель: - Рассмотрите рисунки на стр. 38 учебника (вверху) и скажите: “На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная?

- В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. (Слайд №3)

- Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод. (Слайд №4)

- Третьи считали (слайд № 5).

III. Работа по теме

Страничка “Открытие”

Учитель: - Какое же изображение правильное?

- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.

Это наблюдение люди сделали еще в древности.

Оно доказывает, какую форму имеет Земля. (Ответы детей)

(Учитель показывает динамическую модель движения корабля).

- Что вы можете сказать об увиденном? (Ответы детей).

ФИЗМИНУТКА

Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
И как зайки поскакали
И за кустиком пропали.

Слайд №6 Космос

Учитель: - В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.

Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.

- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете?

Дети: – Так как на Земле есть огромные моря и океаны.

(Слайды №7,8)

IV. Практическая работа

(Учитель предлагает вылепить из пластилина модель Земли)

Учитель: - А как показать сушу?

Дети: - Зеленым, желтым, коричневым цветами.

Учитель: - Верно, но мы не знаем, как расположена суша на земле.

Люди это давно изучили и создали глобус - модель Земли.

(Учитель показывает глобус, Слайд №9)

Учитель: - Найдите воду, сушу.

(Дети находят на глобусе моря, океаны, материки)

(Учитель составляет модель на доске, прикрепляя к голубым кругам материки)

Учитель: - Постараемся расположить сушу на поверхности Земли, это материки, их 6 (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида - можно не называть).

Учитель: - Завершите работу над своей моделью.

(Дети заканчивают работу)

Учитель: - Итак, на что же похожа наша планета на блюдо или на мяч?

(Ответы детей)

ВЫВОД:

Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.

Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.

Учитель: - Давайте послушаем, что нам сообщает Мудрая Черепаха. (стр. 38)

Земля имеет форму шара. Но мы этого обычно не замечаем, потому что земной шар очень велик.

Учитель: - Откроем следующую страничку нашего урока.

“Страничка для любознательных”

Учитель: - Знаете ли вы, что земля вращается вокруг своей оси. (Показать на глобусе)

(Слайд №10 Движение Земли вокруг оси).

- В это время происходит смена дня и ночи. 365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года. (Слайд №11)

Мудрая Черепаха (стр. 39):

Земля намного меньше Солнца. Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да ещё и сама вращается наподобие детского волчка.

V. Творческая работа

Работа в тетради

Учитель: - Пользуясь моделью Земли, разукрасьте рисунок в тетради.

ФИЗМИНУТКА

- Как живешь?

- Вот так.

- Как идешь?

- А бежишь?

- Ночью спишь?

- Как берешь?

- А даешь?

- Как молчишь?

- А грозишь?

- А сидишь?

Загадки

Учитель: - Отгадайте загадки.

Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар. (ЗЕМЛЯ)

На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (ГЛОБУС)

Учитель:

- Итак, какую Форму имеет Земля?

- Как это можно доказать?

- Что такое глобус?

(Ответы детей)

 Страничка юного эколога

Учитель: Открываем следующую страничку нашей книги Знаний – “Страничка юного эколога” мы видим, что живем с вами на самой удивительной планете – нашей Земле.

Ученик:

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.

Ученик:

Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно. (Я. Аким)

Учитель: - О какой планете вы услышали? Почему говорится, что она одна?

- Давайте полюбуемся нашей планетой, посмотрим, какая она красивая, немого отдохнем и помечтаем, вспомним теплое лето…

Учитель: - Могут ли люди нанести вред нашей планете Земля? (Ответы детей)

- Теперь наш путь лежит на “Пустынный берег”.

- Мы видим страшный пейзаж: сломанные деревья, догорающие кострища, кучи мусора.

Ученик:

Когда-то здесь росли цветы,
Тек чистый ручеек,
Ходили звери, человек, возможно даже ты.

Ученик:

Но вдруг неожиданно варвар пришел,
И все изменилось в миг.
Притихли зверушки,
Затих ручеек,
Головки склонили цветы.

(Слайды № 14, 15, 16)

Учитель: - На представленных слайдах вы видите, как порой ведут себя туристы. Правильно ли? Как на их месте поступите Вы?

(Ответы детей)

Вспомним несколько правил поведения в природе.

Дети: Сгущенку съедим, да банку в речку выбросим. (Слайд №17)

Банку нужно обжечь в костре и закопать под деревом.

Банка будет ржаветь, и питать дерево.

А что с пластиковой посудой в лесу делать, куда ее выбросить? (Слайд №18)

Пластиковую посуду нужно собрать и выбросить в мусорный контейнер. Кроме того, из нее можно делать различные полезные для дома поделки.

Учитель: - Ребята, давайте поможем “Пустынному берегу” и напишем обращение к таким людям, которые еще не понимают, что планета – это наш дом.

(Дети высказываются)

Учитель: - А вы когда-нибудь поступали так?

Значит, главное воспитать в себе человека, который считает планету своим домом, а не чужим.

Ученик:

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна. (Слайд №19)
Не торопитесь, люди,
Всё вычерпать до дна. (Слайд №20)

VI. Итог урока

 Учитель: - Вы теперь специалисты, по своим знаниям приблизились к ученым и можете сказать: чего не знал Муравей?

Дети: Земля похожа на мяч, шар.

Учитель: Как называется модель Земли?

Дети: Глобус.

Учитель: Как нужно обращаться с Землей?

Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.