ЦЕЛИ:
- Научить доказывать выдвигаемые предположения шарообразности Земли. Продолжить обучение моделированию.
- Развивать наблюдательность.
- Воспитывать бережное отношение к нашей планете.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, глобус, мяч, блюдо, пластилин, цветные карандаши, два круга голубого цвета, модели материков.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель:
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Учитель: - Сегодня на уроке мы будем перечитывать книгу Знаний, в которой очень много страниц и каждая рассказывает свое.
(Слайд №1, звучит спокойная мелодия. На доске 2 круга голубого цвета)
II. Сообщение темы урока
Страничка “Иследование” (Постановка проблемы)
Муравей Вопросик – Очень интересно путешествовать по родной стране, но на свете есть и другие страны. Там живут такие же, как вы, мальчики и девочки.
А все вместе мы живем на одной большой планете.
- Кто знает, как она называется?
Дети: Земля.
Муравей Вопросик - Иду, иду… Конца и края нет.
- Где же конец нашей Земли?
- Можно ли дойти до ее края?
Учитель: - Еще ни кому это не удавалось!
Муравей Вопросик – Но почему? Ведь наша Земля круглая!
- Интересно, на что похожа наша планета?
Учитель: - Ребята, помогите Вопросику ответить на его трудный вопрос (ответы детей).
Учитель показывает Блюдо и Мяч.
- Когда мы смотрим в окно, Земля кажется нам плоской, как блюдо.
- Представьте, что на нем расположились дома, деревья, целые города и страны, люди и животные.
- Но некоторые из вас, ребята, сказали, что Земля похожа на мяч, то есть имеет форму шара (прикрепить фигурки к мячу, в том числе и “вверх ногами”).
- Кто же прав?
Учитель: Если Земля плоская, значит, можно идти - идти по ней и в конце концов дойти до края Земли…
- Но пока никому из людей это не удалось…
- А если Земля имеет форму шара, значит, многие люди ходят по ней вверх ногами…(Слайды №2)
Работа по учебнику.
Учитель: - Рассмотрите рисунки на стр. 38 учебника (вверху) и скажите: “На каком из них показана плоская Земля, а на каком шарообразная?
- В давние времена люди считали, что Земля плоская и имеет форму круга, который лежит на спинах огромных сильных животных, например китов или слонов. (Слайд №3)
- Другие представляли Землю в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается небесный свод. (Слайд №4)
- Третьи считали (слайд № 5).
III. Работа по теме
Страничка “Открытие”
Учитель: - Какое же изображение правильное?
- Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрите рисунок, на котором изображены корабли.
Это наблюдение люди сделали еще в древности.
Оно доказывает, какую форму имеет Земля. (Ответы детей)
(Учитель показывает динамическую модель движения корабля).
- Что вы можете сказать об увиденном? (Ответы детей).
ФИЗМИНУТКА
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
И как зайки поскакали
И за кустиком пропали.
Слайд №6 Космос
Учитель: - В наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара.
Наша планета самая красивая, она похожа на прекрасный голубой драгоценный камень.
- А как вы думаете, почему наша земля из космоса видна в голубом цвете?
Дети: – Так как на Земле есть огромные моря и океаны.
(Слайды №7,8)
IV. Практическая работа
(Учитель предлагает вылепить из пластилина модель Земли)
Учитель: - А как показать сушу?
Дети: - Зеленым, желтым, коричневым цветами.
Учитель: - Верно, но мы не знаем, как расположена суша на земле.
Люди это давно изучили и создали глобус - модель Земли.
(Учитель показывает глобус, Слайд №9)
Учитель: - Найдите воду, сушу.
(Дети находят на глобусе моря, океаны, материки)
(Учитель составляет модель на доске, прикрепляя к голубым кругам материки)
Учитель: - Постараемся расположить сушу на поверхности Земли, это материки, их 6 (Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида - можно не называть).
Учитель: - Завершите работу над своей моделью.
(Дети заканчивают работу)
Учитель: - Итак, на что же похожа наша планета на блюдо или на мяч?
(Ответы детей)
ВЫВОД:
Земля имеет форму шара. Мы этого не замечаем, потому что земной шар очень велик. Кстати, многие люди действительно ходят по нему вверх ногами, но не замечают этого.
Их, как и все на Земле, удерживает земное притяжение. Земля, как магнит все притягивает к себе. Шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края. Зато люди могут совершить кругосветное путешествие: обогнув Землю, возвращаться в то же место.
Учитель: - Давайте послушаем, что нам сообщает Мудрая Черепаха. (стр. 38)
Земля имеет форму шара. Но мы этого обычно не замечаем, потому что земной шар очень велик.
Учитель: - Откроем следующую страничку нашего урока.
“Страничка для любознательных”
Учитель: - Знаете ли вы, что земля вращается вокруг своей оси. (Показать на глобусе)
(Слайд №10 Движение Земли вокруг оси).
- В это время происходит смена дня и ночи. 365 дней Земля движется вокруг Солнца, за это время происходит смена времен года. (Слайд №11)
Мудрая Черепаха (стр. 39):
Земля намного меньше Солнца. Земля постоянно движется вокруг Солнца. Да ещё и сама вращается наподобие детского волчка.
V. Творческая работа
Работа в тетради
Учитель: - Пользуясь моделью Земли, разукрасьте рисунок в тетради.
ФИЗМИНУТКА
- Как живешь?
- Вот так.
- Как идешь?
- А бежишь?
- Ночью спишь?
- Как берешь?
- А даешь?
- Как молчишь?
- А грозишь?
- А сидишь?
Загадки
Учитель: - Отгадайте загадки.
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар. (ЗЕМЛЯ)
На ноге стоит одной,
Кружит - вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (ГЛОБУС)
Учитель:
- Итак, какую Форму имеет Земля?
- Как это можно доказать?
- Что такое глобус?
(Ответы детей)
Страничка юного эколога
Учитель: Открываем следующую страничку нашей книги Знаний – “Страничка юного эколога” мы видим, что живем с вами на самой удивительной планете – нашей Земле.
Ученик:
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Ученик:
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно. (Я. Аким)
Учитель: - О какой планете вы услышали? Почему говорится, что она одна?
- Давайте полюбуемся нашей планетой, посмотрим, какая она красивая, немого отдохнем и помечтаем, вспомним теплое лето…
Учитель: - Могут ли люди нанести вред нашей планете Земля? (Ответы детей)
- Теперь наш путь лежит на “Пустынный берег”.
- Мы видим страшный пейзаж: сломанные деревья, догорающие кострища, кучи мусора.
Ученик:
Когда-то здесь росли цветы,
Тек чистый ручеек,
Ходили звери, человек, возможно даже ты.
Ученик:
Но вдруг неожиданно варвар пришел,
И все изменилось в миг.
Притихли зверушки,
Затих ручеек,
Головки склонили цветы.
(Слайды № 14, 15, 16)
Учитель: - На представленных слайдах вы видите, как порой ведут себя туристы. Правильно ли? Как на их месте поступите Вы?
(Ответы детей)
Вспомним несколько правил поведения в природе.
Дети: Сгущенку съедим, да банку в речку выбросим. (Слайд №17)
Банку нужно обжечь в костре и закопать под деревом.
Банка будет ржаветь, и питать дерево.
А что с пластиковой посудой в лесу делать, куда ее выбросить? (Слайд №18)
Пластиковую посуду нужно собрать и выбросить в мусорный контейнер. Кроме того, из нее можно делать различные полезные для дома поделки.
Учитель: - Ребята, давайте поможем “Пустынному берегу” и напишем обращение к таким людям, которые еще не понимают, что планета – это наш дом.
(Дети высказываются)
Учитель: - А вы когда-нибудь поступали так?
Значит, главное воспитать в себе человека, который считает планету своим домом, а не чужим.
Ученик:
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна. (Слайд №19)
Не торопитесь, люди,
Всё вычерпать до дна. (Слайд №20)
VI. Итог урока
Учитель: - Вы теперь специалисты, по своим знаниям приблизились к ученым и можете сказать: чего не знал Муравей?
Дети: Земля похожа на мяч, шар.
Учитель: Как называется модель Земли?
Дети: Глобус.
Учитель: Как нужно обращаться с Землей?
Дети: Землю нужно беречь и охранять, заботиться о ней и т.д.